30.04.2009, 20:25 1571

В условиях кризиса наиболее безопасным способом войти в бизнес является франчайзинг - Vox Populi

Для получения полной версии новости (обзора) вам необходимо перейти на платную систему подписки.

Алматы. 30 апреля. "Казахстан Сегодня" - В условиях кризиса наиболее безопасным способом войти в бизнес является франчайзинг. Статистика свидетельствует, что из 100 приобретенных франшиз - 90% остается на рынке и продолжает работать, передает агентство со ссылкой на казахстанский журнал Vox Populi.

По данным журнала, франчайзинг является весьма привлекательным инструментом инвестирования даже в нынешних условиях. Опрос лидеров франчайзингового сектора, проведенный Международной ассоциацией франчайзинга (IFA), показал определенный оптимизм. Так, 49,1% опрошенных рассчитывают на улучшение своего бизнеса в этом году, а 85% ожидают увеличение франшиз. Оптимизм имеет некоторую основу под собой: после экономического спада в США в 2000 - 2001 годах темпы роста франчайзинга были намного быстрее других секторов. Кроме того, отдельные направления показали уже в этом году скромный рост - сфера фаст-фуда, где наблюдается увеличение франшиз.

Однако этот вид бизнеса, так же как и другие рынки, ощутил на себе влияние кризиса. Так, согласно исследованию Franchise Business Outlook 2009, подготовленному PricewaterhouseCoopers, в этом году количество предприятий, работающих по системе франчайзинга, снизится на 1,2%, а количество работников - на 2,1%. Наибольшее падение наблюдается в сфере недвижимости и услуг бизнесу. Значительное снижение предполагается в области обслуживания автоиндустрии, ритейле и обслуживании.

"Ситуация, которая складывается на рынке франчайзинговых отношений, сложная, кризис переживают не только независимые предприниматели, но и франчайзеры, в силу недостаточности финансовых средств. Мы ожидали весной оживления, так как по сложившейся статистике этот период считается хорошим, но в этом году мы увидели только 40% от того, что было прошлой весной", - отметил, комментируя тенденции в СНГ, специалист по франчайзингу российской компании Sell Brand Денис Антипов.

Анализируя рынок франчайзинга, журнала отмечает, что даже на фоне кризиса внимание к этому инструменту не перестает расти. К примеру, IFA проводит активную работу по увеличению доступа к финансовым ресурсам американских франчайзинговых компаний в рамках антикризисного плана Обамы. А Африканский банк развития планирует выделить $40 млн на продвижение франчайзинга в Египте. Целью данной инициативы является развитие малого и среднего бизнеса в данной стране, а франчайзинг - оптимальный инструмент для этого.

Что касается государственной поддержки в отношении франчайзинга, то она необходима для развития малого и среднего бизнеса. Так, например, при господдержке в Австралии, где на 20 млн жителей насчитывается 850 франчайзинговых сетей и 64 600 франчайзи, в этой стране свыше 90% предприятий быстрого обслуживания работают на условиях франшизы. Из азиатских стран подобный пример наблюдается в Малайзии, которая за короткое время, стимулируя различными способами франчайзинговые отношения, достигла больших успехов в экономике.

В Казахстане, по сообщению генерального директора Агентства по франчайзингу Вячеслава Сидельникова, франчайзинговые отношения не стимулируются. За исключением принятия закона о франчайзинге, других шагов предпринято не было. Он указывает на то, что в некоторых странах, участникам франчайзинговых отношений предоставляют определенные льготы, кредиты под государственную гарантию, выделение помещений из фонда государственной собственности на льготных основаниях.

Франчайзинг в развитых странах поддерживается не только госструктурами. Банкам даже в нынешних условиях приходится сохранять кредитные линии для МСБ и в этом плане франчайзинговые предприятия выглядят более предпочтительными, пишет Vox Populi. В частности, один U.S. Bank запустил специальную кредитную линию для франчайзи сети McDonald's в 24 штатах, которая позволяет открыть новую точку, купить новое оборудование и т.д.

