30.10.2017, 21:53 102162

Новый курс: некоторые выводы из выступления Си Цзиньпина

Китай будет и далее играть роль ответственной великой державы, активно участвуя в реформе глобального управления, прикладывая к этому свою силу и мудрость
Ключевой доклад генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина XIX съезду КПК обозначил приоритеты развития Китая не только на пятилетний период до следующего, XX съезда, но и на более длительный срок. От подобного рода документов нельзя ожидать сюрпризов. Доклад генерального секретаря не его личная точка зрения — это позиция ЦК. Доклад готовится на протяжении длительного времени обширным коллективом, включающим в себя высокопоставленных партийных руководителей, и представляет собой результат множества компромиссов.

Для официальных китайских политических документов характерны особое внимание к подчеркиванию исторической преемственности и опора на исторический прецедент. Данная особенность берет свое начало у истоков китайской цивилизации и нисколько не ослабевает по сей день. Преемственность подчеркивается даже в тех случаях, когда, по сути, новый курс в реальности полностью отрицает старый. В результате китайский документ труден для восприятия западным и российским читателями. Большая часть его состоит из бесконечного повторения, на первый взгляд, бессмысленных фраз, практический смысл которых — правильное позиционирование выступающего по отношению к его предшественникам. Любые новшества всегда основаны на прочном историческом фундаменте. Идеологические обоснования политики, несмотря на свою расплывчатость, обычно важнее конкретики.

Объявленный в докладе курс отражает тенденции в китайской политике, обозначившиеся явным образом еще в конце 2000-х гг., до того, как Си Цзиньпин возглавил партию и государство. Тем не менее выступление Си позволяет дать определенные ответы на ряд вопросов о будущем развитии Китая, по которым сохранялась неопределенность. Значение имеют нюансы и акценты сделанных политических заявлений.

Подобно каждому из своих предшественников, Си Цзиньпин вносит свой теоретический вклад в идеологию КПК, в так называемый "социализм с китайской спецификой в новой эре". Это название указывает на масштаб амбиций. Си, при всех многочисленных ссылках на прошлое и подчеркивании преемственности, претендует на провозглашение нового этапа в истории КНР.

До сих пор "социализм с китайской спецификой", без упоминаний "новой эры", сформулированный в начале периода реформ Дэн Сяопином, считался основой идеологии китайской коммунистической партии. Идеологическое творчество Цзян Цзэминя ("теория трех представительств") и Ху Цзиньтао ("научное развитие") претендовало на роль дополнений и уточнений "социализма с китайской спецификой", но никак не на новую главу в развитии партийной идеологии.

Как говорил Ху Цзиньтао в своем докладе XVII съезду КПК, "теоретическая система социализма с китайской спецификой — научная теоретическая система, включающая в себя важные стратегические идеи Дэн Сяопина, теорию "трех представительств", концепцию научного развития". С точки зрения идеологии КПК, в "социализм с китайской спецификой" входит весь период развития партийной догматики после Мао Цзэдуна. Следовательно, вступление социализма с китайской спецификой в новую эру можно считать завершением периода китайской истории, связанного с эпохой реформ, и выходом за рамки старого учения.

Каковы практические следствия этого шага? Судя по выступлению, Си решил зафиксировать ряд приоритетов развития страны, которые обсуждались и частично продвигались еще при прежнем поколении руководства, но так и не стали частью повестки (или не играли в ней достаточно важной роли). В отличие от предыдущего этапа истории КНР, теперь эти приоритеты будут в центре внимания. Вот некоторые из новшеств:

— Сбалансированное развитие и снижение неравенства важнее темпов роста экономики. Си ушел от упоминаний о планах удвоить к 2020 г. ВВП страны по отношению к уровню 2010 г., встречавшихся в документах XVIII съезда. Один из вызовов нового китайского общества — противоречие между потребностью населения в лучшей жизни и неравномерностью, несбалансированностью развития. Внимание на проблемы бедности и неравенства обращал еще предшественник Ху Цзиньтао. Однако период правления предыдущего поколения лидеров, пришедшийся главным образом на "жирные 2000-е", стал потерянным временем для реформ. Теперь откладывать уже невозможно. Особое внимание предполагается уделить выравниванию перекосов между городом и деревней, а также ускоренному развитию бедных и периферийных районов. Планируется ускорить создание общенациональных систем пенсионного и медицинского обеспечения, развернуть борьбу с поставками некачественных лекарств, расширить доступ населения к образовательным услугам, развернуть программу по борьбе с бедностью. Таким образом, важнейшая задача сейчас — снижение градуса социального напряжения, порождаемого бедностью и неравенством.

— Рыночные реформы и либерализация экономики уходят на второй план. Слово "рынок" упоминается намного реже, чем в докладах к предыдущим съездам, хотя в докладе сказано и о поддержке предпринимательства и защите инвесторов. Си прямо заявляет, что хочет сделать китайские государственные корпорации "сильнее и крупнее", в то же время улучшив качество управления ими. Из государственных корпораций предполагается выращивать национальных чемпионов. При этом экономика будет оставаться смешанной, основное внимание будет уделяться устранению административных барьеров развития бизнеса и административных монополий, поддержке конкуренции. Государство будет уходить от административного регулирования цен там, где оно еще сохраняется. Будет усилен надзор и регулирование финансового сектора — отражение нарастающей проблемы долгов корпоративного сектора и местных правительств.

— Во внутренней политике ожидать послаблений также не приходится. Значительная часть выступления Си была посвящена совершенствованию работы партийного аппарата с целью сохранения и упрочения руководящей роли КПК в жизни страны. Особое внимание предполагается уделить идеологической работе и идеологической обработке членов партии. Борьба с коррупцией продолжится: предполагается провести реформу партийного и государственного контрольных механизмов с целью повышения их эффективности.

— Будет проводиться активная внешняя политика и продолжаться ускоренная модернизация вооруженных сил. "Китай будет и далее играть роль ответственной великой державы, активно участвуя в реформе глобального управления, прикладывая к этому свою силу и мудрость", — отметил Си. Китай будет проводить "политику великой державы с китайскими характеристиками". Вооруженные силы должны к 2020 г. добиться успехов в механизации, информатизации и повышении стратегических возможностей, к 2035 г. завершить модернизацию (видимо, технически встать вровень с ведущими армиями мира), к 2050 г. — выйти на передовые позиции в мире. Рубежи 2020 и 2050 гг. встречались и ранее, 2035 г. упоминается впервые.

— Особое внимание будет уделяться государственной поддержке инноваций. Слово "инновации" встречается в тексте более 50 раз. Речь идет о внедрении инноваций в госуправление, поддержке инновационных технологий, стимулировании инновационных компаний и т. п. Будет усиливаться государственная поддержка малых и средних предприятий в инновационной сфере, проведена реформа системы управления высокотехнологичными отраслями, усилено внимание к обмену технологиями между ВПК и гражданской экономикой. В последнее время Си создал ряд организационных структур по управлению крупными инновационными проектами, одну из которых — Центральный совет по интегрированному военному и гражданскому развитию — возглавил лично. Очевидно, китайское руководство видит в инновациях основной источник экономического роста на будущее и одновременно гарантию безопасности страны в военной сфере.

Источник: http://russiancouncil.ru/

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержания спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?