11.03.2017, 15:15 8423

S&P подтвердило рейтинги Казахстана на уровне "BBB-/A-3"; прогноз остается "Негативным"

Москва. 11 марта. Kazakhstan Today - S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" и "A-3". Рейтинги Казахстана по национальной шкале подтверждены на уровне "kzAA". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Негативный", говорится в сообщении Службы кредитных рейтингов.

Как отмечается в сообщении, позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему в первую очередь оказывают сильные показатели баланса, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики, передает Kazakhstan Today.

Также в S&P указали на то, что в феврале 2017 года правительство Казахстана внесло поправки в бюджет на 2017 год - главным образом с целью обеспечения финансирования, обусловленного резким увеличением расходов в связи с рекапитализацией АО "Фонд проблемных кредитов" (составляющего 4% ВВП), что позволит фонду выкупать проблемные активы у национальных банков.

"Насколько мы понимаем, фактически снижение уровня проблемных кредитов в банковской системе Казахстана было ограниченным. Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) заявил о снижении уровня проблемных кредитов (согласно определению НБРК это кредиты, выплаты основной суммы долга по которым просрочены более чем на 90 дней) с 8% по состоянию на 1 января 2016 года до 6,7% кредитного портфеля на 1 января 2017 года, однако, насколько мы понимаем, это улучшение связано главным образом со списаниями или продажей проблемных кредитов специальным юридическим лицам, показатели которых согласно национальным стандартам финансовой отчетности не консолидируются. В определенной мере это обусловлено требованием регулятора снизить уровень проблемных кредитов до менее 10% к концу 2017 года", - говорится в сообщении.

С учетом корректировок на внебалансовые кредиты, реструктурированные кредиты и кредит, выданный АО "БТА Банк" со стороны АО "Казкоммерцбанк", S&P полагает, что фактический уровень проблемных кредитов может более чем в четыре раза превышать официальные данные. В 2017 году НБРК проведет стресс-тестирование и анализ качества активов казахстанских банков. По мнению аналитиков S&P, в среднесрочной перспективе низкое качество активов банковской системы по-прежнему может оказывать негативное влияние на экономические показатели этой страны. Прозрачная система оценки слабых сторон банковской системы Казахстана и полномасштабная программа по преодолению связанных с ними проблем должна обеспечить трансформацию национальных банков в движущую силу роста экономики страны. Процесс укрепления и стабилизации банковской системы может потребовать от правительства дополнительных затрат и тем самым ослабить фискальные показатели (в зависимости от размера необходимой поддержки).

Кроме того, в сообщении говорится, что расходы правительства на обслуживание долга в 2016 году увеличились до 6% доходов расширенного правительства (с 5% годом ранее), что отчасти обусловлено девальвацией национальной валюты (тенге), поскольку 52% долга правительства номинировано в иностранной валюте. Еще одной причиной скачка объема расходов на обслуживание долга стал рост инфляции на уровне 14,6%, вызванный ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составил 16% совокупных долговых обязательств. С учетом того, что влияние некоторых факторов ослабевает, S&P ожидает, что процентные расходы правительства в среднем снизятся до 4,8% доходов в 2017-2020 годы (инфляция составит 6% в тот же период). Вместе с тем, если показатель обслуживания долга не снизится, S&P может пересмотреть оценку структуры государственного долга в сторону понижения.

По прогнозам S&P, экономика Казахстана вновь будет демонстрировать умеренные темпы роста начиная с 2017 года, при этом рост ВВП составит в среднем около 2,5% в 2017-2020 годах. Прогнозируемая динамика макроэкономических показателей будет поддерживаться ростом объемов инвестиций, восстановлением уровня потребления и улучшением показателей экспорта в связи с некоторым ростом цен на нефть. Также ожидается увеличение объема добычи на крупном нефтяном месторождении Кашаган. По оценкам, в 2011-2020 годах тенденция роста реального ВВП на душу населения, для оценки которой используется 10-летний средневзвешенный показатель роста, составит примерно 1%, что соответствует нижнему сегменту диапазона показателей для стран с аналогичным уровнем экономического развития.

