06.04.2009, 19:59 1765

Обзор мирового рынка титана на 6 апреля 2009 года

Для получения полной версии новости (обзора) вам необходимо перейти на платную систему подписки.

Алматы. 6 апреля. "Казахстан Сегодня" - На мировом рынке титана продолжился спад. По данным Metal Pages, средние справочные цены 70%-ного ферротитана (с максимальным содержанием алюминия 4,5%) на свободном рынке Европы, с уплатой пошлины, за прошедший месяц снизились с $2,80 - 3,20 до $2,20 - 2,50 за килограмм титана.

По оценке Metalbulletin, цены на европейском спотовом рынке ферротитана снизились до $2,2 - 2,5 за килограмм. Лишь немногие торговцы сообщали о немногочисленных сделках по незначительным объемам около нижней ценовой границы. Правда, некоторые участники рынка говорят, что, несмотря на исторические ценовые минимумы, на рынке сохраняется некоторая активность. Для ферротитана откат вниз достиг самой низкой точки. Производители из Великобритании подтвердили факт резкого сокращения загрузки плавильных мощностей в связи с очевидным желанием еще не исчезнувших покупателей закупать материал лишь в минимально необходимых объемах.

Цены на необработанный титановый лом колеблются в диапазоне $0,30 - 0,40 за фунт. Однако они вряд ли опустятся ниже из-за издержек на сбор и транспортировку. Поставки лома сейчас незначительны, поскольку его почти никто не приобретает. Уже несколько недель продолжается противостояние поставщиков титанового лома и производителей ферротитана, когда цены, предлагаемые покупателями для сохранения прибыльности, слишком низки для поставщиков. Учитывая, что для многих предприятий производственные издержки не ниже $2,40 - 2,50 за килограмм титана, более низкие цены вряд ли будут поддерживаться.

По данным Metal Bulletin, на мировом рынке титана произошло снижение объемов заказов со стороны предприятий авиакосмической промышленности. Хотя ряд участников рынка считают, что основные промышленные проекты, отличающиеся значительным уровнем потребления титана, продолжают реализовываться, тем не менее, мало новых проектов, готовых к запуску.

По данным Metals Place, Вьетнам продолжит экспортировать ильменитовый концентрат. Таково решение правительства, которое поручило Министерству промышленности и торговли подсчитать запасы ильменита, чтобы определить возможности его поставок на внутренний рынок и на экспорт. Рекомендовано также ускорить подготовку крупных проектов по переработке ильменитового концентрата в титановые продукты, в особенности проекта компании Ha Tinh Minerals and Trading Corporation по производству 30 тыс. тонн в год диоксида титана. Министерству финансов поручено пересмотреть экспортные пошлины на ильменитовую руду и ильменитовый концентрат, чтобы стимулировать переработку руды внутри страны.

Поскольку мировой рынок ферротитана достиг самой низкой точки, то производители вынуждены либо сокращать, либо останавливать производство. При низком спросе трейдеры ожидают закрытия титановых производств в Великобритании, это лишь вопрос времени, уверен один из торговцев, так как при текущих ценах многие просто не в состоянии позволить себе продолжать производство.

По данным Metals Place, японская титановая компания Toho Titanium объявила о своих планах снижения выпуска металла. Вместо предполагавшегося 15%-ного сокращения объемов производства на заводе Chigasaki, оно будет уменьшено на 40%. Кроме того, Toho Titanium вынуждена перенести старт реализации проекта строительства нового завода в город Вакаматзу с конца текущего года на апрель 2010 года. Причиной принятия подобных решений послужила стагнация мирового рынка титана и продукции его переработки. В условиях неблагоприятной конъюнктуры Toho Titanium пытается всячески минимизировать свои производственные издержки, но все же ожидает в нынешнем году получить убытки.

Японская компания Osaka Titanium Technologies с апреля 2009 года снизит объемы производства титановой губки еще на 10%, а в целом снизит объемы вместо планируемых ранее 30% уже на 40%. Как сообщает Japan Metal, спрос на титан для производства самолетов и кораблей со стороны основных иностранных потребителей резко снизился. Ожидается, что и на внутреннем рынке в ближайший месяц спрос будет сдержанным, так что объемы производства Osaka Titanium ограничатся 1,5 тыс. тонн титановой губки в месяц.

По данным китайской ассоциации цветной металлургии, в 2008 году в Китае выпущено 49,6 тыс. тонн губчатого титана, что на 9,8% больше, чем в 2007 году. Китайский выпуск готовой титановой продукции составил 27,7 тыс. тонн (+17,3%). Китай в прошлом году экспортировал 6,2 тыс. тонн губчатого титана (+12,7%), а импортировал 1,2 тыс. тонн (+7,7%). Объем экспорта титановой продукции достиг 8,5 тыс. тонн (+6,5%), импорт - 6,3 тыс. тонн (+61,1%). Складские запасы губчатого титана в Китае в конце 2008 года достигли 4,80 тыс. тонн. Мировой экономический кризис существенно замедлил темпы роста объемов производства титановой продукции в Китае. В 2009 году можно ожидать падения объемов производства в первом полугодии и медленное их наращивание - во втором.

Китайская компания Panzhihua Iron and Steel Group (Pangang) намерена ввести в эксплуатацию завод по производству губчатого титана в конце 2010 года. Предприятие будет производить 15 тыс. тонн в год губчатого титана, причем 70% мощностей будет выпускать губку высокого качества, сравнимую с аналогичной продукцией, выпускаемой в США и Японии. Завод будет использовать в качестве сырья титановые шлаки. Несмотря на понижательный тренд на мировом рынке титана, Panzhihua Iron and Steel, один из крупнейших китайских производителей стали и ведущий поставщик ванадиевого и титанового сырья, приступает к выполнению плана по строительству нового завода. Строительство начнется в 2009 году. Около половины выпускаемой губки пойдет на собственное производство титановых слитков и титановой продукции, а оставшаяся часть будет продаваться на открытом рынке.

