09.12.2017, 10:24 29331

Нацбанк Казахстана опубликовал основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год

Национальный банк в качестве первостепенной ставит перед собой задачу закрепления инфляции на низком уровне, а также уменьшения её волатильности.
Алматы. 9 декабря. Kazakhstan Today - Национальный банк РК определил основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год, передает Kazakhstan Today.

Согласно документу, Национальный банк в качестве первостепенной ставит перед собой задачу закрепления инфляции на низком уровне, а также уменьшения её волатильности.

На данном этапе развития отечественной экономики необходим процесс постепенного снижения уровня инфляции в целях поддержания условий для стабильного и поступательного экономического роста, не ограничивая совокупный спрос. Национальный банк с 2018 года будет поэтапно снижать целевые ориентиры по инфляции до среднесрочного целевого значения в 4%. При этом важным становится принятие мер, имеющих потенциал долгосрочного влияния, а не краткосрочный эффект.

Целевые ориентиры инфляции устанавливаются на следующем уровне: 5-7% на конец 2018 года, 4-6% на конец 2019 года, ниже, но близко к 4% на конец 2020 года и последующие годы. Переход на следующий уровень целевого коридора в период 2018-2020 годов не будет ступенчатым. Национальный банк будет стремиться обеспечивать понижательную траекторию инфляции в пределах непрерывного коридора.

При этом Национальный банк отмечает возможность реализации внешних и внутренних рисков, способных воспрепятствовать достижению целевых показателей по инфляции.

По данным Нацбанка, стимулирование экономического роста посредством денежной эмиссии, как фактор краткосрочного стимулирования экономического роста, в долгосрочном периоде имеет высокий инфляционный потенциал. Денежная эмиссия не оказывает воздействия на структурные макроэкономические параметры, от которых зависят долгосрочные темпы экономического развития. Незначительное и краткосрочное ускорение темпов роста ВВП в результате эмиссии будет полностью нивелировано долгосрочным ухудшением экономической ситуации, разбалансированностью валютного рынка и ростом инфляции. Залогом устойчивого и качественного экономического роста является обеспечение низкого и стабильного уровня инфляции, а также продолжение политики структурного преобразования экономики.

Кроме того, Национальный банк продолжит проведение денежно-кредитной политики в режиме инфляционного таргетирования. Данный режим, исходя из опыта ряда стран, как с развитой, так и развивающейся экономикой, в том числе с сырьевой направленностью, зарекомендовал себя в качестве режима успешной дезинфляции, то есть. замедления и стабилизации уровня инфляции.

Для достижения поставленных целей важным условием становится управление ожиданиями населения и субъектов предпринимательства в отношении будущей динамики цен. В настоящее время они остаются недостаточно стабильными и подвержены влиянию изменения цен на рынках отдельных товаров или услуг. Следование поставленным ориентирам, подкрепленное активными коммуникациями, позволит не только закрепить инфляционные ожидания, но и повысить доверие к Национальному банку, к проводимой политике, способствуя тем самым более точному достижению цели", - сообщает Нацбанк.


В 2018 году Национальный банк продолжит проведение денежно-кредитной политики в соответствии с основными принципами инфляционного таргетирования. Режим инфляционного таргетирования позволяет эффективно понизить инфляцию и поддерживать её на уровне, подразумевающем ценовую стабильность, что наилучшим образом способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе.

Национальным банком будет продолжена реализация процентной политики, которая направлена на регулирование объёмов ликвидности и ставок на денежном рынке. Ключевым элементом процентной политики остаётся установление уровня базовой ставки и её коридора.

В 2018 году будет завершена, начатая в 2017 году, работа по повышению результативности механизма минимальных резервных требований в части, как структуры резервных обязательств и активов, так и уровня нормативов. Будет установлен новый уровень нормативов, который позволит эффективно изымать избыточную ликвидность в банковском секторе, не вызывая дополнительных рисков для финансовой стабильности.

По информации Нацбанка, долгосрочный тренд обменного курса будет определяться действием фундаментальных факторов. При этом значительные и дестабилизирующие краткосрочные колебания обменного курса, не имеющие под собой фундаментальной основы, будут сглаживаться интервенциями Национального банка.

В 2018 году в координации с Министерством финансов Республики Казахстан будет продолжена работа по созданию условий для формирования адекватной кривой доходности. Бенчмарк по процентным ставкам будет способствовать оживлению фондового рынка, что будет положительно отражаться на росте кредитной активности в Казахстане.

