16.09.2013, 12:11 8190

Президент РК связывает будущее отношений с КНР с реализацией масштабных инфраструктурных и энергетических проектов

"Большие перспективы двустороннего взаимодействия будут заложены в текст Совместной декларации о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, которое будет подписано в ходе визита".

Астана. 16 сентября. Kazakhstan Today - Президент РК Нурсултан Назарбаев связывает будущее казахстанско-китайских отношений с реализацией масштабных инфраструктурных и энергетических проектов, передает Kazakhstan Today.

Н. Назарбаев дал интервью китайским СМИ - информационному агентству "Синьхуа", газете "Жэньминь жибао" и Международному радио Китая. Текст интервью сегодня опубликовано на сайте Акорды.

В своем интервью Н. Назарбаев отметил, что "первый государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в нашу республику имеет первостепенное политическое значение для обоих государств. Во многом это обусловлено тем, что он состоится в особый период - и для Китая, и для Казахстана".

"После успешного проведения XVIII съезда ЦК КПК и избрания нового руководства страны Китай ставит перед собой новые стратегические цели. Их достижение направлено на дальнейшее социально-экономическое развитие, повышение благополучия населения. Учитывая, какую весомую роль Китай играет на международной арене, масштабные перемены отразятся не только на жизни китайского народа, но и определят генеральное направление международной политики. Динамичный путь к "китайской мечте" открывает новые возможности для соседних государств, всего Евразийского пространства, а также мирового сообщества в целом", - сказал глава государства.

При этом он напомнил, что Казахстан, в свою очередь, приступил к реализации новых долгосрочных целей, определенных в стратегии развития до 2050 года. Они предусматривают модернизацию по всем направлениям государственного и общественного развития.

"Стержневой задачей этих изменений мы видим прежде всего улучшение благосостояния народа. А в качестве цели, позволяющей отследить скорость нашего продвижения, Казахстан определил вхождение в число тридцати наиболее успешных государств мира", - подчеркнул он.

"Обе наши страны, достигнув за последние годы значимых результатов, сейчас открывают дополнительные источники поступательного развития. Наше взаимовыгодное партнерство может внести неоценимый вклад в этот процесс. Поэтому визит председателя КНР Си Цзиньпина мы рассматриваем как возможность генерировать новый импульс нашего взаимодействия, а также определить содержательные приоритеты казахстанско-китайского сотрудничества", - сказал Н. Назарбаев.

Вместе с тем он подчеркнул, что "фундаментальные принципы наших добрых отношений остаются неизменными на протяжении многих лет".

Президент РК также отметил, что "большие перспективы двустороннего взаимодействия будут заложены в текст Совместной декларации о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, которое будет подписано в ходе визита".

Отвечая на просьбу дать оценку нынешнему состоянию казахстанско-китайских отношений и их перспектив, Н. Назарбаев заявил, что "углубление сотрудничества с Китаем является одним из приоритетов казахстанской внешней политики".

"Можно выделить несколько ключевых факторов, которые делают наши отношения особенными. Во-первых, это многообразие и эффективность форматов взаимодействия. Оно включает не только прямое двустороннее сотрудничество. Мы тесно работаем в рамках международных и региональных организаций, в том числе ШОС и СВМДА. Все возникающие вопросы решаются в рамках переговоров. Налажена практика проведения регулярных консультаций в области безопасности, по ключевым региональным и международным проблемам. Наконец, важную роль играют регулярные контакты на высшем уровне - свидетельством чему и является нынешний визит председателя КНР", - сказал он.

Во-вторых, по словам главы государства, отношения РК и КНР "уже "взошли" на ту ступень, когда мы согласовали стратегические принципы сотрудничества и можем работать предметно, по конкретным проектам".

"В-третьих, необходимо отметить многогранность нашего взаимодействия. Казахстан и Китай усиливают партнерство сразу в нескольких измерениях - политическом, экономическом, социальном, культурном. В одной только экономической сфере совместные проекты охватывают широкий спектр отраслей. Все это делает наши отношения гармоничными и, следовательно, более устойчивыми", - отметил Н. Назарбаев.

