18.03.2013, 13:21 78722

ЕЭК в 2015 году рассмотрит вопрос о создании наднационального финансового органа

"Сейчас уровень интеграции наших финансовых систем, уровень гармонизации наших правовых систем в части финансового, банковского права и т.д. не настолько велик, чтобы создавать какой-то регулятор".
Астана. 18 марта. Kazakhstan Today - Интервью министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова агентству Kazakhstan Today.

Kazakhstan Today: Рассматривается ли Евразийской экономической комиссией создание наднационального финансового органа, как ЕЦБ?

Т. Сулейменов: Нет, на данный момент не рассматривается. У нас есть договоренность, уже отраженная в действующем ратифицированном соглашении, рассмотреть данный вопрос в 2015 году. Сейчас уровень интеграции наших финансовых систем, уровень гармонизации наших правовых систем в части финансового, банковского права и т.д. не настолько велик, чтобы создавать какой-то регулятор. И сначала необходимо предпринять все шаги для создания единого финансового рынка, а затем уже посмотреть, нужен ли этот регулятор или нет. Потому что единый финансовый рынок или интегрированный финансовый рынок может управляться из трех центров, если все три центра, все три регулятора играют по одним правилам и обмениваются информацией между собой. Этого вполне может быть достаточно для того, чтобы этот финансовый рынок бесперебойно функционировал, без создания надстройки в виде мегарегулятора наднационального органа. Поэтому сначала содержание, а потом уже институты.

Kazakhstan Today: То есть это не является безусловным требованием?

Т. Сулейменов: Да. Потому что функции ЕЦБ, в первую очередь - это евро. И уже в нагрузку - регулирование, некое макрорегулирование финансовой системы.

Kazakhstan Today: Что Вы можете сказать по вопросу введения единой валюты?

Т. Сулейменов: Я выскажу официальную точку зрения всех трех стран, что вопрос введения единой валюты - это очень далекая перспектива, потому что это венец экономической интеграции. Потом остается только политическая воля. Я бы сказал даже, это полный шаг в политическую интеграцию.

Kazakhstan Today: Отсутствие этого механизма усложняет функционирование или же это не имеет значения?

Т. Сулейменов: Есть стадии интеграции. Первая стадия интеграции -мы ничего друг другу не должны, мы разные страны и применяем друг к другу те же меры, что и к другим. Вторая стадия - свободная торговля, когда мы не применяем пошлины, но применяем другие инструменты сдерживания товарного рынка. Третья стадия - Таможенный союз, где мы сейчас. Четвертая стадия - создание ЕЭП. Затем уже, после того, как все эти стадии пройдены, результаты получены, есть возможность улучшения функционирования этого рынка, нужно ему кровь одной группы влить. То есть "евраз" или "алтын". А сейчас вполне сосуществует кровь разных групп, эти требования не являются первичными. Самое главное, на мой взгляд, ничего нельзя подгонять просто так. Когда мы поймем, что бизнесу для того, чтобы он эффективно торговал друг с другом, эффективно инвестировал друг в друга, необходима одна валюта и это остается одним крупнейшим барьером, тогда, конечно, нужно это делать. А сейчас это не тот барьер, который есть де-факто или даже де-юре. Нам необходимо экономическое обоснование: нарастить торговлю, нарастить инвестиции, и тогда денежная масса должна уже обслуживать какие-то экономически-хозяйственные отношения. А у нас между Россией и Казахстаном 24-миллиардный торговый оборот. Для России это что-то около 5-7% от общего торгового оборота, это, конечно, мало. В Евросоюзе, у них 60% взаимного торгового оборота. И понятно, эту массу нужно обслуживать едиными платежными инструментами.

Kazakhstan Today: В начале февраля на валютные торги Московской биржи вышел первый иностранный банк - ОАО "БПС - Сбербанк" (Республика Беларусь). По Вашему мнению, насколько успешно осуществляется процесс создания интегрированного биржевого валютного рынка стран Единого экономического пространства? Когда следует ожидать активизацию работы участников на валютном рынке?

