Москва. 11 марта. Kazakhstan Today - S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" и "A-3". Рейтинги Казахстана по национальной шкале подтверждены на уровне "kzAA". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Негативный", говорится в сообщении Службы кредитных рейтингов.
Как отмечается в сообщении, позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему в первую очередь оказывают сильные показатели баланса, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики, передает Kazakhstan Today.
Также в S&P указали на то, что в феврале 2017 года правительство Казахстана внесло поправки в бюджет на 2017 год - главным образом с целью обеспечения финансирования, обусловленного резким увеличением расходов в связи с рекапитализацией АО "Фонд проблемных кредитов" (составляющего 4% ВВП), что позволит фонду выкупать проблемные активы у национальных банков.
"Насколько мы понимаем, фактически снижение уровня проблемных кредитов в банковской системе Казахстана было ограниченным. Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) заявил о снижении уровня проблемных кредитов (согласно определению НБРК это кредиты, выплаты основной суммы долга по которым просрочены более чем на 90 дней) с 8% по состоянию на 1 января 2016 года до 6,7% кредитного портфеля на 1 января 2017 года, однако, насколько мы понимаем, это улучшение связано главным образом со списаниями или продажей проблемных кредитов специальным юридическим лицам, показатели которых согласно национальным стандартам финансовой отчетности не консолидируются. В определенной мере это обусловлено требованием регулятора снизить уровень проблемных кредитов до менее 10% к концу 2017 года", - говорится в сообщении.
С учетом корректировок на внебалансовые кредиты, реструктурированные кредиты и кредит, выданный АО "БТА Банк" со стороны АО "Казкоммерцбанк", S&P полагает, что фактический уровень проблемных кредитов может более чем в четыре раза превышать официальные данные. В 2017 году НБРК проведет стресс-тестирование и анализ качества активов казахстанских банков. По мнению аналитиков S&P, в среднесрочной перспективе низкое качество активов банковской системы по-прежнему может оказывать негативное влияние на экономические показатели этой страны. Прозрачная система оценки слабых сторон банковской системы Казахстана и полномасштабная программа по преодолению связанных с ними проблем должна обеспечить трансформацию национальных банков в движущую силу роста экономики страны. Процесс укрепления и стабилизации банковской системы может потребовать от правительства дополнительных затрат и тем самым ослабить фискальные показатели (в зависимости от размера необходимой поддержки).
Кроме того, в сообщении говорится, что расходы правительства на обслуживание долга в 2016 году увеличились до 6% доходов расширенного правительства (с 5% годом ранее), что отчасти обусловлено девальвацией национальной валюты (тенге), поскольку 52% долга правительства номинировано в иностранной валюте. Еще одной причиной скачка объема расходов на обслуживание долга стал рост инфляции на уровне 14,6%, вызванный ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составил 16% совокупных долговых обязательств. С учетом того, что влияние некоторых факторов ослабевает, S&P ожидает, что процентные расходы правительства в среднем снизятся до 4,8% доходов в 2017-2020 годы (инфляция составит 6% в тот же период). Вместе с тем, если показатель обслуживания долга не снизится, S&P может пересмотреть оценку структуры государственного долга в сторону понижения.
По прогнозам S&P, экономика Казахстана вновь будет демонстрировать умеренные темпы роста начиная с 2017 года, при этом рост ВВП составит в среднем около 2,5% в 2017-2020 годах. Прогнозируемая динамика макроэкономических показателей будет поддерживаться ростом объемов инвестиций, восстановлением уровня потребления и улучшением показателей экспорта в связи с некоторым ростом цен на нефть. Также ожидается увеличение объема добычи на крупном нефтяном месторождении Кашаган. По оценкам, в 2011-2020 годах тенденция роста реального ВВП на душу населения, для оценки которой используется 10-летний средневзвешенный показатель роста, составит примерно 1%, что соответствует нижнему сегменту диапазона показателей для стран с аналогичным уровнем экономического развития.
