В сезоне 2009 - 2010 годов предложение по произведенному кофе ожидается на 360 - 480 тыс. тонн ниже предполагаемого спроса
Алматы. 11 апреля. "Казахстан Сегодня" - В сезоне 2009 - 2010 годов предложение по произведенному кофе ожидается на 360 - 480 тыс. тонн ниже предполагаемого спроса, передает агентство со ссылкой на газету "Бизнес и Власть" ("&").
Как сообщает издание со ссылкой на информацию Международной кофейной организации, в сезоне 2009 - 2010 годов глобальное предложение кофе ожидается на 360 - 480 тыс. тонн ниже предполагаемого спроса. Частично это будет вызвано спадом производства в основных кофепроизводящих странах - Бразилии, Вьетнаме, Колумбии - и в Центральной Америке, отмечает газета.
Между тем "&" со ссылкой на бренд-менеджера компании "Прима" (торговые марки "Милагро", "Элит") Станислава Рубанова, отмечает, что цена на кофе складывается по итогам торгов на бирже, а коррекция цен происходит ежегодно после сбора урожая. "Например, в 2007 - 2009 годах цены на бирже сырья выросли на 26%. Рынок кофе в Казахстане претерпевает стагнацию, и в дальнейшем можно прогнозировать очередное его падение, потому что продукт этот довольно дорогой. К сожалению, у нас чайная страна, и кофе пользуется спросом только у любителей", - отметил он.
В свою очередь бренд-менеджер компании "Грин хаус" (торговые марки Tchibo, Carte Noire) Наталья Камская, в интервью изданию отметила, что фирмы постаралась снизить нагрузку по ценообразованию за счет собственных сил. "Повышение произошло лишь на новые поставки товара. Цены на натуральный кофе мы не поднимали. В 2009 году продажи по этому сегменту упали в два раза. По остальной продукции продажи выросли на 30%, а цены - на 10 - 15%", - уточнила она.
По данным аналитической службы Business Resource, импорт кофе в тоннаже в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, снизился на 89,2 тонны, или на 29,7%, и составил 211,1 тонн на сумму $2,7 млн при ощутимом росте цены.
Как отмечает "&", казахстанский рынок кофе насчитывает семь игроков: Nescafe - 50%, Jacobs - 20%, Tchibo - 20%, Maccona, "Милагро", "Элит", Carte Noire - по 1 - 5%.
По информации представителей компаний, структура рынка в нынешних условиях меняется кардинально. Два года назад росло потребление натурального кофе. Люди стали больше ездить в Европу и привозить привычки и культуру в употреблении кофе в Казахстан. Тогда потребитель был нацелен на переход к качественному продукту. Теперь идет обратный процесс: кофе выбирается не по пристрастиям, а по цене. Продавцы кофе отмечают переход любителей напитка на более дешевый сегмент. От этого выигрывают компании, которые продают недорогой растворимый кофе, поскольку любители натурального напитка сокращают свои расходы в их пользу. Отсюда рост продаж недорогого сегмента на 10 - 15%, сообщает газета.
"Объемы порошкового и гранулированного кофе растут, потому что это продукт эконом-класса и его могут себе позволить многие", - пояснил С. Рубанов. С ним согласны и другие продавцы кофе, в том числе и представитель компании Turkuaz (дистрибьютор Nescafe), который отметил, что в целом объемы продаж кофе падают потому, что уменьшилась платежеспособность населения. "Цена на элитные сорта нашей продукции поднялась на 10%, на недорогой кофе - на 18%. В кризис люди начинают экономить и переходят на более дешевую продукцию. Наши продажи растут отчасти за счет того, что наш кофе дешевле, чем у конкурентов", - заявил он.
На цену кофе мало влияет спекулятивная составляющая, сообщает "&" со ссылкой на аналитиков Business Resource, а стоимость определяется в первую очередь соотношением спроса и предложения. Динамика напрямую зависит от новостей по урожаю в странах-производителях. В 2008 году крупнейшими производителями кофе в мире являлись Бразилия (34,3%), Вьетнам (14,5%) и Колумбия (9,2%). В условиях мирового экономического кризиса средняя цена на кофе упала лишь на 15,23% за прошлый год в сопоставлении с другими товарами.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.