В Казахстане более 90% объектов социальной и транспортной инфраструктуры обеспечены доступностью для инвалидов
По информации Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК, на 1 июля 2018 года для удобства граждан с особыми потребностями адаптировано 18,2 тыс. объектов (86,1%). Всего из 32,6 тыс. объектов социальной инфраструктуры проведена паспортизация для дальнейшей адаптации на 31,5 тыс. объектах, что составляет 98,4% из числа запланированных.
Вместе с тем для эффективной реализации доступности среды на постоянной основе осуществляется функция государственного контроля.
С начала 2018 года проведены 305 проверок. В результате, 235 субъектам контроля выданы предписания об устранении выявленных нарушений, наложено 63 административных штрафов на общую сумму 13,9 млн тенге.
В целях эффективного мониторинга адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктур для инвалидов разработана "Интерактивная карта доступности", где каждый гражданин, в том числе и туристы из числа маломобильных групп населения, может ознакомиться с информацией об объектах. На сегодняшний день в данной карте размещены все паспортизированные объекты.
Напомним, что в 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, приняв на себя обязательства по внедрению международных стандартов в отношении лиц с ограниченными возможностями.
В реализацию Конвенции 3 декабря 2015 года был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав инвалидов", которым внесены поправки в 24 законодательных акта.
Основное направление закона направлено на создание условий беспрепятственного передвижения для инвалидов. Так, на железнодорожных вокзалах и станциях, в порту и аэропортах введены требования по выделению мест с установкой специальных дорожных знаков для парковки автотранспортных средств инвалидов; оборудованию информационными сигнальными устройствами и средствами связи, доступными для инвалидов по слуху и зрению; наличию дежурной инвалидной кресло-коляски для обслуживания инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения; установке специализированных таксофонов для лиц, перемещающихся на инвалидных креслах-колясках; установке требований доступности инвалидам внутри зданий.