30.10.2018, 16:34 40067

В МОН РК рассказали об итогах реализации государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы

Астана. 30 октября. Kazakhstan Today - Министерство образования и науки Республики Казахстан в ответе на официальный запрос ИА Kazakhstan Today сообщило об итогах реализации государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы.

По данным Минобразования, в 2018 году на реализацию Госпрограммы развития образования и науки на 2016-2019 годы выделено - 484,8 млн тенге. В 2019 году планируется направить 580,4 млн тенге.
Результаты реализации госпрограммы в сфере дошкольного образования

Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы в целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению за счет расширения сети дошкольных организаций, в том числе, за счет роста частных детсадов, охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением достиг 95,2% при плане 95%.

Активно ведется работа по привлечению бизнеса в сферу образования. В 2018 году открыто 788 дошкольных организаций на 57,4 тыс. мест, из них 731 (92,8%) - частные. Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества предоставленных мест составляет 34,9%.

Увеличение сети дошкольных организаций с полным днем пребывания позволяет обеспечить более полноценный уход за детьми. Доля дошкольных организаций с полным днем пребывания от общего количества всех типов и видов составляет 83,1% (план на 2018 год - 83%).

Оценка уровня развития детей является одним из важных источников качества дошкольного воспитания и обучения. В республике 74,2% детей в возрасте 5-6 лет имеют высокий и средний уровни развития умений и навыков.

45,8% воспитателей имеют профессиональную подготовку в сфере дошкольного воспитания и обучения.

Развитие инклюзивной среды в системе дошкольного воспитания и обучения также является основным приоритетным направлением. В 20,1% (1231 детсадов) дошкольных организаций региона созданы условия для инклюзивного образования.

Кроме того, успешно оказывается автоматизированные госуслуги для постановки на очередь и выдачи направлений в детские сады. Сегодня 60,2% детских садов оказывают госуслуги через портал "Электронного правительства".

На сегодня автоматизированы госуслуги в части формирования очередности и выдачи направления в дошкольную организацию.

В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению Госпрограммой определены следующие задачи:

1. Улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии.

2. Увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации.

3. Обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе.

4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения.

Во исполнение пункта 30 Общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" разработана дорожная карта, предусматривающая меры по повышению качества дошкольного образования, в том числе внедрение единых квалификационных требований, национального квалификационного теста и пересмотр системы оплаты труда воспитателей и других работников дошкольных организаций. На сегодня проект дорожной карты согласовывается с местными исполнительными органами.
Говоря о сфере среднего образования в ведомстве отметили, что в республике функционируют 7393 общеобразовательных школ с контингентом 3 186 234 человек.

72,7% детей обучаются по обновленному содержанию образования. За 3 года курсы повышения квалификации по обновленному содержанию прошли 230 290 человек.

Доля педагогов с высшей и первой категориями от общего количества педагогов составляет 54,5% при плане 53%. В школах работают 289 849 учителей, из них 10225 (3,5%) являются молодыми педагогами.

Политика Казахстана ориентирована на создание инклюзивного общества, в котором все граждане вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса имеют право на качественное образование. 60% школ создали условия для инклюзивного образования детям с особыми образовательными потребностями.

В стране 89,5% дневных школ имеют широкополосный доступ в Интернет со скоростью от 4 Мбит/с и выше. 92,7% школ применяют ИКТ в образовательном процессе.

36,7% обучающихся охвачены спортивными секциями школ, республиканскими детско-юношескими спортивными турнирами (Спартакиада школьников и др.). Как отметили в МОН РК, в программу "Рухани жангыру" вовлечены все школы республики - 100%.

Кроме того, в рамках реализации 76-го шага Плана нации "100 конкретных шагов", Госпрограммы и Общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" Министерством совместно с АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" продолжается работа по обновлению содержания среднего образования по опыту АОО "НИШ" и внедрению критериальной системы оценивания в общеобразовательные школы республики.

В текущем учебном году 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 8 классы всех школ республики перешли на обновленную программу. Переход 4, 9, 10 классов будет осуществлен в 2019-2020 учебном году, 11-классов - в 2020-2021 учебном году. Таким образом, до 2020 года будет осуществлен поэтапный переход всех классов на обновленное содержание образования.