По данным Metal Pages, компания Pangang уже ввела в эксплуатацию производство по выпуску 60 тыс. тонн в год титанового шлака сульфатного сорта и 40 тыс. тонн в год титанового шлака хлорного сорта. Новый завод будет работать по технологии, предоставленной Украинским государственным научно-исследовательским институтом титана. Pangang имеет годовые мощности по производству 300 тыс. тонн титановых концентратов, 100 тыс. тонн титановых шлаков, 80 тыс. тонн диоксида титана. Компания имеет планы по дальнейшему увеличению мощности нового завода до 40 тыс. тонн в год губчатого титана.

Особый прибрежный экономический район город Лоян активно привлекает титановых производителей Китая. Одной из первых компаний, которая решила разместить свои мощности на территории лоянского технопарка, стала титановая компания Heshitai. Общий объем инвестиций компании в создание производственного кластера в этом районе составит 1 млрд юаней. Основные мощности будут направлены на производство титановой продукции для космической отрасли, высококачественной губки, титановых сплавов. Немалую долю составит продукция для судостроения и нефтедобычи. После завершения строительства объем выпуска титановой продукции в Лояне достигнет 5 тыс. тонн (из них 1,5 тыс. тонн - для космических нужд). По данным SOGRA, наряду с районами Баоцзи и Паньчжихуа, Лоянский титановый производственный центр станет третьей в Китае зоной производства титановой продукции. Основное преимущество этого района - выход к морю.

В титановом секторе России, где главенствует компания ВСМПО-Ависма, больших проблем не ожидается. В 2008 году выпуск губчатого титана вырос на 4,8%, титанового проката - на 9,3%. В этом году уровень производства, видимо, сохранится. Однако программа расширения мощностей стоимостью $1 млрд отложена на три года. Ценовые колебания не должны сильно коснуться корпорации, так как 65% ее продукции предназначено для аэрокосмической промышленности, а это долгосрочные контракты и фиксированные цены. Новые задачи по освоению перспективных заказов ведущих в мире самолетостроителей требуют от корпорации ВСМПО-Ависма пересмотра коридора верхней границы стратегии развития с 2012 на 2020 годы. Для выполнения нового объема обязательств инвестиционная программа предусматривала до 2012 года увеличение объема производства титановой губки на 20%, (до 44 тыс. тонн в год), титанового проката - на 46%, (до 46 тыс. тонн в год). Инвестиции в эту программу были запланированы на уровне $1 млрд.

Обострившаяся конкуренция с китайскими производителями титана на самом деле не представляет угрозы для ВСМПО-Ависма. Во-первых, конкуренция российской компании строится на том, что она ведет более глубокую переработку титана, где требуется высокое качество продукции, потому что за этим стоит безопасность полетов. Мировой финансовый кризис, конечно, скажется на авиастроении, но это произойдет позже и проявится не в сокращении объемов производства, а в уменьшении динамики его роста. Но даже при общем снижении объемов самолетостроения в ближайшие годы спрос на титановую продукцию сохранится, так как в конструкции самолета XXI века быстро растет доля титановых сплавов. Так, если в Boeing-737 они составляли 0,5%, то в Dreamliner-В787 в 20 раз больше.

Что касается прогнозов, то нужно учесть, что в Китае цены на титановую губку опустились до "дна". В Японии Toho Titanium впервые за пять лет с 2004 года на 15% снизила экспортную цену губки. Osaka Titanium Technologies скорректировала план наращивания производственных мощностей по выпуску губки. Вместо запланированного к октябрю 2009 года увеличения мощности до 41 тыс. тонн губчатого титана в год признан достаточным ежегодный объем в 32 тыс. тонн. Реализация последующих стадий развития производства отложена на два года.

Хотя мировая металлургическая отрасль в условиях кризиса продолжает снижение темпов развития, тем не менее под влиянием мер антикризисного реагирования падение производственных и ценовых показателей в последнее время замедлилось, а в ряде секторов прекратилось, отмечался определенный рост спотовых цен на контракты с поставками в марте. Антикризисный арсенал мер регулирования производства и спроса, включающий, как правило, ограничение выпуска продукции, сокращение издержек и отказ от малоперспективных ресурсов, в большинстве случаев демонстрирует высокую эффективность.

Китай продолжит оказывать поддержку национальной металлургической отрасли для закрепления ее лидирующей роли в мире. В период 2009 - 2010 годов страна увеличит внутренний спрос продукции металлургии, в том числе за счет создания крупных государственных резервов металлов. Продолжится курс на модернизацию отрасли путем закрытия устаревших производств на собственной территории и активизации перспективных приобретений за рубежом. При этом в сферу интересов китайских игроков будут попадать не только привлекательные проекты в развивающихся странах, но и крупные активы ведущих экономик и компаний мира, установление контроля над которыми в условиях кризиса упростилось.

В ближайшей перспективе более вероятен умеренный рост цен на высококачественное титансодержащее сырье. Китай из-за запрета экспорта титанового сырья из Вьетнама, вступившего в силу с начала 2009 года, может переориентироваться на импорт руды из Индонезии, Шри-Ланки и Австралии. Не исключается, что в среднесрочной перспективе Китай будет ввозить из Вьетнама уже не сырье, а титан.

В титановом секторе более вероятно позитивное развитие по мере реализации американскими и европейскими авиастроителями крупных программ постройки пассажирских авиалайнеров, а также вследствие увеличения потребностей ядерной энергетики и ракетостроения. А вот сдерживающим фактором может стать активизация продвижения продукции китайскими игроками.

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?