На казахстанском рынке специальный кредит для покупки франшизы предоставлял АТФ Банк. Однако, по информации пресс-службы, в данное время этот продукт не входит в число приоритетных для АТФ Банка, в связи с чем в банке отказались от комментариев.

Между тем франчайзинг не только является выходом для тех, кто открывает собственный бизнес, но и представляет собой антикризисный вариант дальнейшего развития, отмечает деловой журнал. К примеру, один из лидеров московского рынка риелторских услуг корпорация "БЕСТ-Недвижимость" была вынуждена полностью реструктуризировать свой бизнес. Бывший владелец компании передал топ-менеджменту активы, за это ему платят роялти в 5%. У других риэлторов появилась возможность купить франшизу известной марки.

Посредством франчайзинга сеть кофеен "Шоколадница", имеющая 198 точек в России, выходит на украинский рынок. Компания заявляла еще три года назад о планах запустить свою сеть в Казахстане, теперь это, видимо, помогут сделать местные франчайзи. Для дальнейшего развития сети разрабатывает программу франчайзинга российский производитель мужской обуви Ralf Ringer.

Устойчивый интерес к франчайзингу сохраняется и в Казахстане. "Мы наблюдаем явную тенденцию роста, даже несмотря на кризис. Количество заинтересованных предпринимателей в приобретении франшиз и количество иностранных франчайзоров, которые хотят найти партнеров в Казахстане, становится все больше", - отметил В. Сидельников.

Первые казахстанские предприятия, работающие по франшизе, появились в конце 1990-х годов. Это и 1С - программный продукт, одна из первых франшиз, которой пользуются сейчас практически все казахстанские бухгалтеры, и гостиничная сеть InterContinental. Однако толчок к франчайзингу дало строительство в республике крупных торгово-развлекательных центров. В этой связи франчайзинговые отношения у нас представлены в основном в сфере торговли и общепита. С одной стороны, это обусловлено тем, что именно эти направления переживали бурный рост в последние годы, а с другой - основная масса франшиз покупается в России.

"В России на первом месте по приобретению франшиз стоит сфера питания и розничная торговля", - отметил главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Валерий Перков. Если посмотреть на каталог РАФ, состоящий из 263 франшиз, то 157 из них - это предприятия розничной торговли, а 39 - общепит. Остальные сферы отстают на порядок: бытовое обслуживание - 18, здравоохранение - 9, образование - 8.

Между тем имеются прецеденты, когда свою франшизу продавали на внутреннем рынке сами казахстанские компании. В частности, франшиза алматинского ресторана "Медведь" была продана в регионы. Можно отметить франчайзинговую программу компании "Таулинк", поставляющей платежные терминалы. Немало примеров и закрытия франчайзинговых проектов. Это и российская сеть "Пятерочка", эконом-концепция которой не нашла признания алматинских потребителей, и московская кофейня "Кофетун", и фитнес-сеть WorldClass, и магазин необычных подарков "Красный куб". Последний негативный пример: в самом "Красном кубе" начальник отдела франчайзинга Е. Багно объяснил для Vox Populi, что не сложились отношения с франчайзи. Но компания при этом не теряет надежды вернуться на казахстанский рынок с высоким потенциалом.

Очевидно, что кризис оказывает серьезное влияние на развитие франчайзинга в Казахстане. Падение розничного товарооборота самым прямым образом сказывается на казахстанских франчайзи, основная масса которых занята в сфере торговли, анализирует издание.

"Сейчас в основном люди покупают дешевые франшизы, так как рисков меньше. А на приобретение дорогих нужно брать кредит, но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, предприниматели боятся", - отметил В. Перков о ситуации в России. Такие же тенденции можно будет наблюдать и в нашей республике. По мнению В. Сидельникова, необходимо обращать внимание на перспективы других сфер, которые уже занимают серьезные позиции в секторе франчайзинга. "Нужно найти такую франшизу, которая была бы востребована и сегодня, и через семь лет. Наибольшим спросом сейчас пользуются франшизы в сфере бытовых услуг. Бытовые нужды никогда не закончатся. Всегда будут пользоваться компьютерами, всегда нужно будет заправлять картриджи", - пояснил он.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?