Госпрограммой определены обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, защиты прав и законных интересов детей и формирование интеллектуально, физически, духовно развитого, успешного гражданина и следующие задачи:

1. Повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава.

2. Обеспечение инфраструктурного развития среднего образования.

3. Обновление содержания среднего образования.

4. Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей в рамках модернизации общественного сознания "Рухани жангыру" и культуры здорового образа жизни.

5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования.

В рамках послания главы государства народу Казахстана "Рост благосостояния казахстанцев: повышение дохода и качества жизни" от 5 октября 2018 года разрабатывается закон "О статусе педагога".

В сфере ТиПО функционируют 821 колледжей (государственных - 479, частных - 342) с контингентом 488 712 человек.

Ежегодно растет прием студентов в организации ТиПО по госзаказу. В отчетном году прирост принятых студентов в организации ТиПО по госзаказу (к 2016 году - 4384 студентов) составил 23,3%.

По итогам первого полугодия 2018 года доля молодежи с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения составляет 39%.

Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах (2017 год - 460 колледжей) с участием 3055 предприятий по 165 квалификациям 80 специальностей. Контингент составил 31 607 студентов.

Инклюзивное образование на уровне ТиПО способствует успешной социальной адаптации и самореализации. 30,1% колледжей создали равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями (ООП). Студенты с ООП обеспечены бесплатным питанием, общежитием, им предоставляются доплаты к стипендии, выдаются проездные билеты.

В ГПРОН уделяется внимание развитию менеджмента ТиПО. В отчетном периоде 7,1% руководителей государственных организаций ТиПО прошли повышения квалификации в области менеджмента.

В сфере высшего образования функционируют 131 вузов с контингентом 550957 человек.

Принят закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений" от 4 июля 2018 года № 171-VІ ЗРК.

В рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2017 году отмечены 10 казахстанских вузов.

Доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе составила 4%.

Совместно с 49-ти зарубежными вузами в 50 вузах ведется обучение по двудипломным образовательным программам. Внедряются 10 образовательных программ на английском языке. В 2018 году 318 зарубежных ученых приглашены в качестве привлеченных лекторов, которые также принимают участие в разработке образовательных программ и методических пособий на английском языке.

Наука
Как сообщили в МОН РК, в сфере науки достигнут индикатор ГПРОН "Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР" - 24,9%, план - 21,9%.

Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР в 2016 году составила 32,3% при плане 21%.

По грантовой программе "Консорциум производственного сектора" в рамках проекта "Стимулирование продуктивных инноваций" отобраны 3 проекта для финансирования.

По данным Web of Science Core Collection (Clarivate Analytics) на конец октября 2018 года количество публикаций составляет 1682 единиц, на которые приходится 427 цитирований.

Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 человек) составил 16,6% при плане 16%.

Также в МОН РК рассказали, как обстоят дела с качеством учебников и их экспертизой.

Учебники проходят пятиступенчатую систему оценки качества: научную и педагогическую экспертизу, общественную оценку, апробацию и рассмотрение результатов экспертизы на заседаниях предметных и Республиканской комиссий.

В 2018 году состав предметных комиссий расширен до 191 человека. В них, кроме ученых, педагогов-практиков, входят депутаты мажилиса парламента РК, представители общественных организаций, родительского комитета города Астаны.

На каждом этапе предусмотрена обратная связь с разработчиками, экспертами и другими заинтересованными сторонами:

- предоставление возможности доработки учебников по замечаниям экспертизы, апробации и общественной оценки;

- предварительное рассмотрение результатов экспертизы и апробации на промежуточных заседаниях предметных комиссий и контроль на итоговых заседаниях комиссий;

- доступность проектов учебников на портале "Общественная оценка учебников".

В 2018 году состав Республиканской комиссии увеличен до 43 человек. В него дополнительно включены специалисты по каждому предмету.

Для проведения общественной оценки качества учебников на время проведения экспертизы их электронные версии размещаются на портале "Общественная оценка учебников". Данная мера направлена на обеспечение доступности информации, ее прозрачности в части содержания учебных материалов в изданиях. За время экспертизы учебников для 3, 6 и 8 классов 2017-2018 годах было более 100 тысячи посещений Портала. Поступило более 5500 замечаний и предложений. Системная работа по обеспечению качества учебников продолжается.

В целях реализации Плана ГПРОН на 2016-2019 годы в стратегии развития вузов предусмотрены мероприятия по созданию равных условий и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями.

