В условиях кризиса наиболее безопасным способом войти в бизнес является франчайзинг - Vox Populi
Алматы. 30 апреля. "Казахстан Сегодня" - В условиях кризиса наиболее безопасным способом войти в бизнес является франчайзинг. Статистика свидетельствует, что из 100 приобретенных франшиз - 90% остается на рынке и продолжает работать, передает агентство со ссылкой на казахстанский журнал Vox Populi.
По данным журнала, франчайзинг является весьма привлекательным инструментом инвестирования даже в нынешних условиях. Опрос лидеров франчайзингового сектора, проведенный Международной ассоциацией франчайзинга (IFA), показал определенный оптимизм. Так, 49,1% опрошенных рассчитывают на улучшение своего бизнеса в этом году, а 85% ожидают увеличение франшиз. Оптимизм имеет некоторую основу под собой: после экономического спада в США в 2000 - 2001 годах темпы роста франчайзинга были намного быстрее других секторов. Кроме того, отдельные направления показали уже в этом году скромный рост - сфера фаст-фуда, где наблюдается увеличение франшиз.
Однако этот вид бизнеса, так же как и другие рынки, ощутил на себе влияние кризиса. Так, согласно исследованию Franchise Business Outlook 2009, подготовленному PricewaterhouseCoopers, в этом году количество предприятий, работающих по системе франчайзинга, снизится на 1,2%, а количество работников - на 2,1%. Наибольшее падение наблюдается в сфере недвижимости и услуг бизнесу. Значительное снижение предполагается в области обслуживания автоиндустрии, ритейле и обслуживании.
"Ситуация, которая складывается на рынке франчайзинговых отношений, сложная, кризис переживают не только независимые предприниматели, но и франчайзеры, в силу недостаточности финансовых средств. Мы ожидали весной оживления, так как по сложившейся статистике этот период считается хорошим, но в этом году мы увидели только 40% от того, что было прошлой весной", - отметил, комментируя тенденции в СНГ, специалист по франчайзингу российской компании Sell Brand Денис Антипов.
Анализируя рынок франчайзинга, журнала отмечает, что даже на фоне кризиса внимание к этому инструменту не перестает расти. К примеру, IFA проводит активную работу по увеличению доступа к финансовым ресурсам американских франчайзинговых компаний в рамках антикризисного плана Обамы. А Африканский банк развития планирует выделить $40 млн на продвижение франчайзинга в Египте. Целью данной инициативы является развитие малого и среднего бизнеса в данной стране, а франчайзинг - оптимальный инструмент для этого.
Что касается государственной поддержки в отношении франчайзинга, то она необходима для развития малого и среднего бизнеса. Так, например, при господдержке в Австралии, где на 20 млн жителей насчитывается 850 франчайзинговых сетей и 64 600 франчайзи, в этой стране свыше 90% предприятий быстрого обслуживания работают на условиях франшизы. Из азиатских стран подобный пример наблюдается в Малайзии, которая за короткое время, стимулируя различными способами франчайзинговые отношения, достигла больших успехов в экономике.
В Казахстане, по сообщению генерального директора Агентства по франчайзингу Вячеслава Сидельникова, франчайзинговые отношения не стимулируются. За исключением принятия закона о франчайзинге, других шагов предпринято не было. Он указывает на то, что в некоторых странах, участникам франчайзинговых отношений предоставляют определенные льготы, кредиты под государственную гарантию, выделение помещений из фонда государственной собственности на льготных основаниях.
Франчайзинг в развитых странах поддерживается не только госструктурами. Банкам даже в нынешних условиях приходится сохранять кредитные линии для МСБ и в этом плане франчайзинговые предприятия выглядят более предпочтительными, пишет Vox Populi. В частности, один U.S. Bank запустил специальную кредитную линию для франчайзи сети McDonald's в 24 штатах, которая позволяет открыть новую точку, купить новое оборудование и т.д.
На казахстанском рынке специальный кредит для покупки франшизы предоставлял АТФ Банк. Однако, по информации пресс-службы, в данное время этот продукт не входит в число приоритетных для АТФ Банка, в связи с чем в банке отказались от комментариев.
