В НК КТЖ рассматривают возможность снижения дефицита грузовых вагонов в стране за счет поставок из КНР и отечественного производства
Астана. 25 сентября. "Казахстан Сегодня" - В АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ) рассматривают возможность снижения дефицита грузовых вагонов в стране за счет поставок из КНР и отечественного производства. Об этом сегодня в ходе "круглого стола" «Повышение экспортного потенциала РК», состоявшегося в рамках VII Международной конференции "ТрансЕвразия-2008" сообщил первый вице-президент АО "НК "КТЖ" Кадыл Таласпеков, передает корреспондент агентства.
"В этом году мы закупили в Китае два грузовых вагона китайского производства, но изготовленных по нашему заказу, по нашим стандартам. Сейчас мы проводим испытания, пытаемся договориться, чтобы он получил сертификат и ходить за пределы Казахстана", - сказал К. Таласпеков.
Он уточнил, что испытания будут проводиться в том числе и в России, на полигоне АО "Первая грузовая компания", дочернего предприятия "Российских железных дорог". "Если этот вагон получит соответствующее подтверждение в России после испытаний, то сможет курсировать во все железнодорожные администрации бывшего Союза", - пояснил первый вице-президент АО.
По его сведениям, дефицит казахстанской экономики в грузовом подвижном составе составляет "примерно 20 тыс. вагонов". "В прошлом году мы планировали около 2 тыс. только полувагонов приобрести, но из-за роста цен у нас "ушли" два конкурса, и мы смогли закупить только 500 крытых вагонов", - уточнил К. Таласпеков.
"В этом году закупаем 1081 вагон, из которых 600 уже в Казахстане, мы их начинаем пускать в работу", - подчеркнул он. Представитель руководства КТЖ добавил, что компания в этом году собирается "поставить на рельсы около 6800 вагонов с учетом покупки и восстановительных работ". "Убытие тоже очень большое: около 3 тысяч вагонов мы должны списать", - уточнил он.
При этом, по мнению К. Таласпекова, "не стоит беспокоиться по полувагонам, потому что мы уже на следующий год их выпускать будем здесь, в республике". "Мы освоили уже и чугунную часть, и так называемую тележную часть, в Усть-Каменогорске есть завод, который работает в этом направлении", - пояснил он.
По информации одного из руководителей КТЖ, планируется приобретать около 2 тыс. вагонов ежегодно. При этом, по убеждению К. Таласпекова, существует и "внутренний резерв", за счет которого удастся снизить отчасти дефицит подвижного состава помимо приобретений новых вагонов.
"Мы поставили своим работникам задачу отработать с "Первой грузовой компанией" встречные попутные перевозки, чтобы вагоны не ходили порожняком из Казахстана в Россию и обратно. Если мы эту проблему решим, то какой-то процент дефицита подвижного состава по Казахстану ликвидируем", - пояснил он.
В свою очередь президент дочерней компании АО НК КТЖ - АО "Казтемиртранс" Ерхат Искалиев отметил, что сегодня его компанией "проводится работа по восстановлению подвижного состава из долгого простоя". "Помимо этого, мы проводим работу по заимствованию (на приобретение новых вагонов. - Прим. агентства) через лизинг, через займы. Ведь для того, чтобы конкурировать на рынке и иметь какой-то вес, нужно иметь подвижной состав, мы его наращиваем как за счет внутренних резервов, так и за счет займов", - сказал глава "Казтемиртранса".
"Работа по испытанию китайских вагонов проводится в том числе и для того, чтобы российские и украинские производители были немного сговорчивее и ставили не спекулятивные, а рыночные цены. Вагоны из КНР дешевле, и в связи с кризисом финансовым на рынке Экспортно-импортный банк КНР дает средства на срок до 5 лет и ставку не выше 7 - 8%", - уточнил Е. Искалиев.
Он также сообщил, что в следующем году "за счет заемной и тарифной политики компания намерена приобрести где-то до 2800 вагонов". "Но в среднем по году постараемся брать до 2000 вагонов в год", - уточнил президент "дочки" КТЖ. Он также не исключил, что испытываемые сейчас китайские вагоны будут "закольцованы на внутренних маршрутах и помогут решить проблему перевозок угля, которая сегодня остро стоит".
По мнению же президента Ассоциации национальных экспортеров Нигматжана Исингарина, КТЖ имеет возможность увеличить объем перевозок на 20 - 30% "за счет улучшения использования подвижного состава". "Резервы здесь есть большие, можно ускорить оборот вагона, можно снижать простой вагона под грузовыми операциями, есть резерв в увеличении скорости грузового вагона. Но только за счет внутренних резервов решить проблему дефицита невозможно, поэтому наращивание парка - задача неизбежная", - считает он.
"По моим прикидкам, на следующий год необходимо рабочий парк увеличить примерно на 6000 вагонов, и здесь надо исходить из того, сколько приобретет "Казтемиртранс", а остальное должны докупать частные операторы вагонов", - заметил Н. Исингарин.
Он также позитивно оценил факт приобретения и испытаний китайских грузовых вагонов. "Очень хороший резерв - приобретение китайских вагонов, считаю, что все, что перевозится внутри страны и перевозится в Китай, можно закрыть за счет них, и здесь приобретение 2-3 тысяч китайских вагонов сыграет очень большую роль", - заключил президент ассоциации.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна