09.11.2011, 17:34 5794

Из названия казахстанской пенсионной системы можно с полным правом убрать слово "накопительная"

"Для среднего вкладчика, начавшего отчислять пенсионные взносы в 2006 году, общая сумма пенсионных накоплений в реальном выражении на 29,34% будет ниже суммы перечисленных взносов. То есть фактически из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово "накопительная", - заявил депутат.

Астана. 9 ноября. Kazakhstan Today - Из названия казахстанской пенсионной системы можно с полным правом убрать слово "накопительная", сообщил депутат Аманжан Жамалов сегодня в мажилисе на пленарном заседании, выступая с депутатским запросом на имя премьер-министра РК и председателя Национального банка РК, передает Kazakhstan Today.

"Средняя доходность накопительных пенсионных фондов за 5 лет (сентябрь 2006 - сентябрь 2011 года) составляет 32,25%, тогда как накопленный уровень инфляции за 5-летний период превышает 61,59%. Это означает, что средняя доходность НПФ в данном периоде составляет 6,53% годовых, тогда как инфляция составляет 12,3% в год. Из этого следует, что для среднего вкладчика, начавшего отчислять пенсионные взносы в 2006 году, общая сумма пенсионных накоплений в реальном выражении на 29,34% будет ниже суммы перечисленных взносов. То есть фактически из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово "накопительная", - заявил депутат.

По его словам, анализ причин такой низкой реальной доходности НПФ показывает, что в этом вина не только топ-менеджмента пенсионных фондов, но есть и доля вины государственного подхода к пенсионной системе.

"Первая - инфляция. Анализ показывает, что за период 2006-2011 годы в среднем в стране сохранялась инфляция, опережающая доходность НПФ, несмотря на неоднократное повышение заработной платы и пенсий. Хотелось бы отметить, что с вступлением в действие с 1 января 2012 года Единого экономического пространства правительству и в первую очередь Нацбанку будет намного сложнее удерживать уровень инфляции в заявленном в 2012 - 2014 годах коридоре в 6 - 8%, особенно учитывая галопирующую инфляцию, которую мы наблюдаем сегодня в Беларуси и достаточно сложную, можно сказать, перегретую ситуацию в экономике России, где уровень инфляции сдерживается лишь политической волей руководства, связанной с предстоящими выборами, а не экономической реальностью. В этой ситуации Казахстану угрожает импорт инфляции, против которой в рамках ЕЭП уже сегодня необходимо выработать механизмы противостояния. Эта инфляция негативно скажется на населении, в том числе систематическом уменьшении пенсионных накоплений вкладчиков, потребительской способности населения и в первую очередь пенсионерах, получающих пенсии", - отмечает А. Жамалов.

Вторая причина, по его словам, низкая доходность финансовых инструментов. "Чрезмерная концентрация инвестиций НПФ на узком локальном рынке, причиной которой является действующее законодательство, привела к снижению доходности отечественных финансовых инструментов, в том числе государственных ценных бумаг РК. Так, на данный момент в среднем по системе 77,16% пенсионных активов инвестируются именно внутри Казахстана, при этом 40,8% - это ГЦБ РК. На внешние рынки приходится всего 16,38% пенсионных активов, 5,38% из которых - это ГЦБ иностранных государств и международных финансовых организаций", - сообщил депутат, отметив, что "к такому малодоходному распределению наших вкладов пенсионными фондами привело существующее правительственное регулирование".

"Одним из требований которого является требование регулятора по минимальной доле ГЦБ РК до 50%, которое существует на протяжении всего периода действия НПС в Казахстане, за исключением 2007-2008 годов", - уточнил он.

"Третья причина - низкое предложение правительством Казахстана ГЦБ с привязкой к инфляции. Таких ценных бумаг правительство выпускает всего два вида - МЕУЖКАМ и МУИКАМ. Из всех ГЦБ, выпускаемых Министерством финансов, к инфляции привязаны только 22,73%, но спрос на них в 10-15 раз превышает предложение. Фактически за эти бумаги идет постоянная драка, в которой участвуют и банки второго уровня. А если учесть объемы, с которыми банки выходят на аукционы, то у пенсионных фондов нет никаких шансов получить эти бумаги", - сказал А. Жамалов.

По его информации, доходность остальных ГЦБ существенно ниже инфляции и варьируются в следующих пределах: на краткосрочные ноты (от 3 месяца до 1 года) от 1% - 1,75%, на среднесрочные МЕОКАМ (от 2 до 5 лет) от 2% - 3,25%, на долгосрочные МЕУКАМ (от 7 до 15 лет) от 4 % - 5,5%.

"Если предположить, что Министерство финансов будет осуществлять выпуск ценных бумаг выше уровня инфляции, то, конечно, государство будет нести расходы, но при этом с рынка ушла бы избыточная ликвидность денег, которая всегда давит и провоцирует высокий уровень инфляции. С другой стороны, НПФ легче было бы покрывать для своих вкладчиков ту же самую инфляцию, ведь в текущей ситуации пенсионные фонды не обеспечивают доходность пенсионных накоплений, покрывающую уровень инфляции, причиной которой является, в том числе, инвестирование пенсионных активов вкладчиков в ГЦБ РК с низкой доходностью. В этой связи государство в любом случае в будущем понесет эти расходы из-за имеющейся законодательной гарантии сохранности пенсионных накоплений. Таким образом, НПФ оказываются в такой ситуации, когда в отсутствии надежных высокодоходных финансовых инструментов и наличии существующих требований законодательства РК не могут обеспечить нормальную доходность накоплений вкладчиков", - говорит А. Жамалов.

В связи с этим депутат предлагает "увеличить выпуск ГЦБ РК, привязанных к инфляции", а также "предусмотреть выпуск ГЦБ РК с доходностью выше уровня инфляции".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?