Т. Сулейменов: Я думаю, это очень успешный проект, по крайней мере, начало этого проекта очень успешное. И сам факт реализации этого проекта говорит об успехе тех усилий, которые были в нормотворческой, в законотворческой сфере сосредоточены. Это первые реальные результаты интеграции финансовых рынков, в данном случае - валютных. Реальный допуск эмитента другого государства, имеющего свою национальную лицензию, на зарегулированный и лицензированный рынок. Потому что есть экономическая целесообразность, потому что, торгуя на Московской бирже, он получает лучшие курсы, он удешевляет свои услуги для своих клиентов, становится более конкурентоспособным и т.д. и т.п. Данный факт отражает суть экономической интеграции, ее основы. Поэтому я очень положительно отношусь к этому процессу и считаю, что ему надо содействовать. Речь идет о договоренности самих банков. В принципе, завтра другой банк захочет - пойдет. То есть можно констатировать, что процесс пошел.

Kazakhstan Today: В казахстанских СМИ цитировались мнения, что Казахстан проигрывает от вступления в ТС. Так ли это?

Т. Сулейменов: Я не согласен с оценками экспертов, которые говорят, что ТС внес негативные аспекты в развитие Казахстана. Это не так. Давайте посмотрим на цифры. Все надо всегда мерить цифрами. Если говорить про торговлю, она выросла за первые два года почти в два раза. В 2013 году она чуть-чуть замедлилась, выросла порядка 8%. Но нужно понимать, что после того, как ты вырос в два раза, расти дальше 30-ти процентными темпами очень сложно. Тем не менее, торговля росла опережающими темпами. Так, наша взаимная торговля росла в два раза быстрее, чем торговля с третьими странами.

Что дальше: ВВП Казахстана вырос в среднем за эти два года на 6%. 5% - вэтом году, 6,5 - в прошлом. Если Таможенный союз - это зло и фактор ТС в качестве одного из важнейших макрофакторов реально влияет на уменьшение экономических показателей Казахстана, то индикаторы экономического развития Казахстана должны были составить менее 6,5%. Но это же не так. Что касается другого ведущего макропоказателя - инфляции, о котором тоже много говорилось, что ТС - это основной источник инфляции в Казахстане в связи с тем, что рынки открылись, в России цены выше, товар перетекает, возникает дефицит и т.д. Да, вначале был какой-то определенный шок и адаптация, но она прошла.Хочу отметить, что инфляция спокойно уложилась без всяких проблем в нижний диапазон, в рамках тех нормативов и того диапазона, которые Нацбанк и Правительство Республики Казахстан задавали. Это второй показатель того, что ТС - ни в коем случае не негативный фактор. Занятость также падала, говорили о том, что придут российские товары и предприятия, в основном российские, потому что Беларусь дальше и там объемы меньше, и Казахстан потеряет рабочие места, вплоть до того что разорятся казахстанские фермеры и т.д. Безработица в республике не на историческом максимуме, но любая европейская, западная страна, где безработица 5% и даже ниже,была бы за это благодарна правительству и тем, кто помог этого достичь. Таким образом, хочу отметить, что по всем ведущим макроэкономическим показателям Казахстан сделал большой шаг вперед за эти посткризисные годы. В этой связи трудно выделить фактор чисто Таможенного союза, поскольку Правительство Казахстанапредпринимает активные меры самостоятельно, что понятно. Но тем не менее говорить о том, что ТС тащил республику назад - это неверно.Он способствовал достижению обратного эффекта.

Kazakhstan Today: Можно предположить, что конкуренция многократно усилится.

Т. Сулейменов: При любой экономической интеграции, в рамках любой либерализации тех или иных торговых, таможенных режимов и т.д. встречаются подобные опасения. Они есть всегда. Иногда они обоснованы, иногда надуманы - истина всегда где-то посередине. Поскольку местопребывание Комиссии находится в Москве, мы отслеживаем ситуацию в России. Так вот, в рамках вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) последние месяцы риторика российской прессы сводится к тому, что Россию нужно спасать от ВТО - об этом говорят машиностроители, сельхозтоваропроизводители и т.д. - по всему списку. Ведь что такое ВТО? - Это клуб, вступление в который предполагает снижение или устранение нетарифных барьеров и т.д. и т.п. Конечно же, если даже Россия, которая унаследовала мощный потенциал СССР и развивала его уже в годы независимости, и чей потенциал больше казахстанского, боится либерализации, а ее производители обращаются в правительство за помощью, то что говорить о Казахстане, где масштабы несколько иные. Здесь также производители будут высказывать подобные опасения и критику.Ясчитаю, что РФ и РК в этой области нужно выдерживать баланс и не бояться этого.Там, где действительно существует критическая ситуация, конечно, нельзя допускать того, чтобы предприятия просто закрывались и люди оставались без работы. Но там, где мы видим, что у предприятия есть какой-то "жирок" вследствие отсутствия конкуренции, там надо вводить конкуренцию для повышения эффективности предприятий, выхода на новые, открывающиеся рынки. Отсутствие конкуренции - это наша хроническая беда и в РФ, и в РК, когда есть монополизированные рынки, ниши, есть приближенные к госзаказам компании и т.д. -я говорю это абсолютно откровенно, потому что это реальность. При этом, возможно, повышать конкуренцию следует не во всех сферах.Однако во многих сферах наши компании могут работать эффективно при наличии конкуренции. Иначе нам просто нельзя. Все время жить за занавесом высоких пошлин, или нетарифных барьеров, или прочих мер госрегулирования невозможно.

