14.01.2019, 12:06 23629

Нацбанк РК выявил нарушения в действиях микрофинансовых организаций

По итогам IV квартала 2018 года проведен мониторинг и анализ наиболее часто допускаемых МФО нарушений прав и законных интересов потребителей услуг микрофинансовых организаций.
Алматы. 14 января. Kazakhstan Today - Национальный банк РК сообщил о выявленных за IV квартал 2018 года нарушениях в действиях микрофинансовых организаций по итогам рассмотрения обращений потребителей услуг микрофинансовых организаций, передает Kazakhstan Today.

Как сообщили в Нацбанке, по итогам IV квартала 2018 года проведен мониторинг и анализ наиболее часто допускаемых МФО нарушений прав и законных интересов потребителей услуг микрофинансовых организаций.

По итогам выявленных нарушений в отношении МФО применено 17 санкций и ограниченных мер воздействия, в том числе 4 санкций (ТОО "Микрофинансовая организация "Финансовый магазин" ТОО "Микрофинансовая организация "Тумар", ТОО "Микрофинансовая организация "HeartAsiaCredit", ТОО "Микрофинансовая организация "СЕНІМ –VMY") в виде наложения и взыскания штрафов.

Также были применены 13 ограниченных мер воздействия в виде письменных предписаний (ТОО "Микрофинансовая организация "Finbox", ТОО "Микрофинансовая организация "КазАкша", ТОО "Микрофинансовая организация "СЕНІМ –VMY", ТОО "Микрофинансовая организация "Комфорт Финанс", ТОО "Микрофинансовая организация "HeartAsiaCredit", "ТОО "Микрофинансовая организация "FinansInvest", ТОО "Микрофинансовая организация "Кредит - регион", ТОО "МФО "ALHalal Finance", ТОО "Микрофинансовая организация "HeartAsiaCredit",ТОО "Микрофинансовая организация "Сенат-2050", ТОО "Микрофинансовая организация "Батыс Финанс").

МФО были допущены нарушения, связанные: с несоответствием Договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства РК (ТОО "Микрофинансовая организация "КазАкша", ТОО "Микрофинансовая организация "СЕНІМ –VMY", ТОО "Микрофинансовая организация "Комфорт Финанс", ТОО "Микрофинансовая организация "HeartAsiaCredit", ТОО "Микрофинансовая организация "HeartAsiaCredit", ТОО Микрофинансовая организация "Сенат 2050", ТОО "Микрофинансовая организация "Батыс Финанс", ТОО "Микрофинансовая организация "Казкредит", ТОО "МФО "Береке"); несвоевременной сдачей квартальной отчётности - (ТОО "МФО "ALHalal Finance"); невыполнением обязанностей, возложенных Нацбанком посредством применения ограниченной меры воздействия (ТОО "Микрофинансовая организация "Тумар"); неуказанием в договорах о предоставлении микрокредита размера годовой эффективной ставки вознаграждения, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (ТОО "Микрофинансовая организация "Finbox").

При этом Национальный банк рекомендует до заключения договора о предоставлении микрокредита с организацией, именуемой себя микрофинансовой организацией, удостовериться, что данная организации внесена в реестр микрофинансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. Ознакомиться с реестром микрофинансовых организаций можно на официальном сайте Национального банка.

В Нацбанке также напомнили об обязательных требованиях к содержанию договора о предоставлении микрокредита. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 закона, Договор о предоставлении микрокредита содержит:

1) наименование МФО и фамилию, имя и отчество (при его наличии) заемщика - физического лица или наименование заемщика - юридического лица;

2) сумму предоставленного микрокредита;

2-1) полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита;

3) сроки погашения микрокредита;

4) способ погашения микрокредита (в наличном и (или) безналичном порядке, единовременно либо частями);

5) метод погашения микрокредита: аннуитетный или дифференцированный, либо другой метод в соответствии с правилами предоставления микрокредитов;

5-1) очередность погашения задолженности по микрокредиту;