Также Национальный банк продолжит работу в рамках дальнейшей дедолларизации экономики и финансового сектора страны. Важным направлением по дедолларизации является стимулирование формирования сбережений и активов населения и предпринимателей в национальной валюте и, соответственно, их перетока из иностранной валюты. Для этого будет сохраняться дифференциал между рекомендованными (предельными) ставками вознаграждения по депозитам физических лиц в национальной валюте и в иностранной валюте (устанавливаются АО "Казахстанский фонд гарантирования депозитов").

Здоровая и полноценно функционирующая банковская система является ключевым проводником мер денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики и целевые индикаторы Национального банка. В этой связи реализация Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан, рассчитанной на 5 лет, приведёт к очистке балансов банков второго уровня от проблемной задолженности (за счёт обеспечения капитализации, списания, прощения долга и других мер по улучшению качества активов), увеличению совокупного собственного капитала банковского сектора, что окажет поддержку кредитованию реального сектора экономики.

Помимо оздоровления банковского сектора, которое будет постепенным, в 2018 году сохранится неоднозначной ситуация в реальном секторе экономики. В отдельных отраслях ожидается дальнейшее развитие точек роста, однако комплексного улучшения состояния на микроуровне не прогнозируется. Проводимые Национальным банком опросы банков демонстрируют, что ускорение темпов кредитования будет потенциально сдерживаться ограниченным числом качественных заёмщиков и рисками ухудшения финансового состояния текущих заёмщиков, а также низкой платёжной дисциплиной крупного бизнеса как специфического фактора для данного сегмента. Указанные ограничения будут обусловливать сохранение жёсткой кредитной политики банков по отношению к корпоративному сектору. Потребительский сегмент банковского кредитования в 2018 году будет характеризоваться тенденциями ограниченной активности в предоставлении ипотеки по собственным программам банков на фоне сохраняющего спроса со стороны населения на беззалоговые потребительские кредиты", - отмечает Нацбанк.


По оценкам Национального банка, в 2018 году ожидаются умеренные темпы роста кредитования, которые будут сопоставимы с темпами номинального роста ВВП. При этом данный рост будет поддерживаться за счёт отдельных, более устойчивых крупных и средних банков с консервативной кредитной политикой. По отдельным банкам, которые будут продолжать решение накопленных проблем, возможно снижение кредитного портфеля.

В среднесрочной перспективе рост собственного капитала, снижение неработающих кредитов, пересмотр и оптимизация действующих стратегий и бизнес-моделей банков второго уровня приведут к повышению их активности в кредитовании, расширению и развитию новых и эффективных видов банковских услуг. В итоге ожидается повышение эффективности кредитного канала и канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, которые в настоящее время не в полной мере выполняют свою роль.

Напомним, в 2017 году денежно-кредитная политика проводилась в соответствии с принципами инфляционного таргетирования. Меры Национального банка, в том числе процентная политика, были направлены на достижение целевых показателей по инфляции, которые на 2017 год были определены в границах целевого коридора 6-8%.

Обменный курс тенге выполнял функцию автоматического стабилизатора и формировался при минимальном вмешательстве со стороны Национального банка. Для стабилизации ситуации на валютном рынке и удовлетворения возникшего спроса Национальный банк проводил интервенции. Интервенции проводились в июне (доля от общего объёма торгов на биржевом валютном рынке - 2,9%), в августе (1,8%), сентябре (2,1%) и октябре (10,6%). Интервенции были направлены исключительно на сглаживание краткосрочных и спекулятивных колебаний, не связанных с влиянием фундаментальных факторов.

В течение 2017 года уровень базовой ставки был постепенно снижен с 12% до 10,25%.

Сохранение привлекательности тенговых депозитов способствовало дальнейшему процессу дедолларизации в банковской системе и содействовало увеличению фондирования банков второго уровня в национальной валюте. По итогам октября 2017 года доля депозитов в иностранной валюте составила 49,4% (54,6% - в декабре 2016 года, 70% - в январе 2016 года).

Максимальные рекомендуемые ставки по депозитам физических лиц в национальной валюте были сохранены на уровне 14%, ставки по депозитам в иностранной валюте были снижены с 2% до 1,5% с 1 июля 2017 года с дальнейшим понижением до 1% с 1 декабря 2017 года. Фактически сложившиеся ставки по тенговым депозитам физических лиц снизились с 12,0% в декабре 2016 года до 11,5% в октябре 2017 года, юридических лиц - с 10,5% до 8,0%.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?