Наконец, по его словам, "в последние годы стал отчетливо проявляться еще один важный аспект - выход казахстанско-китайского сотрудничества за рамки не только двух стран, но и региона Центральной Азии. Особенно это касается транспортной сферы, что вызвано объективными факторами".

"Китай, будучи крупнейшей производственной площадкой мира, ведущим финансовым и экономическим центром планеты, наращивает торговые потоки, интенсивность которых в перспективе будет только усиливаться. Казахстан, в свою очередь, благодаря уникальному геополитическому положению, обладает мощным потенциалом для организации транспортных путей, соединяя Азию с Европой. Проекты по созданию международных транспортных коридоров позволят превратить это естественное преимущество в реальность и интегрировать Казахстан в глобальную систему грузовых перевозок. При наземной транспортировке между Европой и Китаем через Казахстан расстояние уменьшается в 3,5 раза, по сравнению с морским путем", - сказал глава государства.

"Убежден, что будущее казахстанско-китайских отношений связано именно с реализацией масштабных инфраструктурных и энергетических проектов, оказывающих влияние на весь регион. В целом взаимодополняемость наших экономик, схожее видение по ключевым международным вопросам дают все основания полагать, что отношения будут развиваться очень динамично", - подчеркнул он.

Оценивая потенциал сотрудничества Казахстана и Китая в несырьевых секторах, Н. Назарбаев отметил, что за прошлый год взаимная торговля выросла на 18% и вплотную приблизилась к знаковому показателю в $25 млрд. К 2015 году планируется довести товарооборот до $40 млрд.

"Вместе с тем мы ставим цель не просто нарастить объемы экономического взаимодействия, но и качественно изменить его структуру. Сейчас оно базируется на энергетическом секторе, значение которого сохранится. Но при этом перенос акцента на несырьевую сферу видится безусловным ориентиром. Это отвечает потребностям обеих стран, отражая их переход на новую ступень экономического развития", - сказал глава государства.

Он также напомнил, что фокус на перерабатывающих отраслях и высокотехнологичных проектах нашел отражение в Программе сотрудничества в несырьевом секторе экономики. В ее рамках Казахстан и Китай уже приступили к реализации ряда крупнейших совместных проектов. Кроме того, прорабатывается Программа средне- и долгосрочного экономического сотрудничества до 2020 года.

"Если говорить о потенциале конкретных отраслей, то среди них в первую очередь следует выделить транспортно-логистическую. Она уникальна тем, что охватывает все виды перевозок, формируя гигантский мультитранспортный мост. Сегодня реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство и эксплуатация нефте- и газопроводов, автодорога Западный Китай - Западная Европа, "Международный центр приграничного сотрудничества Хоргос", новый железнодорожный переход Алтынколь - Хоргос, транспортно-логистический комплекс СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота". Их реализация значительно расширит транзит товаров из Китая через казахстанскую территорию в страны Европы, Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Персидского залива и в обратном направлении", - сказал президент РК.

По его словам, за прошедшие пять лет транзитный грузопоток через Казахстан на направлении Китай - Европа удвоился, а прогнозные оценки экспертов показывают, что данный показатель может возрасти в три раза к 2015 году.

При этом глава государства подчеркнул, что транспортная составляющая не исчерпывается транзитом китайских товаров. "Казахстан, со своей стороны, также заинтересован в использовании транспортных возможностей Китая для экспорта товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого прорабатывается вопрос аренды казахстанскими транспортно-логистическими компаниями земельного участка в морском порту Ляньюньган", - сказал он.

"В связи с отлаженным сотрудничеством в сфере добычи и транспортировки углеводородов перспективной является их переработка. Уже реализуются такие проекты, как производство ароматических углеводородов в Атырау, газохимический комплекс в Атырауской области, битумный завод в Актау. Также большим потенциалом обладает машиностроение, которое активно развивается как в Китае, так и в Казахстане. Нами подписано соглашение в области производства тепловозов. Уверен, что за этим проектом последуют и другие", - считает глава государства.

