30.06.2011, 18:13 3166

В РК нет четкой стратегии развития продовольственного ретейла

По ее словам, менее 5% отечественного ретейла консолидировано сетями в современные форматы торговли, что сделало невозможным дальнейшее развитие всего продовольственного рынка страны. Соответственно, снижен сельскохозяйственный потенциал государства.

Алматы. 30 июня. Kazakhstan Today - В РК нет четкой стратегии развития продовольственного ретейла, сообщила председатель правления АО "Сеть супермаркетов "7'Я" Дина Саргулова, передает Kazakhstan Today.

"При прогнозе бурного роста казахстанской экономики до 2020 года, сегодня в стране нет единого мнения о роли и месте сектора розничной торговли. Правительство, эксперты, банки оперируют разными понятиями и цифрами, строят домыслы о банкротствах и закрытиях продовольственных магазинов и целых сетей, обвиняют отечественный менеджмент в непрофессионализме и, как всегда, ждут прихода иностранных игроков", - сказала председатель правления АО "Сеть супермаркетов "7'Я" Дина Саргулова.

По ее словам, менее 5% отечественного ретейла консолидировано сетями в современные форматы торговли, что сделало невозможным дальнейшее развитие всего продовольственного рынка страны. Соответственно, снижен сельскохозяйственный потенциал государства.

"Между тем, какие бы игроки сейчас ни включились в развитие ретейла страны, он будет остро нуждаться в выверенной государственной политике и его эффективной поддержке", - отметила она.

Д. Саргулова, предлагает заострить внимание правительства РК на вопросах, требующих немедленного решения. Один из вопросов касается высокой стоимости строительства и аренды розничных площадей. Предлагаемые ее решения - это арендные дотации или земельные гранты на новое торговое строительство. "В условиях дефицита торговых площадей, их аренда становится ключевой статьей расходов, занимающей от 30% и выше, в структуре затрат розничных сетей", - считает она.

Между тем сегодня на 1000 жителей Алматы приходится примерно 80 квадратных метров торговых площадей, тогда как в Париже и Праге этот показатель равен 450 квадратным метрам, а в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе - 1000 квадратным метрам. По мнению экспертов, для устойчивой и эффективной конкуренции на каждые 50 000 жителей планеты должен быть гипермаркет, в дополнение к обязательным магазинам формата "около дома". Как заявила Д. Саргулова, оптимальная стоимость торговой аренды должна составлять 1000 тенге за квадратный метр. "В СНГ уже есть практика, когда торговая аренда фактически равна коммунальным платежам", - сказала Д. Саргулова.

Д. Саргулова также отметила дороговизну финансирования самого розничного бизнеса. Предлагаемое решение - включение отечественных продовольственных сетей во все программы правительственной финансовой поддержки как по линии сельскохозяйственного бизнеса, так и по линии поддержки МСБ. Очень важно привлечение международных финансовых институтов развития, таких как IFC, ЕБРР, АБР и других, для технологической поддержки и финансирования развития розничного сектора и его инфраструктуры - логистических центров, укрупнения сетей, открытия новых форматов торговли и т.д. "Сегодня отечественные сети "Арзан", "2х2", "Gros", "SM-market", "7'Я", "Green" и другие прокредитованы казахстанскими банками под немыслимые 16-21% годовых, что несравнимо с 3-4% стоимости денег тех же международных игроков типа "Auchan", "Tesco", "Carrefour". Учитывая инвестиционную долгосрочность до 10 лет с невысокой рентабельностью максимум 2-3% от оборота и свою очень высокую технологичность, современный ретейл - это один из наиболее сложных видов бизнеса", - отметила она.

Из-за этих факторов казахстанские продовольственные сети имеют очень высокую долговую нагрузку - иногда выше 100% объема своих активов. То есть вынуждены развиваться с недостаточным или даже отрицательным собственным капиталом.

И последнее: разрозненность, низкая технологичность и очень низкий уровень качества и представленности казахстанских сельхозпереработчиков и производителей продуктов питания в продовольственной рознице делает ретейл-сети экономически зависимыми от импорта и зарубежных операторов. Предлагаемое решение - инициировать создание региональных розничных сетей-кооперативов согласно лучшим европейским образцам. "Совладельцами кооперативных розничных сетей могли бы стать отечественные фермеры и производители продуктов питания. Это давало бы им прямой выход на рынок, дополнительную маржу и контролируемую инфляцию и эффективно работало на столь желаемое импортозамещение и импортонезависимость", - отметила Д. Саргулова.

Между тем мировой опыт показывает, что именно ретейл становится драйвером развития многих отраслей экономики.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?