13.10.2009, 16:38 542

Общая емкость казахстанского рынка новых автомобилей в III квартале снизилась более чем на 50%

Алматы. 13 октября. Kazakhstan Today - Общая емкость казахстанского рынка новых автомобилей в III квартале текущего года снизилась на 50,29%, передает агентство со ссылкой на обзор рынка легковых автомобилей на территории РК по итогам III квартала 2009 года (продажи официальных дилеров), подготовленный консалтинговой компанией Qncepto.

"Рост объемов продаж новых автомобилей во II квартале текущего года на 13,26% (по отношению к итогам I квартала) дал участникам рынка повод для сдержанного оптимизма. Наряду с признаками оживления весной 2008 года это был второй всплеск потребительской активности в двухлетней истории кризиса. Однако если в минувшем году наименее удачный месяц - январь - закрылся с результатом 2706 проданных авто, то в 2009 году рынок "пробил дно" до отметки 1024 автомобиля - именно столько удалось реализовать дилерам в феврале", - сообщает консалтинговая компания Qncepto.

Таким образом, по данным компании, весенний "всплеск" активности стоит отнести к статистическим колебаниям, связанным с резким сокращением емкости отечественного рынка. По той же причине рано делать выводы о начале его восстановления по итогам III квартала этого года, показавшего прирост продаж на 3,83% (ко II кварталу). Тем более, что скромный рост был обеспечен не результатами сентября, с которым традиционно связано сезонное оживление потребительского спроса, а, главным образом, показателями летних месяцев.

"Затяжной краш-тест над казахстанским авторынком продолжает расшатывать позиции большинства крупнейших импортеров. Наиболее тяжелые потери по итогам девяти месяцев текущего года понесла КМК "Астана Моторс": рыночная доля дилерской группы сократилась почти на треть. Если в III квартале 2008 года компания контролировала 24,72% рынка новых автомобилей, то в тот же период текущего года ее доля не превысила 16,97%. Из 5 автобрендов, представляемых компанией, лишь марке BMW удалось укрепить рыночную позицию, в то время как более массовые Toyota, Hyundai, Nissan и Subaru как в течение первых 9 месяцев, так и за III квартал 2009 года (к тому же периоду 2008 года) сократили свою долю на казахстанском рынке", - отмечается в сообщении.

Другие дилерские группы оказались более устойчивы к ударам кризиса: доля "Тойота Центр Жетысу" снизилась лишь на 1,4% (с 10,03% в III квартале 2008 года до 8,64% в III квартале 2009 года), "Меркур Авто", потеряв 1,91%, сохранил за собой 18,36% рынка (против 20,27% в III квартале 2008 года), а группа "БИПЭК АВТО", чья доля составила 36,08% против 38,28% годом ранее, удерживает пальму первенства на рынке республики.

"Общая емкость казахстанского рынка новых автомобилей в III квартале текущего года составила 4505 единиц, или на 50,29% меньше, чем в аналогичный период 2008 года. Распределение продаж иномарок и автомобилей российских марок фактически сохранилось: на долю последних пришлось 34,19% - на 1,16% больше, чем в 2008 году", - отмечается в обзоре.

По данным консалтинговой компании, львиная доля продукции российского автопрома и максимальный объем продаж на казахстанском рынке по-прежнему принадлежит АвтоВАЗу: в III квартале сего года было реализовано 988 автомобилей, обеспечивших ему расширение рыночной доли до 21,94% (плюс 2,06% к прошлогоднему показателю).

Второй номер в рейтинге наиболее популярных в республике марок - японская Toyota закрыла квартал с результатом 914 автомобилей, "просев" чуть ниже рынка в целом - на 51,59% к III кварталу 2008 года, когда ее покупателями стали 1892 казахстанца. Как известно, недавнее заявление руководства японского концерна об отзыве и ремонте ряда аварийноопасных моделей Toyota и Lexus грозит сказаться на глобальных продажах. Однако подорвать отношение к производителю на казахстанском рынке разгоревшийся скандал вряд ли способен.

"Фаворит тендерных закупок, УАЗ, оставил за собой третье место среди лидеров отечественного рынка, сократив долю с 12,49% до 10,92%. В III квартале было продано 492 автомобиля этой марки. Практически с тем же результатом - 491 авто - подвел итоги квартала бренд Mitsubishi, чей вклад в общий объем рынка благодаря заметным скидкам увеличился на 3,73%. Значительный демпинг казахстанского дилера, по оценкам российских экспертов, связан со сложным положением и затовариванием складов его партнера - московской группы "Рольф", - говорится в тексте.

Если в первой четверке изменений не произошло, то ниже по списку налицо ряд рокировок. Так, с пятой на восьмую строку переместился Volkswagen. Продажи рухнули более чем пятикратно - с 587 авто в III квартале минувшего года до 112 в тот же период 2009 года.

Поднявшись на одну ступень, его место занял узбекский Daewoo: 437 автомобилей за июль-сентябрь против 569 в 2008 году.

"Шестым в списке лидирующих брендов стал Chevrolet. В третьем квартале было продано 180 "американцев" усть-каменогорской сборки, за счет чего марка поднялась на две позиции. За ней следует Nissan, также обогнавший двух соперников (130 реализованных автомобилей), - сообщает Qncepto.

Замыкают десятку фаворитов Subaru (9-е место, 109 авто) и скатившийся с 7-й позиции Hyundai. Дилер этой марки понес внушительные потери: доля бренда в III квартале сжалась более чем в 2,5 раза, а его покупателями стали лишь 105 казахстанцев.

Еще более стремительный провал продемонстрировал на казахстанском рынке Ford: в III квартале его рыночный вклад сократился с 1,28% (в III квартале 2008 года) до 0,47%, а число проданных автомобилей - с 116 до 21 единицы.

По данным обзора, на общем негативном фоне завидную динамику демонстрируют представители премиум-сегмента. Mercedes Benz за счет продажи партии коммерческих авто увеличил свой "вес" на рынке с 0,39% до 1,8% (81 автомобиль в III квартале 2009 против 35 в 2008 году).

"Его соотечественнику, BMW, удалось продать в республике 45 автомобилей - равно то же количество, что и в аналогичный период минувшего года. Кризис не помешал Audi улучшить свой прошлогодний результат c 17 до 22 проданных автомобилей", - говорится в обзоре.

В более массовых классах уверенность демонстрируют Skoda и Suzuki. Чешские автомобили (казахстанской сборки) удвоили рыночную долю, а японец увеличил ее с 0,82% до 2,15%.

"Несмотря на ограниченный рост общерыночных продаж, для большинства дилеров, за исключением брендов премиум-класса, III квартал стал депрессивным периодом, который сопровождался активным перераспределением конкурентных сил на рынке", - подчеркивается в обзоре Qncepto.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?