Алматы. 30 апреля. Kazakhstan Today - В I квартале 2010 года в Казахстане официальными дилерами было реализовано 3022 легковых автомобиля, или на 0,83% больше, чем в аналогичный период 2009 года, передает агентство со ссылкой на консалтинговую компанию Qncepto.
По данным консалтинговой компании, в I квартале 2010 года официальными дилерами было реализовано 3022 легковых автомобиля, или на 0,83% больше, чем в аналогичный период 2009 года. "В отличие от ситуации минувшего года, рост объемов продаж в отчетный период сдерживается не границами платежеспособного спроса, а критическим падением текущих складских запасов автомобилей в наличии. Как результат, доля индивидуальных заказов на поставку автомобилей на условиях предоплаты у ряда ведущих дилеров превысила докризисный уровень, что также свидетельствует о росте потребительской активности в сегменте новых легковых автомобилей", - отмечают аналитики.
Картина рынка в разрезе марок претерпела значительные перемены, которые, однако, не привели к смене традиционного лидера продаж - марки Lada. В течение первых трех месяцев года в Казахстане было реализовано 564 легковых автомобиля тольяттинской и усть-каменогорской сборки.
Вплотную к первой строчке подобрался бренд Mitsubishi, чья активная работа по сокращению складских запасов принесла свои плоды: 561 автомобиль, проданный в I квартале. Как результат, другой японский производитель - Toyota - смещен со 2-й на 4-ю позицию, а "бронза" досталась продукции UZ-Daewoo, почти четырехкратно улучшившей свой показатель по сравнению с 2009 годом. Продажи этих двух марок составили 537 и 355 единиц соответственно.
На 5-е место, пусть и со значительным отрывом от четверки фаворитов, вышел Suzuki - 142 проданных авто против 31 годом ранее. Chevrolet казахстанской сборки занял 6-ю строчку среди наиболее востребованных в республике марок (118 автомобилей). С близким результатом (115 единиц) завершил квартал Volkswagen, поднявшись на четыре позиции вверх. С 5-й на 8-ю строку переместился Nissan, покупателями которого стали 110 казахстанцев. Более внушительное падение - с 4-й до 9-й позиции - показал Hyundai, чьи продажи сократились практически вдвое (до 108 единиц). Замыкают TOP-10 легковые автомобили UAZ (59 единиц), также заметно ослабившие свое положение.
Среди марок "второго эшелона" следует отметить симптомы реанимации сбыта Renault. Если в январе - марте 2009 был продан лишь один автомобиль под этой маркой, то в текущем году - 22. С началом беспошлинных поставок бюджетных автомобилей бренда в российском исполнении позиции Renault в Казахстане имеют шансы окрепнуть.
Позитивно выглядит картина в премиум-сегменте. BMW и Porsche просели незначительно (35 и 6 проданных авто). А такие бренды, как Audi, Volvo, Land Rover и Mercedes показали рост (17, 18, 19 и 39 легковых автомобилей по итогам квартала соответственно).
По данным консалтинговой компании, рокировки в TOP-20 наиболее востребованных моделей в большей степени свидетельствуют не об изменении потребительских предпочтений, а о динамике поставок и истощения складов. Иными словами, в массовых сегментах покупатель зачастую вынужден был приобретать не те модели, которые находятся в фокусе его предпочтений, а те, что есть в наличии.
В этой связи пополнение складских запасов Daewoo Nexia в сочетании с доступной ценой незамедлительно обеспечило продукту узбекского автопрома перемещение с 5-го в I квартале 2009 года на 1-е место по объемам продаж в 2010 году (442 реализованных автомобиля).
Вторым по популярности автомобилем стала Lada 4x4 (175 автомобилей), поднявшаяся в рейтинге на ступень вверх.
Модель №3 на казахстанском рынке - Toyota Corolla. Годом ранее она располагалась на 6-й строчке. Объем продаж в I квартале 2010 года - 139.
Ворвавшись в рейтинг, сразу 4-ю позицию завоевал SUV Suzuki Grand Vitara, продажи которого выросли 4,5 раза и в отчетный период достигли планки 126 автомобилей.
Не менее головокружительный рывок совершили сразу три модели Mitsubishi - Galant, L200 и Pajero Sport (115, 114 и 106 проданных автомобилей соответственно), разместившиеся на строчках с 5-й по 7-ю.
Lada Samara сохранила за собой восьмой номер. Дилер АвтоВАЗа реализовал с января по март 96 автомобилей этой модели.
Daewoo Matiz, годом ранее не вошедший в двадцатку лидеров, в первом квартале 2010 года обрел 95 покупателей.