Kazakhstan Today: С возможным вступлением Киргизии в ТС чего можно ожидать?

Т. Сулейменов: По Киргизии ситуация достаточно понятная. Дело в том, что процедура вступления в ТС регулируется определенным образом. Это не просто захотеть стать членом ТС, подписать договор о вступлении или присоединении и на следующий день стать полноправным членом. Нет, это последовательный процесс, который предполагает приведение национального законодательства в соответствие с законодательством ТС, принятие каких-то системных, институциональных мер, даже мер административно-организационных, в том числе обустройство границы и т.д. Поэтому Кыргызстану для вступления в ТС необходимо будет выполнить все эти шаги. Мы надеемся, что к тому времени, когда страна выполнит все эти требования, все опасения относительно того, что Казахстан откроет границы с Кыргызстаном и оттуда сразу хлынет неконтролируемый китайский импорт вдобавок к импорту, поставляемому через АО "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", будут не актуальны. Я думаю, к моменту выполнения всех необходимых условий Кыргызстаном страны-члены ТС укрепятся по внешнему контуру и выработают внутри общие правила.

Хочу отметить, что Кыргызстан с населением в 5,5 миллионов - это значительный рынок, дополнительно к рынку стран-членов ТС. Получить этот рынок за день или за год - это очень хорошо, прежде всего для Казахстана, потому что Кыргызстан - географический сосед республики. Можно предположить, что если сейчас основная торговля осуществляется между Беларусью и Россией, а не между Беларусью и Казахстаном - по разным причинам, но в том числе за счет приграничной торговли, географической близости, то, я думаю, что в случае присоединения Кыргызстана, опять же по этой причине, выиграет Казахстан. Возможно, он выиграет даже в большей степени, чем другие участники.

Kazakhstan Today: Каковы прогнозы расширения ТС, кроме возможного вступления Киргизии, в частности по Таджикистану?

Т. Сулейменов: Действительно Таджикистан выражал интересна разных уровнях к вступлению в ТС. Но, насколько я знаю, официального обращения к главам государств ТС от главы Таджикистанане поступало. В настоящее время Таджикистан не может присоединиться к ТС, не имея общей таможенной границы со странами-членами ТС. Поэтому вступление Киргизии, помимо прочего, позволит войти Таджикистану. Таджикистан позволяет выйти на Южную Азию, и, может быть, это не такие привлекательные, но, тем не менее, крупные рынки - Афганистан и Пакистан, которые растут и где мы можем быть конкурентоспособными в отличие от европейских рынков.

Что касается возможного вступления Украины в ТС, давно идет разговор о том, что руководство трех стран Таможенного союза хотело бы видеть Украину в ТС исходя из очень четких, понятных и рациональных экономически-прагматических причин. Экономические расчеты говорят о том, что от членства в ТС Украина выиграет больше, чем от членства в Европейском Союзе. Однако вступление Украины в ТС зависит в большей степени от политической ситуации в этой стране. Думаю, этот политический вопрос как-то решится.

Kazakhstan Today: Как можно сформулировать основные цели и задачи ЕЭК?

Т. Сулейменов: У Комиссии три основных цели. Первая цель - это мониторинг и контроль тех договоренностей, которые достигнуты. То есть у сторон есть международные обязательства, которые они обязаны исполнять. Исполнение происходит на разных фронтах, на разных участках, в разных секторах экономики, потому что обязательства очень обширные и затрагивают разные области, начиная от аспектов фитосанитарии и закачивая интеллектуальной собственностью. Таким образом, первая цель - это мониторинг, контроль и фиксация. Вторая цель - это нормотворчество, "закрашивание" белых или серых зон, которые есть на данный момент, приведение национальных законодательств в соответствие с реалиями единого рынка, который у нас создается. И третья цель - это разработка предложений для дальнейшего продвижения и интеграции. То есть это функции, абсолютно аналогичные функциям Европейской комиссии. Именно эти функция есть у Еврокомиссии.

