Система Orphus

"Это изменит расклад сил". Пентагон успешно испытал "летающий авианосец"

23.11.2021, 09:32 98281
"Это изменит расклад сил". Пентагон успешно испытал "летающий авианосец"
Фото: РИА Новости
В США опробовали технологию будущего — в небо поднялся транспортный самолет C-130A с экспериментальными беспилотниками X-61A Gremlin на борту. Рои дронов, по мнению американцев, обеспечат господство в воздухе над любым противником. Аналогичные разработки есть и в России. О плюсах и минусах такой тактики — в материале РИА Новости.
 
Особая роль
 
Дроны, как показывают последние конфликты, стремительно вытесняют пилотируемую авиацию: ведут разведку, указывают на цели, наносят удары и выполняют роль узлов связи. Преимущества очевидны: они дешевле, и жизни летчика ничего не угрожает.
 
Но у большинства современных военных беспилотников малый радиус действия, это авиация тактического звена (исключение - американские RQ-4 Global Hawk с дальностью около тысячи километров). Поэтому пункт управления дронами, как правило, находится недалеко от зоны боевых действий. Достаточно его уничтожить, и аппараты рухнут.
 
Пентагон пытается решить эту проблему с 2014 года. В том числе с помощью проекта Gremlins - недорогие БПЛА среднего размера с полуавтономной системой управления. Главное требование: дроны должны базироваться на пилотируемом самолете и возвращаться на носитель после выполнения боевой задачи. С 2018 года технологию испытывали на базе экспериментальных X-61A - с переменным успехом.
Скриншот с видео первого полета беспилотника X-61А
 
В ноябре 2019 года проверяли аэродинамику "Гремлинов" - под крылом самолета. В январе 2020 дрон впервые отделился от носителя и отправился в свободный полет.
 
По замыслу разработчиков, после выполнения боевой задачи беспилотник стыкуется с док-станцией, которую на тросе тащит С-130А, и транспортник втягивает его в грузовой отсек. Однако все девять попыток вернуться на базу были неудачными - мешала чрезмерная тряска. Ликвидировать ее удалось лишь сейчас.
 
Собрать за полчаса
 
Тактико-технические характеристики X-61A "Гремлин" известны. Это беспилотник самолетного типа с толстым фюзеляжем, узким прямым крылом и турбореактивным двигателем. Длина - 4,2 метра, размах крыльев - около 3,5 метра. Взлетная масса - 680 килограммов, из которых 66 - полезная нагрузка.
 
Дальность - 560 километров. Малый боевой радиус нивелируется возможностью базирования на дальнемагистральном самолете - это ноу-хау проекта.
Скриншот с видео первого полета беспилотника X-61А
 

В случае успеха ВВС США получат совершенно новые боевые возможности, - рассказал журналистам менеджер программы "Гремлин" Тим Китер. - Мы сможем запускать дроны в воздух на границе зоны действия ПВО противника. Самолет-носитель остается вне зоны поражения, а рой запущенных с него дронов собирает информацию, идентифицирует цели и выполняет другие функции в опасной для летчиков зоне".

 
По словам Китера, следующий этап - тестовый запуск сразу четырех дронов. Самолет должен потом собрать их за полчаса.
 
Независимо от результатов наблюдатели уже заговорили о тактике войн будущего: применении целых роев недорогих беспилотников. Расчет Пентагона, по мнению экспертов, прост. В случае вооруженного противостояния с равным или близким по силе противником американцы задействуют прежде всего авиацию. В авангарде пойдут БПЛА, которые не только укажут на цели и прикроют от радиоэлектронного противодействия, но и смогут заправлять пилотируемые самолеты топливом.
 
Сила "роя"
 
Такие технологии развивают не только в США. В частности, российская компания "Кронштадт" работает над системой применения роя дронов на основе искусственного интеллекта.
 

Основной упор - на автономизацию бортов, повышение их интеллекта, информационной осведомленности беспилотников, - объясняет генеральный директор предприятия Сергей Богатиков. - Это наделяет их способностью самостоятельно принимать правильные решения при минимальном участии человека".

 
Как ожидается, перспективное соединение будет самостоятельно распределять функции - ударные, разведывательные. В перспективе беспилотная "орда" сможет автономно искать и поражать заданные цели, передавая информацию о них союзным силам.
 
"Существенный минус"
 
Не исключено, что умные рои и "летающие авианосцы" станут обязательными в операциях с участием наземных, воздушных и морских войск.
 

Самолет военно-транспортной авиации способен взять на борт достаточно много небольших БПЛА и выполнять при них функции крылатого штаба, - говорит главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. - Дроны смогут возвращаться на носитель (например, для дозаправки) и вновь отправляться на задание. К примеру, "Гремлины" допустимо задействовать в качестве барражирующих боеприпасов. Если же они не обнаружат достойную цель - вернутся обратно".

Скриншот с видео первого полета беспилотника X-61А
 
Впрочем, по его словам, у технологии есть и недостатки. Главный - уязвимость самолета-носителя.
 

Чтобы потопить авианосец, нужно прорвать противовоздушные и противоракетные рубежи его эскорта. Для уничтожения самолета-транспортника достаточно одной зенитной ракеты, - уточняет Мураховский. - А российские ЗРС С-400 поражают цели на удалении до 400 километров".

 
Таким способом, считает эксперт, можно воевать лишь с противником без развитой системы ПВО - например, террористами. Однако в том же Афганистане американские беспилотники мало повлияли на ситуацию в целом.
 

Комментарии

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Считаете ли вы, что нужно запретить майнинг в РК в связи с возникшим дефицитом электричества для населения целых регионов?