С 9-й на 10-ю строку рейтинга сместилась Toyota Camry, обеспечив дилерам прирост сбыта в 92 единицы.
Вторую десятку открывает Lada Priora (87 реализованных авто). 81 продажа Mitsubishi Outlander II XL подняла эту модель на ступень вверх. Места с 13-го по 15-е также заняты внедорожниками: продажи Volkswagen Touareg, Mitsubishi Pajero и Toyota Land Cruiser 200 составили 76, 75, 56 автомобилей соответственно. Лишь для первого из них место во второй десятке стало успешным результатом. Еще год назад Pajero возглавлял рейтинг популярности, а Land Cruiser 200 располагался на 7-й позиции.
Утратил прошлогоднюю позицию и Mitsubishi Lancer (16-е место и 54 проданных автомобиля).
АвтоВАЗовская Lada Kalina в I квартале 2010 года нашла 45 покупателей, разменяв 11-ю строчку TOP-20 на 17-ю. За ней следует Chevrolet Lacetti с результатом 44 авто.
Если в январе - марте 2009 года официальным дилерам удалось обеспечить Toyota Land Cruiser Prado почетное второе место в списке бестселлеров, то в актуальном рейтинге он занимает место №19. Продажи модели в I квартале текущего года равны 37. С таким же результатом закрыл период UAZ 3151 Hunter.
И, наконец, замыкает двадцатку фаворитов Hyundai Elantra. Объем продаж в отчетный период совпал с итогами прошлого года - 36 автомобилей.
Кроме того, по данным экспертов, в марте 2010 года продажи легких коммерческих автомобилей составили 93 автомобиля, или на 43,98% меньше, чем в аналогичный период 2009 года, и на 14,68% меньше, чем в феврале 2010 года.
По итогам I квартала официальными дилерами продано 319 легких коммерческих автомобилей, что на 55,76% меньше, чем в аналогичный период 2009 года. Однако столь негативная относительная динамика сегмента связана с крупными оптовыми продажами автомобилей UAZ в январе 2009 года, когда доля этой марки в общем объеме сбыта достигла 87%, а продажи превысили среднемесячный показатель более чем втрое.
Квартальное падение сегмента LCV без учета продаж марки UAZ составляет 28,34% к показателю 2009 года.
По данным Qncepto, по итогам I квартала 2010 года 58% (185 автомобилей) всех продаж в сегменте приходится на марку UAZ. Продажи Caddy, Caravelle и Transporter обеспечили вторую позицию Volkswagen (в сумме 35 реализованных авто). Техника Isuzu сохранила за собой третье место (31 автомобиль).
С 29 реализованными автомобилями на строку вверх поднялась Toyota. 16 фургонов и 5-я строчка - у Lada. За ним, с 7 проданными пикапами, бренд Nissan.
Другими брендами по итогам I квартала продано менее 4 автомобилей коммерческого назначения. С точки зрения динамики примечательно отсутствие продаж микровэна Daewoo Damas против 70 реализованных авто этой модели в аналогичный период 2009 года. Причины, как и в случае других марок, кроются в исчерпании складских остатков.
"Размывание рыночных долей большинства ведущих авторитейлеров продолжается по мере снижения складских запасов. Так, с 42,55% в I квартале 2009 года до 26,86% в тот же период 2010 года сократился вклад "БИПЭК АВТО", сохранившей за собой положение крупнейшей дилерской группы. Более чем вдвое (с 20,39% до 9,94%) снизилась доля КМК "Астана Моторс", которая начиная со II квартала 2009 года занимает 3-ю позицию. Доля "Тойота Центр Жетысу" сократилась с 5,84% до 4,55%, оттеснив дилера с 4-й на 3-ю строку. В то же время успешную динамику продемонстрировали "Меркур Авто" (2-е место в рейтинге дилеров), чья доля выросла с 14,93% до 16,62%, и "Вираж" (дилер №4), упрочивший рыночное присутствие с 3,71% до 4,94%", - сообщает Qncepto.
"Начало 2010 года, вполне возможно, не будет отличаться хорошей покупательской активностью в связи с неопределенной ценовой ситуацией на автомобильном рынке, а также с отсутствием достаточных складов. Но во второй половине года можно ожидать роста продаж за счет сезонного оживления и стабилизации цен. В отличие от большинства марок, представленных в Казахстане, компания Nissan определила ценовую политику на 2010 год, и ее важной частью стали специальные ценовые акции. Кроме того, продолжается работа по поиску и ведению переговоров с потенциальными партнерами компании для создания новых дилерских центров и расширения географии присутствия марки", - приводит Qncepto мнение участников рынка.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.