Вместе с тем в вузах разработан, и утвержден План организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, который в полной мере охватывает все условия для обучения студентов с особыми образовательными потребностями.

В целях реализации проекта "Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке" 17 учебников, переведенных в 2017 году, доставлены в 113 высших учебных заведений (тираж 170 000).

В библиотеках высших учебных заведений проведены специальные выставки для ознакомления профессорско-преподавательского состава и студентов с 17 учебниками на казахском языке.

На сегодня созданы видеокурсы по 17 учебникам и размещены на портале "Открытый университет Казахстана".

В текущем году также переводится 30 новых учебников, в рамках одного учебника созданы видеолекций на казахском и русском языках. Общее количество по каждому учебнику составляет 50 видеолекций (25 видеолекций на казахском и 25 видеолекций на русском языках).

Также предусмотрено принятие мер по восстановлению кафедр гуманитарного направления и повышению их статуса.

В настоящее время в 72 вузах функционируют 193 кафедры по социально-гуманитарным дисциплинам, в которых количество профессорско-преподавательского состава составляет - 2588 человек, из них - 1488 остепененных.

Вместе с тем дисциплины социально-гуманитарного направления включены в обязательный компонент общеобразовательных дисциплин Государственного общеобязательного стандарта образования высшего образования (ГОСО).

Также, в текущем году в Закон РК "Об образовании" внесено изменение по проведению внешней оценки учебных достижений (далее - ВОУД). Теперь ВОУД будет проводиться для оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин, предусмотренных ГОСО, то есть по дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Тем самым вышеуказанные меры позволят повысят статус кафедр социально-гуманитарных дисциплин и приведет к росту их количества в вузах.

Реализации проекта "Бесплатное ТиПО для всех"

По поручению главы государства с сентября 2017 года внедрен проект бесплатного ТиПО для всех, в рамках которого все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно.

В рамках проекта "Бесплатное ТиПО для всех" доля студентов, обучающихся по госзаказу, увеличена до 54% (в 2016 году - 50%). Это позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, продолжавшийся последние 5 лет.

В рамках проекта в 2017-2018 учебном году увеличен объем госзаказа на подготовку кадров с ТиПО на 24,8 тыс. мест (принято 100,8 тыс. человек). До 2020 года предусмотрено увлечение госзаказа в рамках проекта ежегодно по 21,3 тыс. человек.

Участники проекта обеспечены одноразовым горячим питанием, стипендией, проездом. (С 2017-2018 учебного года все участники, обучающиеся по рабочим квалификациям, будут обеспечены одноразовым горячим питанием).

Осуществляется трансформация всей системы подготовки кадров в соответствие с нуждами индустрии 4.0 и с учетом социальной ориентированности ТиПО.

С учетом перетоков и запросов рынка труда пересмотрена структура госзаказа. Прием по госзаказу ТиПО 2017-2018 учебном году увеличился в туризме, торговле, ИКТ, образовании.

Акиматами проводится работа по профилизации учебных заведений ТиПО. На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО, что привело к изменению профиля 66 и объединению 20 колледжей.

Со следующего года НПП "Атамекен" запускается рейтинг колледжей по аналогии с высшим образованием, который станет основой для формирования госзаказа, корректировки образовательных программ, с учетом требований рынка.

В целях привлечения молодежи в систему ТиПО проводится работа по созданию центров компетенции в регионах по аналогии с APEC PetroTechnic Атырау.

С участием акиматов и работодателей была проведена работа по отбору центров компетенций из числа передовых и сильных колледжей по каждой отрасли. На сегодня отобраны 20 центров компетенции.

Создание центров компетенций позволит повысить эффективность проводимых реформ и обеспечить переход на международные стандарты WorldSkills. Центры компетенций будут центром повышения квалификации и стажировок педагогов, экспертов в своей отрасли и тренировочными полигонами для подготовки кадров по международным стандартам WorldSkills.

Результаты реализации программы трехъязычного образования

В настоящее время ведется подготовка к внедрению обучения на трех языках. Согласно 79-му шагу Плана нации "100 конкретных шагов" и Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы переход на английский язык обучения в старших классах и вузах предусмотрен с 2019-2020 учебного года.