5-2) порядок исчисления и размер неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное погашение основного долга и уплату вознаграждения;

6) график погашения микрокредита, подписанный обеими сторонами договора о предоставлении микрокредита, с указанием дат погашения и размеров очередных платежей, содержащих суммы погашения микрокредита и вознаграждения, остатков суммы микрокредита на дату следующего погашения, а также с указанием общей суммы микрокредита и вознаграждения на дату подписания договора о предоставлении микрокредита;

7) обеспечение исполнения заемщиком обязательств по договору о предоставлении микрокредита (при его наличии);

8) размер ставок вознаграждения по микрокредиту, в том числе размер годовой ставки вознаграждения и ГЭСВ (реальную стоимость микрокредита), рассчитанной в порядке, установленном статьей 5 Закона;

8-1) права и обязанности сторон договора о предоставлении микрокредита;

9) ответственность сторон;

10) иные условия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При передаче задолженности коллекторскому агентству на досудебное взыскание, МФО не вправе:

во-первых, обращаться с иском в суд о взыскании задолженности;

во-вторых, требовать выплаты вознаграждения, начисленного в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку (штраф, пеню) за несвоевременное погашение основного долга и вознаграждения.

Согласно пункту 4-1 статьи 4 закона установлено, что при уступке микрофинансовой организацией права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу требования и ограничения, предъявляемые законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям кредитора с заемщиком в рамках договора о предоставлении микрокредита, распространяют свое действие на правоотношения заемщика с третьим лицом, которому уступлено право (требование).

Нарушение третьим лицом, которому уступлено право (требование) требований и ограничений, предъявляемых законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям кредитора с заемщиком в рамках договора о предоставлении микрокредита, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В договорах о предоставлении микрокредита условия, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 5-1), 5-2), 8) пункта 3 и пункте 4 статьи 4 Закона отражаются, начиная с первой страницы договора в указанной последовательности.

Касательно взимания МФО комиссий и иных платежей, в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита.

Согласно пункту 2-1 статьи 4 закона, договор о предоставлении микрокредита содержит полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита.

1 июля 2016 года принят исчерпывающий Перечень комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете ГЭСВ. Таким образом, МФО по договорам о предоставлении микрокредита, заключенным после 1 июля 2016 года с физическими лицами вправе устанавливать в договорах и взимать только те комиссии, которые предусмотрены перечнем.

Также финрегулятор напоминает о предельном размере ГЭСВ по микрокредитам. ГЭСВ является ставка вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении по микрокредиту, рассчитываемая с учетом расходов заемщика, включающих в себя вознаграждение, при наличии комиссионных и иных платежей, подлежащих уплате микрофинансовой организации за предоставление, обслуживание и погашение (возврат) микрокредита.

При этом Постановлением №377 утвержден предельный размер ГЭСВ, который не может превышать 56% на дату заключения договора о предоставлении микрокредита, изменения ставки вознаграждения и (или) изменения или введения новых комиссий и иных платежей в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита.

Согласно статье 3 закона, МФО предоставляет микрокредиты в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете на одного заемщика.

Обращаем внимание потребителей финансовых услуг на то, что в случае нарушения Ваших прав, Вы вправе обратиться: в Национальный банк РК, письменно по адресу: 050000, Алматы, улица Айтеке би, 67, e-mail: [email protected]; в Общественную приемную Национального банка за получением правовой помощи по адресу: Алматы, улица Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.5573", - сообщает финрегулятор.


Также можно обратиться в раздел "Защита прав потребителей финансовых услуг" мобильного приложения "НБК "Online", в филиалы Нацбанка и к банковскому омбудсмену, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Реквизиты банковского омбудсмена: 050000, Алматы, проспект Н. Назарбаева, 175, офис 302. Телефоны: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 (708) 983-30-16, тел/факс: 7(727) 2500 344, е-mail: [email protected], сайт: www.bank-ombudsman.kz.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержания спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?