Между тем франчайзинг не только является выходом для тех, кто открывает собственный бизнес, но и представляет собой антикризисный вариант дальнейшего развития, отмечает деловой журнал. К примеру, один из лидеров московского рынка риелторских услуг корпорация "БЕСТ-Недвижимость" была вынуждена полностью реструктуризировать свой бизнес. Бывший владелец компании передал топ-менеджменту активы, за это ему платят роялти в 5%. У других риэлторов появилась возможность купить франшизу известной марки.
Посредством франчайзинга сеть кофеен "Шоколадница", имеющая 198 точек в России, выходит на украинский рынок. Компания заявляла еще три года назад о планах запустить свою сеть в Казахстане, теперь это, видимо, помогут сделать местные франчайзи. Для дальнейшего развития сети разрабатывает программу франчайзинга российский производитель мужской обуви Ralf Ringer.
Устойчивый интерес к франчайзингу сохраняется и в Казахстане. "Мы наблюдаем явную тенденцию роста, даже несмотря на кризис. Количество заинтересованных предпринимателей в приобретении франшиз и количество иностранных франчайзоров, которые хотят найти партнеров в Казахстане, становится все больше", - отметил В. Сидельников.
Первые казахстанские предприятия, работающие по франшизе, появились в конце 1990-х годов. Это и 1С - программный продукт, одна из первых франшиз, которой пользуются сейчас практически все казахстанские бухгалтеры, и гостиничная сеть InterContinental. Однако толчок к франчайзингу дало строительство в республике крупных торгово-развлекательных центров. В этой связи франчайзинговые отношения у нас представлены в основном в сфере торговли и общепита. С одной стороны, это обусловлено тем, что именно эти направления переживали бурный рост в последние годы, а с другой - основная масса франшиз покупается в России.
"В России на первом месте по приобретению франшиз стоит сфера питания и розничная торговля", - отметил главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Валерий Перков. Если посмотреть на каталог РАФ, состоящий из 263 франшиз, то 157 из них - это предприятия розничной торговли, а 39 - общепит. Остальные сферы отстают на порядок: бытовое обслуживание - 18, здравоохранение - 9, образование - 8.
Между тем имеются прецеденты, когда свою франшизу продавали на внутреннем рынке сами казахстанские компании. В частности, франшиза алматинского ресторана "Медведь" была продана в регионы. Можно отметить франчайзинговую программу компании "Таулинк", поставляющей платежные терминалы. Немало примеров и закрытия франчайзинговых проектов. Это и российская сеть "Пятерочка", эконом-концепция которой не нашла признания алматинских потребителей, и московская кофейня "Кофетун", и фитнес-сеть WorldClass, и магазин необычных подарков "Красный куб". Последний негативный пример: в самом "Красном кубе" начальник отдела франчайзинга Е. Багно объяснил для Vox Populi, что не сложились отношения с франчайзи. Но компания при этом не теряет надежды вернуться на казахстанский рынок с высоким потенциалом.
Очевидно, что кризис оказывает серьезное влияние на развитие франчайзинга в Казахстане. Падение розничного товарооборота самым прямым образом сказывается на казахстанских франчайзи, основная масса которых занята в сфере торговли, анализирует издание.
"Сейчас в основном люди покупают дешевые франшизы, так как рисков меньше. А на приобретение дорогих нужно брать кредит, но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, предприниматели боятся", - отметил В. Перков о ситуации в России. Такие же тенденции можно будет наблюдать и в нашей республике. По мнению В. Сидельникова, необходимо обращать внимание на перспективы других сфер, которые уже занимают серьезные позиции в секторе франчайзинга. "Нужно найти такую франшизу, которая была бы востребована и сегодня, и через семь лет. Наибольшим спросом сейчас пользуются франшизы в сфере бытовых услуг. Бытовые нужды никогда не закончатся. Всегда будут пользоваться компьютерами, всегда нужно будет заправлять картриджи", - пояснил он.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.