"В настоящее время мы по-прежнему считаем значительный объем активов Казахстана ключевым позитивным рейтинговым фактором. По нашим прогнозам, ликвидные активы расширенного правительства, состоящие главным образом из активов НФРК (преимущественно в форме иностранных инвестиций) и депозитов правительства в НБРК, к концу 2017 года составят примерно 42% ВВП. Из наших расчетов ликвидных активов мы исключили финансирование НФРК организаций, связанных с государством, в национальной валюте, поскольку это финансирование (в виде кредитов и приобретения выпусков облигаций), как правило, характеризуются льготными ставками, очень длительными сроками погашения и неопределенными перспективами выплаты. По существу, мы считаем эти активы неликвидными и недоступными для смягчения последствий потенциальных финансовых стрессовых ситуаций. Учитывая относительно низкий уровень долга - около 20% ВВП, мы отмечаем, что правительство тем самым по-прежнему является нетто-кредитором, при этом объем активов превышает объем обязательств примерно на 20% ВВП", - указывается в сообщении.

Также сообщается, что при расчете доходов расширенного правительства S&P не учитывает эффект переоценки валютных активов НФРК, выраженных в тенге, - в отличие от официальной статистики, в соответствии с которой этот эффект, обусловленный значительной девальвацией национальной валюты в 2015 году, оказал существенное позитивное влияние на показатели бюджета. Согласно методике расчета показателей S&P, дефицит бюджета расширенного правительства снизился почти с 9% ВВП в 2015 году до 4% ВВП в 2016 году. Аналитики Службы ожидают, что в 2017 году дефицит бюджета останется на уровне около 4% ВВП с учетом запланированных расходов на рекапитализацию АО "Фонд проблемных кредитов", которые составят 4% ВВП.

Кроме того, в сообщении подчеркивается, что низкий уровень "узкого" чистого внешнего долга и невысокие совокупные потребности во внешнем финансировании являются позитивными рейтинговыми факторами. Однако S&P по-прежнему отмечает риски в отношении платежного баланса в Казахстане, связанные со значительным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа. По оценкам Службы, их объем составлял около $83 млрд в 2016 году (58% совокупных входящих ПИИ), что близко к 60% ВВП, или 174% поступлений по СТО.

Также на рейтинги Казахстана негативно влияет ограниченная гибкость монетарной политики. В августе 2015 года НБРК объявил о переходе к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции. Последовавшая за этим корректировка обменного курса позволила несколько снизить внешние риски. Вместе с тем S&P полагает, что переход к эффективному инфляционному таргетированию займет определенное время и будут по-прежнему отмечаться проблемы, препятствующие доверию к монетарной политике, такие как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности тенге.

Кроме того, S&P учитывает, что в начале марта 2017 года президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о конституционных изменениях в парламенте, призванных повысить роль кабинета министров и парламента за счет сокращения президентских полномочий. На взгляд аналитиков Службы, эти действия были предприняты с целью создать институциональные условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако S&P не ожидает, что они приведут к практическим последствиям в настоящее время.

"Прогноз по суверенным рейтингам - "Негативный", что отражает главным образом риски, существующие в отношении бюджетных показателей Казахстана в ближайшие 12 месяцев. Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что фискальные, внешние или экономические показатели не улучшаются в соответствии с нашими ожиданиями. В частности, к понижению суверенного рейтинга может привести сокращение активов и увеличение обязательств по сравнению с нашими текущими ожиданиями, а также устойчивое повышение расходов на обслуживание долга до более чем 5% доходов бюджета", - говорится в сообщении.

S&P также предупреждает о понижении суверенных рейтингов Казахстана, если тенденция роста ВВП на душу населения снизится до 1% - нижнего предела для стран с аналогичным уровнем экономического развития.

"Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если давление на платежный баланс останется умеренным, а гибкость монетарной политики повысится. Последнее возможно в случае, если долларизация депозитов резидентов значительно сократится, что улучшит способность НБРК влиять на экономическую ситуацию в стране", - заключили в S&P.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?