С 2019 года в 10-11 классах предполагается изучение 4 предметов (по выбору) естественно-научного цикла (далее - ЕНЦ) "Химия", "Физика", "Информатика", "Биология" на английском языке. Поэтапный переход на обучение на трех языках предусматривается в течении следующих нескольких лет постепенно. В текущем году запланировано продолжить проведение языковых курсов повышения квалификации и обучения методике преподавания предметов на английском языке - CLIL для учителей предметов Физика", "Химия", "Биология", "Информатика". До конца 2018 года продолжатся курсы для 8871 учителя (до уровня В2).

Параллельно с 2016 года осуществляется подготовка педагогических кадров базовыми вузами по образовательным программам на английском языке (по предметам ЕНЦ).

В этом учебном году 4749 студентов продолжат обучение на английском языке, их них по педагогическим специальностям учителей физики, химии, информатики и биологии - 1710 студентов.

Согласно приказу Министра образования и науки РК от 31 октября 2017 года №510, с сентября 2017 года, преподавание предметов ЕНЦ на английском языке осуществлялось в старших классах 153 пилотных школ и 379 школ с элементами преподавания на английском языке.

В целях подготовки к преподаванию предметов естественно-научного цикла на английском языке Министерством организованы курсы повышения квалификации для учителей школ, преподающих предметы "Физика", "Химия", "Биология", "Информатика".

Так, за 2016-2018 годы языковыми курсами повышения квалификации охвачены 21 208 учителей-предметников ЕНЦ. Кроме того, учителя получат знания по методологии преподавания своего предмета на английском языке - CLIL.

Повышение квалификации и проведение языковых курсов учителей физики, химии, биологии, информатики производится с отрывом и без отрыва от работы.

Школы республики обеспечены учебниками и учебно-методическими комплексами (УМК) на английском языке. Для этого разработаны билингвальные учебники по предметам "Биология", "Физика", "Химия" и "Информатика" издательством "Астана-кітап" (всего 12 наименований), а также используется учебная литература по данным предметам на английском языке, разработанная британскими издательствами "Cambridge University Press", "Macmillan Publishers", "Oxford University Press", "Express Publishing".

Согласно статье 9 закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон), организации образования осуществляют языковую политику в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан о языках. Организации образования независимо от формы собственности обеспечивают знание воспитанниками казахского языка как государственного в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения. Создание организаций образования, классов, групп с государственным языком обучения является приоритетным направлением.

Создание дошкольных организаций на государственном языке предусмотрено также в нормах закона РК "О языках в Республике Казахстан" (статья 16).

Язык воспитания и обучения детей в дошкольной организации предусматривается в уставе организации образования (статья 41 Закона).

По статистическим данным регионов из общего количества дошкольных организаций (9828 ед.) 63,9% (6279 ед.) дошкольных организаций осуществляют воспитание и обучение на государственном языке, 15,7% (1542 ед.) - русском, 20,3% (1994 ед.) - смешанном и 0,1% (13 ед.) - других языках народов, проживающих на территории республики.

Поэтапное внедрение обучения на трех языках будет проводиться по мере обеспечения всех школ страны педагогическими кадрами и соответствующими условиями.

Дуальное обучение

Для развития партнерства с бизнесом в выстраиваемой сегодня системе ТиПО есть весьма сильные стороны. Это законодательная база, введение в Закон "Об образовании" положений о социальном партнерстве, дуальной форме обучения. Законодательные изменения повысили ответственность работодателей в процессе подготовки кадров за счет закрепления прав на обучение за предприятием, разработку профессиональных стандартов и других.

Дуальное обучение является одной из наиболее эффективных мер по обеспечению трудоустройства молодежи.

На сегодня активизируется работа по внедрению дуального обучения. Дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3055 предприятий с охватом 31 тыс. студентов (в 2016 году - 421 колледж, подключились - 39 колледжей).

Расширено участие работодателей в процессе обучения путем увеличения доли производственного обучения и практики на производстве до 80%, совместной разработки планов, программ и графиков учебного процесса с предприятиями.

В рамках подушевого норматива учтены расходы на производственную практику, в частности на обеспечение необходимым учебным инвентарем обучающихся, а также оплата труда наставникам. Данные расходы варьируются от 6 МРП до 44 МРП в зависимости от специальности. При участии производственного предприятия в дуальном обучении учебное заведение компенсирует оплату труда наставников в среднем 65 тыс. тенге.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?