14.11.2008, 14:54 367

Президент Узбекистана объяснил причины приостановки членства страны в ЕврАзЭС

"Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ. Не говоря уже о том, что в структурах, отраслевых и межведомственных советах, а также Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и ОДКБ практически принимают участие одни и те же государства-члены", - говорится в письме.

Алматы. 14 ноября. "Казахстан Сегодня" - Президент Узбекистана Ислам Каримов направил в адрес Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества письмо, в котором объяснил причины приостановки членства страны в ЕврАзЭС, передает агентство со ссылкой на РИА "Новости".

"Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ. Не говоря уже о том, что в структурах, отраслевых и межведомственных советах, а также Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и ОДКБ практически принимают участие одни и те же государства-члены. Все это приводит к дублированию и параллелизму в работе межгосударственных структур на постсоветском пространстве и, как результат, безусловно, сказывается на эффективности и результативности их деятельности", - говорится в письме.

Кроме того, отметил И. Каримов, Узбекистан не согласен с принципами присоединения государств ЕврАзЭС к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России. "Предусмотрено, что оставшиеся страны-члены (ЕврАзЭС. - Прим. агентства) присоединятся к документам Таможенного союза без каких-либо оговорок и замечаний, то есть без обсуждения и учета насущных интересов каждого государства. Само собой разумеется, что такая постановка вопроса неприемлема", - цитирует РИА президента Узбекистана.

"С учетом вышеизложенного, узбекская сторона ставит в известность о приостановлении своего членства в организации ЕврАзЭС и просит проинформировать об этом решении страны-члены", - говорится в обращении.

Как сообщалось ранее, Узбекистан подал заявку на выход из ЕврАзЭС. Как сообщил источник в МИДе РФ, выход из ЕврАзЭС представители Узбекистана мотивировали неэффективностью деятельности организации: как утверждает официальный Ташкент, "конкретных дивидендов от членства в ЕврАзЭС для Узбекистана нет. Ташкент больше предпочитает работать на двусторонней основе". По данным источника в МИД РФ, официальную ноту в секретариат организации Ташкент подал еще в середине октября, а на днях ожидается решение о приостановке членства согласно процедуре ЕврАзЭС.

По мнению руководства республики, сообщил источник, "так как на пространстве СНГ параллельно действуют ЕврАзЭС и ОДКБ, было бы резоннее объединить эти структуры". Однако в МИДе РФ заметили, что "это - две различные организации с различными функциями и на нынешнем этапе их объединение не представляется возможным".

По данным источника в МИД РФ, "в Москве к шагу Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет о приостановке деятельности, а не о полном выходе, тем более, что Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения (организации. - Прим. агентства)".

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что "демарш Узбекистана связан с намерением новой администрации США взять под свой контроль энергетические и водные проекты". "Узбекистан, видимо, решил пойти своим особым путем. Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой", - заявил Ю. Солозобов.

Версию "водного фактора" разделяет аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. "Ташкент неоднократно на разных форумах обращался с предложением урегулировать водную проблему. Его позиция заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, ни в формате ЕврАзЭС", - подчеркнул А. Куртов.

По мнению А. Куртова, "в выходе Узбекистана из ЕврАзЭС нашли отражение особенности экономической политики, проводимой И. Каримовым. Узбекистан отстал от своего соседа Казахстана, с кем конкурирует за лидерство в регионе. В этих условиях некоторые положения ЕврАзЭС, например, о введении единого таможенного тарифа, Узбекистан попросту не устраивают - экономика этой страны базируется на жестком государственном регулировании, и те действия, которые выравнивают положение Казахстана, России, Беларуси внутри самой ЕврАзЭС, экономика Узбекистана не выдержит. А оставаться вне рамок, это означает на Востоке - потерять свое лицо", - считает А. Куртов.

Узбекистан входит в организацию с 2006 года. Членами ЕврАзЭС являются также Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Армения, Украина и Молдавия являются странами-наблюдателями.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?