30.04.2021, 19:42 29387

Казахстан сократил расхождения таможенной статистики с Китаем

В целях исключения рисков принят ряд системных и точечных мер.
НУР-СУЛТАН. 30 АПРЕЛЯ - В комитете государственных доходов рассказали о том, какие меры предпринимаются для сокращения расхождений таможенной статистики между Казахстаном и Китаем и насколько снизилось расхождение в результате принятых мер, передает KAZAKHSTAN TODAY. 
 
Вопрос расхождений внешнеторговой статистики Казахстана и его торговых партнеров является одним из обсуждаемых вопросов в таможенной сфере. По данным ООН такие расхождения в "зеркальной статистике" существуют практически у всех стран.
 
Зачастую ошибочно предполагается, что это - нарушения законодательства, тогда как в основном расхождения связаны с методологическими особенностями формирования таможенной статистики, типичными для всех стран:
 
  • импорт учитывается по стране происхождения (страна производитель), а экспорт по стране назначения (государство, на территории которого товар будет потребляться);
  • наличие разницы в условиях поставок (для импортируемых товаров - по типу цен CIF, для экспортируемых товаров - по типу цен FOB) и классификации товаров (один и тот же товар может классифицироваться в странах разными кодами);
  • различные таможенные процедуры (временный вывоз, временный ввоз и другие), особенности стоимостной оценки товаров и прочие. 
 
Учитывая объективные различия их формирования, расхождения в "зеркальной статистике" будут присутствовать всегда.
 
В случае расхождений РК-КНР по результатам совместных с КНР ежегодных сопоставлений определены дополнительные причины расхождений:
 
  • часть транзита китайских товаров, перемещаемых через РК, в статистике КНР отражается как экспорт в РК по признаку пересечения первой границы, что подтверждается китайскими экспертами (доля порядка 50%);
  • товары, реализуемые через МЦПС "Хоргос" в статистике КНР, отражаются как экспорт в РК, тогда как в РК такие товары оформляются в упрощенном порядке без декларирования (доля порядка 20%).
 
По мнению экспертов, определенное влияние на уровень расхождений оказывает и недостоверное декларирование, занижение таможенной стоимости казахстанскими импортерами.
 
В целях исключения этих рисков принят ряд системных и точечных мер.
 
1. Внедрено полное электронное таможенное декларирование и система управления рисками, которая назначает формы контроля автоматически. Чем выше уровень добросовестности налогоплательщика, тем меньше давления на него. На основе результатов контроля машина самообучается.
 
В 2020 году выявлено 53,5 тысячи нарушений (2019 год - 57,1 тысячи), в результате взыскано 25 миллиардов тенге.
 
Также сокращены сроки получения разрешительных документов в электронном виде с 30 до 5 дней.
 
2. В 2020 году Казахстан впервые среди всех стран начал обмениваться с КНР сведениями из экспортных деклараций на товары в онлайн режиме. С главным таможенным управлением КНР прорабатывается вопрос повышения качества сведений из экспортных деклараций (предварительное информирование), получаемых онлайн. На сегодня каналы связи налажены, уровень идентифицированных данных составляет 25%.
 
3. В целях исключения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности и единообразия ведется работа по централизации таможенного контроля. В марте 2019 года создан Ситуационный центр КГД, предназначенный для контроля и мониторинга приграничных пунктов пропуска. В течение суток Центром анализируется порядка 1 тысячи рентген-снимков транспортных средств.
 
В сентябре 2020 года запущен пилотный проект "Центр электронного декларирования", в рамках которого осуществляется контроль таможенной стоимости и классификации товаров. С момента запуска пилота за 2020 год произведено доначисление таможенных налогов и платежей в сумме 2,7 миллиарда тенге.
 
4. Завершены подготовительные работы для реконструкции и модернизации 9 автомобильных пунктов пропуска. Планируется увеличение пропускной способности пунктов пропуска до 8 раз (с 720 до 5 400 грузового автотранспорта в сутки).
 
Также в рамках ЕАЭС ведется работа по внедрению навигационных пломб на международные перевозки, что упростит таможенные формальности для бизнеса и обеспечит сохранность товаров, находящихся под таможенным контролем.
 
При этом, усиление администрирования китайских товаров влечет переток импортируемых товаров в соседние страны с наиболее слабым администрированием и возможностью занижения таможенной стоимости. 
 
К примеру, в текущем году груши свежие в Кыргызстане оформлены по 0,65 доллара за килограмм, тогда как в РК - по 1,04 доллара за килограмм, грецкие орехи в скорлупе в Кыргызстане оформлены по 0,52 доллара за килограмм, тогда как в РК - по 1,31 доллара за килограмм. 
 
В целях недопущения "перетоков" китайских товаров в Кыргызстан усилен контроль при перемещении товаров через казахстанско-кыргызскую границу путем изменения профилей рисков, применения навигационных пломб, усиления тематических налоговых проверок. 
 
Так, в 2020 году проверено более 2 тысяч автотранспорта, нарушения выявлены в 95%. Лжетранзит сокращен с 21% в 2019 году до 13%в 2020 году, ввоз товаров в адрес фиктивных получателей сокращен в 9 раз (с 2,6 тысячи фактов в 2019 году до 295 фактов в 2020 году). С начала этого года проверено 308 рисковых АТС, в 275 случаях (89%)установлен незаявленный товар, доля лжетранзита сокращена до 2% (141 факт), ввоз товаров в адрес фиктивных получателей сокращен в 14 раз (21 факт).
 

В целом в результате принимаемых мер расхождение таможенной статистики с КНР сокращено с 60% (7 миллиардов долларов) в 2017 году до 48% (6 миллиардов долларов) в 2019 году. В 2020 году составляет порядка 45% (5,3 миллиарда долларов). Планируется дальнейшее снижение расхождений", - отметили в КГД.

 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?