"В настоящее время мы по-прежнему считаем значительный объем активов Казахстана ключевым позитивным рейтинговым фактором. По нашим прогнозам, ликвидные активы расширенного правительства, состоящие главным образом из активов НФРК (преимущественно в форме иностранных инвестиций) и депозитов правительства в НБРК, к концу 2017 года составят примерно 42% ВВП. Из наших расчетов ликвидных активов мы исключили финансирование НФРК организаций, связанных с государством, в национальной валюте, поскольку это финансирование (в виде кредитов и приобретения выпусков облигаций), как правило, характеризуются льготными ставками, очень длительными сроками погашения и неопределенными перспективами выплаты. По существу, мы считаем эти активы неликвидными и недоступными для смягчения последствий потенциальных финансовых стрессовых ситуаций. Учитывая относительно низкий уровень долга - около 20% ВВП, мы отмечаем, что правительство тем самым по-прежнему является нетто-кредитором, при этом объем активов превышает объем обязательств примерно на 20% ВВП", - указывается в сообщении.
Также сообщается, что при расчете доходов расширенного правительства S&P не учитывает эффект переоценки валютных активов НФРК, выраженных в тенге, - в отличие от официальной статистики, в соответствии с которой этот эффект, обусловленный значительной девальвацией национальной валюты в 2015 году, оказал существенное позитивное влияние на показатели бюджета. Согласно методике расчета показателей S&P, дефицит бюджета расширенного правительства снизился почти с 9% ВВП в 2015 году до 4% ВВП в 2016 году. Аналитики Службы ожидают, что в 2017 году дефицит бюджета останется на уровне около 4% ВВП с учетом запланированных расходов на рекапитализацию АО "Фонд проблемных кредитов", которые составят 4% ВВП.
Кроме того, в сообщении подчеркивается, что низкий уровень "узкого" чистого внешнего долга и невысокие совокупные потребности во внешнем финансировании являются позитивными рейтинговыми факторами. Однако S&P по-прежнему отмечает риски в отношении платежного баланса в Казахстане, связанные со значительным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа. По оценкам Службы, их объем составлял около $83 млрд в 2016 году (58% совокупных входящих ПИИ), что близко к 60% ВВП, или 174% поступлений по СТО.
Также на рейтинги Казахстана негативно влияет ограниченная гибкость монетарной политики. В августе 2015 года НБРК объявил о переходе к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции. Последовавшая за этим корректировка обменного курса позволила несколько снизить внешние риски. Вместе с тем S&P полагает, что переход к эффективному инфляционному таргетированию займет определенное время и будут по-прежнему отмечаться проблемы, препятствующие доверию к монетарной политике, такие как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности тенге.
Кроме того, S&P учитывает, что в начале марта 2017 года президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о конституционных изменениях в парламенте, призванных повысить роль кабинета министров и парламента за счет сокращения президентских полномочий. На взгляд аналитиков Службы, эти действия были предприняты с целью создать институциональные условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако S&P не ожидает, что они приведут к практическим последствиям в настоящее время.
"Прогноз по суверенным рейтингам - "Негативный", что отражает главным образом риски, существующие в отношении бюджетных показателей Казахстана в ближайшие 12 месяцев. Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что фискальные, внешние или экономические показатели не улучшаются в соответствии с нашими ожиданиями. В частности, к понижению суверенного рейтинга может привести сокращение активов и увеличение обязательств по сравнению с нашими текущими ожиданиями, а также устойчивое повышение расходов на обслуживание долга до более чем 5% доходов бюджета", - говорится в сообщении.
S&P также предупреждает о понижении суверенных рейтингов Казахстана, если тенденция роста ВВП на душу населения снизится до 1% - нижнего предела для стран с аналогичным уровнем экономического развития.
"Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если давление на платежный баланс останется умеренным, а гибкость монетарной политики повысится. Последнее возможно в случае, если долларизация депозитов резидентов значительно сократится, что улучшит способность НБРК влиять на экономическую ситуацию в стране", - заключили в S&P.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.