В Северной Дакоте к противникам строительства нефтепровода применены военные машины, вертолеты и резиновые пули
Местные жители и экологи утверждают, что он может нанести серьезный ущерб системе водоснабжения, а также представляет потенциальную угрозу для культовых мест племени сиу (дакота).
Дакота. 29 октября. Kazakhstan Today - В американском штате Северная Дакота при разгоне лагеря активистов, выступающих против строительства нефтепровода, арестован 141 человек. В операции по задержанию демонстрантов были задействованы военные машины, спецтехника и вертолеты. Полицейские применили перцовый газ и резиновые пули, сообщает The Independent.
Акции против строительства трубопровода проходят в Северной Дакоте на протяжении нескольких месяцев. Местные жители и экологи утверждают, что он может нанести серьезный ущерб системе водоснабжения, а также представляет потенциальную угрозу для культовых мест племени сиу (дакота), сообщает Lenta.ru, передает Kazakhstan Today.
Этот индейский народ проживает на севере США и юге Канады. Численность племени составляет свыше 115 тысяч человек. Родина дакота - земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота и Висконсин). К середине XVII века занимали территорию около озера Миль-Лак и далее на запад до реки Миссури. Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных и западных дакота. В XVIII веке под давлением вооруженных огнестрельным оружием оджибве и кри, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад. К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте на бизонов.
К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племен:
Восточные (Санти, Исанти, Дакота) - Мдевакантон, Вахпетон, Вахпекуте, Сиссетон;
Центральные - Янктон и Янктонаи;
Западные (Лакота) - Титон (Оглала, Сичангу, Хункпапа, Миннекхонжу, Итазипчо, Оохенунпа, Сихасапа).
Центральные и западные дакота по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих Равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничество с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тхиошпайе), составлявшая лагерь, включала семьи родных, приемных и двоюродных братьев (каждая нуклеарная семья проживала в типи), управлялась вождем (итанчан) и советом (тхипи ийокихэ). Несколько общин объединялись в подразделения племени и племена. Для обеспечения порядка в лагере и особенно во время охоты назначались "полицейские" (акичита), при перекочевке движением руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.
В основе традиционной религии - вера в безличную силу (вакан-танка) и ее проявления (вакан): такушканшкан ("то, что движет", "энергия"), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе - "просьба о помощи по-родственному"), связующим предметом считалась курительная трубка (чханунпа). Существовали шаманы: вичхаша-вакхан и пхежута-вичаша (лекарь). Основной ритуал у западных и центральных дакота - летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи ("перечни зим").
Договорные отношения с США с начала XIX века, захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооруженное сопротивление дакота (так называемые Война Вороненка 1862-1863, Война Красного Облака 1866-1867, Война за Черные холмы 1876-1877). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало бойню на ручье Вундед-Ни в 1890 году.
Современные дакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.