И еще одна важная функция Евразийской экономической комиссии - это выполнение части государственных функций, которые страны-члены ТС передали с национального уровня в наднациональный орган. Приведу простейший и самый яркий пример - это установление импортных таможенных пошлин. Сейчас Правительство РФ, Казахстана или Беларуси не могут устанавливать пошлины самостоятельно. Это сфера полномочий только ЕЭК. То есть стороны могут высказать свое мнение, но пошлины устанавливает Комиссия, поскольку она действует исходя из интересов сообщества в целом. При этом интересы правительств могут расходиться по некоторым вопросам. Таким образом, три столпа, наши основные цели - это мониторинг, нормотворчество, продвижение и интеграция, исполнение части функций государственной власти.

Теперь поговорим об инструментах реализации задач. Комиссия обладает правом направлять обязательные для исполнения уведомления сторонам об исправлении ситуации, если какие-то меры, какая-то правоприменительная практика, будь то нормотворчество или нормативный акт, противоречат международным обязательствам в рамках ТС и ЕЭП и Комиссия это установила, проведя расследование. В этом случае Комиссия направляет такое уведомление, и сторона обязана исполнить его.

Практика применения есть. Пока официальное уведомление, которое дошло до своего логического завершения, было одно. Оно связано с госзакупками. Вопрос касался постановления Правительства РФ, в котором предписывалось, что в рамках госзаказа для отдельных категорий госчиновников должна закупаться только форменная одежда, сшитая с использованием ткани российского производства. То есть в данном случае речь идет о прямой локализации импортозамещения, и государство своим вердиктом пытается заставить покупать продукцию отечественного производства, что противоречит соглашению о госзакупках. Поэтому после длительных консультаций, когда мы пытались убедить различные органы, мы вынесли такое уведомление, и РФ отменила свое уведомление. Это был первый документ такого рода в истории ТС. Есть и другие примеры. Но ряд вопросов решался на этапе консультаций, поскольку у сторон уже было понимание, что ЕЭК обладает правом решать подобные проблемные моменты и что Комиссия не боится им пользоваться. И стороны исправляли ситуацию на этапе консультаций.

Kazakhstan Today: Каким количеством документов уже регламентируется экономический блок отношений стран ТС и ЕЭП?

Т. Сулейменов: Там около 200 договоров, 800 решений Комиссии ТС, среди которыхкак решения формального, протокольного характера, так и решения(где-то 50% - неберусь сказать точно), которые утверждают методику, положения, порядок и т.д. Есть также более сотни решений Коллегии Евразийской экономической комиссии. Кроме того, существуют решения Высшего Евразийского экономического совета - на уровне глав государств и глав правительств. Таким образом, очень большое количество документов, которые регламентируют нашу жизнь и взаимоотношения в рамках ТС, составляет нормативную базу ТС и ЕЭП.

Kazakhstan Today: Как ваши решения проводятся органами власти?

Т. Сулейменов: Есть соглашения, которые в конечном итоге подписываются президентами либо главами правительств и потом ратифицируются. И здесь уместна аналогия с законом. То есть, если эти правоотношения настолько важны, что их необходимо урегулировать законом, тогда в рамках национальных систем мы идем в парламент, если они не настолько важны, они частные, мы идем в правительство, правительство выносит постановление. Такая же аналогия. Если какой-то блок наших взаимоотношений нуждается в урегулировании, готовится соответствующее соглашение ЕЭК совместно со сторонами. Оно проходит через одобрение Комиссии, затем уходит сторонам. И потом стороны его подписывают. Другой блок вопросов, по которым у нас есть прямая компетенция, предполагает, что правительства имеют право высказать свое мнение, но мы не обязаны его учитывать. То есть мы должны принять это мнение к сведению, но правительства не могут нам приказывать. Таким образом, мы принимаем решения независимо от правительств, и принятые решения через 30 дней после публикования становятся объективной реальностью для хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Kazakhstan Today: Большое спасибо.

фото с сайта aktualno.ru

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?