Имя
E-mail
Тема
Текст
Логин     Пароль
Собаченьки кровавые в глазах03.03.2017
Точка зрения  22:48

Ох уж мне эти американские интернеты!

Интернетов, как известно, всего четыре. "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook и все остальное.

И смотрите-ка. В "Одноклассники" заходишь – лепота. Шашлык-машлык, дача-машина, отпуск, привет с Нового Афона.

В "ВКонтакте" заходишь – как на половину Принцессы: разговоры о хороших людях, музыка, юмористические картинки.

А в "Фейсбук" заходишь – как в девять кругов ада. Comedia Divina читали? Слова Данте, цветные картинки – Босха.

"Этот гад, гад! И эта туда же – гадина! Дурят народ, затягивают на шее веревку! Какие ж сволочи..."

Несколько лет назад было принято смеяться над либеральным мемом "атмосфера ненависти". Я сам над ним смеялся – пока лицо не устало.

Говорят, "Фейсбук" – самая сознательная, самая политизированная соцсеть в России. И в чем же выражается сознательность? В чем политизированность? В концентрации возмущения и подозрительности?

Я сначала удивлялся, почему так, откуда эта зависимость от дурных эмоций? Потом возмущался и размахивал руками. А потом понял.

Дошло наконец, как это работает.

Помните сказки народов мира, которые мы читали в советском детстве? Женщина из одной деревни узнает секрет колдуна Мбембе. Разболтать нельзя – Мбембе скормит ее леопардам и крокодилам. И не разболтать нельзя – душа лопнет.

Женщина берет калебас (маракас, прибамбас, находит дупло в баобабе, роет ямку в земле) и шепчет туда: "У великого Мбембе четыре уха!" (Ну или в чем там секрет.)

Ей становится легче – она разделила бремя знания с калебасом. И запрет не нарушен, вернее, нарушение его опосредовано. Опосредование нарушения запрета – начало культуры, так по Фрезеру. Читали? Джеймс Фрезер, "Золотая ветвь".

Вот и у нас так. Идет человек по интернету, насвистывает, думает, как не помереть с голоду и сделать краше, лучше жизнь. Вдруг ­– опаньки, фоточка: разрезанные собаки лежат. Ужас! Или поэтесса Как-звать-забыл про Россию гадкие стишки написала.

Важно ли это для нас настолько, чтоб немедленно сообщать о находке миру? Нет. Но нам от этих впечатлений становится плохо. Что делать? Держать в себе, ждать, пока всосется?

Ага, щаз. Человек инстинктивно поступает по-умному. Сноровисто, как та африканская дама из сказки, жмет на "репост" и отправляет дальше все, что его отравило: собачек, поэтессу, новый законопроект – все.

Отрава отправляется гулять по свету, отравляя кого-нибудь еще, но человеку становится легче. Икота, икота, с меня на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого. Простой, но действенный принцип. Именно так это работает.

И не спорьте, пожалуйста! Прочтите книжку Дагласа Рашкофа "Медиавирус!", а потом спорьте.

Я почему в таком развязном тоне пишу?

В книжке Юрия Бородая "Эротика. Смерть. Табу" говорится, что сарказм – это реакция человека на боль. Ежедневное пребывание в одной из соцсетей оставляет мне невеликий выбор: либо включиться в круговорот дряни, либо прибегнуть к кривлянию. Человек кривится, когда больно. Или когда противно.

Возникает вопрос: откуда берутся все эти кровавые собачки, весь этот негатив для соцсетевого фидбэка? Американские сержанты в лабораториях гибридной войны подкидывают? Как в фильме "Три дня Кондора"?

Не исключено. Но, полагаю, все же дело в другом. В массовизации общества. Интернет же – инструмент массовизации.

Что такое "массовый человек"?

Обычный, такой, как все. Продукт среды. Куда все побежали, туда и он. А что такое "массовизированное общество"? Это общество, в котором любой человек, в том числе и ощущающий себя сугубой индивидуальностью, вынужден раз за разом бежать "куда все".

Что любопытно – в XIX веке обычного, заурядного человека называли "подлым". В этом слове не было ругательного смысла (ну почти – как почти нет его в слове "массы"). "Подлый" – это тот, кто подле, около, "парень из соседнего двора".

И в слове "пошлый" ругательного смысла когда-то не было. "Пошлая жизнь" – значит рутинная, вошедшая в обычай, в привычку. Пошло то, что "в жизнь пошло" (в тираж вышло).

Один из характерных симптомов нашего пошлого времени – постоянный страх оказаться обманутым, "потерпевшим". И, соответственно, ­удовлетворение от того, что ты не дал себя "развести".

Это как раз и есть то, что в старом русском языке называлось "подлостью" или "низостью".

Не дать себя обмануть – это доблесть для той среды, которая существует по правилам "не обманешь – не проживешь". (Не зря же массовизированное общество называют еще и рыночным...) Между этой доблестью и скотством грань тонкая, скользкая, как между "то ли ты украл" и "то ли у тебя украли".

Сейчас закончится возмущенный вопль, и мы продолжим.

Удовольствие от того, что тебя не обманули, сродни удовольствию от того, что ты сам обманул. Разные агрегатные состояния одного и того же вещества.

Это моральная западня.

Стремление избавиться от негативной эмоции (тревоги, возмущения, отвращения), поделившись ею, – это та же самая западня.

Поделился пакостным стишком или постом Ксении Лариной – считай, что это ты его написал. А гневный комментарий значения не имеет. Сказав "говорить слово "ж...па" нехорошо", ты говоришь слово "ж...па".

"А куда же возмущение девать? Куда девать гражданскую бдительность и позицию?!!"

Ну... ответ где-то в предыдущем абзаце.


Лев Пирогов, литературный критик, публицист

Деловая газета ВЗГЛЯД
Просмотров: 33951

При использовании информации с сайта гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.
Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter