20.12.2010, 17:59 3213

Обзор мирового рынка титана на 20 декабря 2010 года

Алматы. 20 декабря. Kazakhstan Today - На мировом рынке титана в декабре отмечено расширение диапазона цен. По данным лондонского журнал Metal Bulletin, диапазон текущих рыночных цен CMP (Current Market Price) на ферротитан в Европе за последний месяц расширился с $6,75 - 7 до $6,45 - 7,20 за килограмм титана. Однако MetalFirst.com показывает более узкий диапазон цен на ферротитана - $6,5 - 6,7 за килограмм титана.

По данным Titanmet.ru свободные цены на титановую губку в Европе составляют $7,2 - 7,7 за килограмм.

Рынок титановой губки в Китае в основном стабилизировался в декабре. По данным Shanghai Metals Market, цены на титановую губку на спотовом рынке в Китае 17 декабря 2010 года составляли 58 - 61 юаней за килограмм ($8,7 - 9,1) Крупнейший китайский производитель титановой губки ZunYi Titanium продает 99,6%-процентный материал по 70 юаней за килограмм ($10,51).

Цены на диоксид титана растут под влиянием дефицита титановой руды, а также удорожания серной кислоты и титановых шлаков. Например, американская компания Tronox Incorporated (США) сообщила о повышении цен на диоксид титана, начиная с 1 января 2011 года. Для потребителей из Северной Америки продукция Tronox подорожает до $0,1 за фунт, для Латинской Америки - до $200 за тонну, для Европы - до 175 евро за тонну.

На мировом рынке титана растет роль Китая. По данным China Nonferrous Metals Monthly, производство титана в Китае увеличилось за январь - октябрь 2010 года на 20,4%, или до 44,78 тыс. тонн, а выпуск титана в октябре 2010 года увеличился до 4524 тонны.

По данным консалтинговой компании SOGRA, китайский рынок титана остается стабильным. Поставки четыреххлористого титана стабильны, поэтому резких скачков цен на эти продукты не ожидается, что гарантирует стабильность цен на титановую губку. Но в металлургии страны в целом наблюдается сокращение производственных мощностей в рамках государственной программы экономии электроэнергии, что оказывает соответствующее воздействие и на производителей ферротитана. Более позитивно оценивается спрос на диоксид титана, который превосходит предложение.

Спрос на титан в быстрорастущей китайской титановой промышленности, вероятно, будет превышать его поставки в течение следующих десяти лет, заявила австралийская консалтинговая компания TZMI. Китай находится на пути к созданию крупнейшей в мире промышленности по производству диоксида титана к 2020 году с мощностями 2,5 млн тонн в год, превышающими мощности США, но поставки титанового сырья пока отстают от растущих потребностей. За январь - сентябрь 2010 года Китай экспортировал 226,9 тыс. тонн диоксида титана различных марок, а импортировал - 219,5 тыс. тонн.

Цены на диоксид титана могут значительно увеличиться в ближайшее время. К такому выводу пришли эксперты аналитического агентства SteelGuru, рассматривая рынок титановой продукции. Диоксид титана составляет до 90% продукции всей мировой титановой отрасли и применяется в основном для выработки различных красителей, а также ряда других материалов. Удар кризиса, постигший ряд рынков и в первую очередь Европейского союза в нынешнем году, заставил многих инвесторов уйти с рынка, в результате чего цены на нем резко упали и многие небольшие производители вынуждены были остановить поставки продукции. Однако вскоре выяснилось, что ряд стран Азии, и в первую очередь Индия и Китай, продолжают увеличивать потребление диоксида титана. Благодаря этому фактору, цены на данную продукцию стали расти. Прогнозируется рост производства диоксида титана в мире в 2010 - 2015 годы примерно на уровне 3,9% в год.

Россия тоже включилась в нынешнюю мировую "титановую гонку". Компания "ВСМПО-Ависма", крупнейший в мире производитель титана, сообщила, что в январе - октябре 2010 года увеличила производство титана на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 годом, или до 20,4 тыс. тонн. Кроме того, корпорация начнет поставки горячекатаного титанового проката американской компании Universal Stainless & Alloy Products, которая приняла решение об увеличении загрузки своих мощностей в производстве титановых сплавов.

Корпорация Universal Stainless & Alloy Products, США (далее Universal Stainless) планирует увеличить производственные мощности своего предприятия, расположенного в городе Монака (штат Пенсильвания), для изготовления прутков малого диаметра и проволоки, в том числе заготовки под крепеж и титана медицинского назначения. Планируется, что новые мощности начнут работать в конце I квартала 2011 года и их начальная производительность составит около 500 тонн в год, с возможностью увеличения в дальнейшем.

В России принято важное решение для роста титановой отрасли: создание "Титановой долины". Российская компания "ВСМПО-Ависма" станет головной фирмой в новой особой экономической зоне (ОЭЗ) "Титановая долина". ОЭЗ "Титановая долина" будет расположена в городе Верхняя Салда Свердловской области. По словам гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, в ОЭЗ будут приглашены другие ведущие компании, в частности, Rolls-Royce и Goodrich. Участником ОЭЗ также станет авиастроитель Boeing, который создал с "ВСМПО-Ависма" совместное предприятие по производству титановых штамповок - Ural Boeing Manufacturing.

Третьей страной, после Китая и России, развивающей титановую отрасль, стала Индия. Комбинат по выпуску титановой губки в Kollam (Индия) компании Kerala Minerals and Metals Limited (KMML) будет введен в эксплуатацию к июлю 2011 году с производственной мощностью 500 тонн в год. Важной частью производственного процесса станет технология DMRL (Defence Metallurgical Research Laboratory), позволяющая преобразовать тетрахлорид титана в губку в ходе переработки руды в металл. KMML будет поставлять диоксид титана для производства губки на новом комбинате. Напомним, что Индия располагает третьими в мире запасами титановой руды, сосредоточенными вдоль побережья. Запуск нового комбината по производству титановой губки может сделать Индию крупным мировым производителем титана.

Вместе с тем Япония уже является крупным производителем титана. Кроме того, шесть крупнейших металлургических и машиностроительных концернов Японии, включая Kobe Steel Ltd. и Hitachi Metals Ltd., собираются создать совместное предприятие по производству титана для авиационной промышленности, сообщила газета Nikkei. Это предприятие потратит 20 млрд иен ($240 млн) на строительство титанового завода, который должен быть запущен в эксплуатацию в 2013 году.

Перспективы роста мирового рынка титана во многом связаны с поисками новых сфер применения этого металла. Так, Университет Нового Орлеана (США) удостоен трехгодичного гранта от управления военно-морских исследований для продвижения научных исследований по расширению использования титана в судостроении. Как сообщается в пресс-релизе университета, будут исследованы возможности использования титана в центральных отсеках кораблей, а также изучены материалы и технологии сварки при строительстве титановых корпусов кораблей.

Титановые сплавы имеют значительные преимущества по сравнению со стальными и алюминиевыми сплавами, традиционными для судостроения. Титан более устойчив к коррозии, имеет высокий коэффициент прочности и устойчивость к усталости. Однако высокая стоимость этого металла и отсутствие надежной сварки и методов соединения ранее не позволяли судостроительной промышленности реализовать огромный потенциал титана. Теперь, благодаря последним достижениям в сварочных технологиях и методах изготовления, этот проект должен принести свои плоды, обеспечив значительный рост потребления титана в судостроении.

Теперь зададимся логичным вопросом: если мировая титановая отрасль будет и дальше расти и развиваться, то хватит ли для нее доступного сырья? Один из ответов на этот вопрос дает недавно открытое в Парагвае крупнейшее в мире месторождение титановых руд. Южноафриканский горный портал Mining Weekly сообщил, что залежи ильменита обнаружены в юго-восточном парагвайском департаменте Альто-Парана (Alto Parana) недалеко от границы с Бразилией. Это месторождение может давать ежегодно от 5 до 10 млн тонн титановой руды в течение 100 лет. Запасы месторождения предварительно оцениваются в 5,3 млрд тонн руды со средним содержанием оксида титана в 7,8%.

Сейчас на мировых биржах ильменитовый концентрат котируется в диапазоне $90 - 110 за тонну. Предварительные расчеты показывают, что потребуется до $500 млн инвестиций, чтобы получать 5 млн тонн руды в год. По оценкам экспертов, промышленная добыча может быть начата через 3 - 5 лет. Основные мировые запасы ильменитовых руд находятся в Китае и Африке. Сегодня на поставки из континентальной Африки приходится до 50% объема потребления ильменитовых руд в мире.

Уже есть сведения, что в качестве партнера по освоению месторождения ильменитовых руд в Парагвае может выступить ведущий производитель титана в мире - российская корпорация "ВСМПО-Ависма". Кроме того, рассматривается вопрос о предоставлении Парагваю межгосударственного кредита от России.

Одним из крупных мировых поставщиков титанового сырья является Украина, где в январе - ноябре 2010 года увеличен экспорт титаносодержащих руд и концентрата на 39,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, или до 236,65 тыс. тонн, сообщил Государственный комитет статистики. При этом экспорт осуществлялся в основном в США (104,51 тыс. тонн), Россию (71,74 тыс. тонн), Китай (15,49 тыс. тонн) и Чехию (30,8 тыс. тонн).

В заключение отметим, что важнейшим звеном в производстве титана является выпуск титановой губки. По данным лондонского агентства Platts, спрос на титановую губку будет расти примерно на 6% в год вплоть до 2015 года. Напомним, что в конце 2008 года мировой экономический кризис в совокупности с задержкой производства самолетов Boeing 787, Dreamliner и Airbus A380 привели к резкому падению спроса на титан, хотя были запущены новые заводы в США и Японии. В течение следующих двух лет наблюдался избыток предложения, поэтому производители прекратили дальнейшее расширение и остановили существующие установки, а в Китае некоторые неэффективные заводы были закрыты. Однако в 2010 году ситуация начала меняться в лучшую сторону, что позволяет ожидать возобновление роста выпуска титана в мире.

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?