Также Н. Назарбаеву был задан вопрос о том, существуют ли факторы, которые мешают развитию двусторонних отношений между Казахстаном и Китаем? Какие меры обе страны должны принять для их устранения?

"Модель наших отношений, которая выстроена на основе равноправного диалога и открытого обсуждения всех вопросов, исключает возникновение между нами непреодолимых противоречий. Примером этому является такая стратегическая сфера, как совместное использование водных ресурсов. Во время предыдущей встречи с председателем КНР Си Цзиньпином я поднял этот вопрос, очень важный для нашей страны, и получил поддержку в том, что Китай никогда не предпримет шагов, ущемляющих интересы Казахстана в области вододеления трансграничных рек. Это заявление китайской стороны отражает ее понимание ситуации, так как именно вопрос трансграничных рек служит барометром взаимопонимания в казахстанско-китайских отношениях", - отметил президент РК.

"Прочный фундамент сотрудничества Казахстана и Китая дает нам возможность думать не о преодолении препятствий, а о том, как расширять пространство для новых совместных инициатив. Экономическая ситуация в мире остается непростой, она ставит перед нами все новые вызовы, заставляет искать способы повышения конкурентоспособности. В то же время это стимулирует поиск новых форматов взаимодействия", - сказал он.

Отвечая на вопрос об укреплении гуманитарного сотрудничества, глава государства отметил, что в последнее время в нашей стране, особенно среди молодежи, отмечается устойчивый рост интереса к Китаю, его богатейшей культуре и языку. Китай становится популярным направлением для отдыха, получения образования, бизнес-проектов.

"Все больше казахстанцев узнают Китай своими глазами, все больше граждан Китая приезжают к нам, и это самый надежный способ наладить "народную дипломатию". Безусловно, еще очень велик нераскрытый потенциал в гуманитарной сфере для народов наших стран. Мы делаем конкретные шаги, чтобы расширить наши познания друг о друге, сблизить гуманитарные пространства", - отметил он.

Н. Назарбаев также напомнил, что им предложено китайской стороне строительство в Астане новой академии национального танца и балета. В будущем она могла бы сотрудничать с соответствующим китайским университетом.

Кроме того, по его словам, в настоящее время проводится подготовка Дней культуры Казахстана в КНР, запланированных на ноябрь. В следующем году ожидается проведение Дней культуры Китая в Казахстане. Как подчеркнул глава государства, "это - хорошая возможность усилить контакты в области искусства, живописи и музыки".

"Чтобы сделать гуманитарное сотрудничество еще более насыщенным, нам следует продолжать подобные программы. При этом, на наш взгляд, большую пользу принесет развитие культурного обмена на межрегиональном уровне. Полагаю, что ключевую роль должна сыграть сфера образования. Чем активнее станет общаться наша молодежь, тем крепче окажется дружба наших государств в будущем. Между нашими странами подписаны соглашения о взаимном признании документов о высшем образовании. Институты Конфуция действуют в Астане, Алматы, Караганде и Актобе", - сказал президент.

По его информации, в настоящее время в Китае получают образование около 8 тыс. казахстанцев, и эта цифра ежегодно увеличивается. "При этом мы ждем китайских студентов в Казахстане. Наши ведущие вузы готовы предложить образование, соответствующее мировым стандартам", - сказал он.

"Кроме того, мы модернизируем индустрию туризма, которая также рассчитана на приток гостей из Китая. Активное взаимодействие в сфере туризма не только благотворно скажется на экономике наших стран, но и укрепит гуманитарные связи", - отметил глава государства.

Также Н. Назарбаеву был задан вопрос о том, какую роль имеет развитие ШОС для обеспечения региональной стабильности и регионального развития, и в каких сферах страны ШОС должны расширить сотрудничество?

"Казахстан рассматривает ШОС как универсальный и многофункциональный механизм, гарант безопасности и стабильности в регионе, который занимает огромную территорию в Евразии. Мы являемся сторонниками равномерного развития трех направлений: сферы безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества. Сегодня перед государствами-членами ШОС стоит задача активизировать многостороннее экономическое сотрудничество. Это, по нашему мнению, - стратегический приоритет грядущего десятилетия деятельности организации", - ответил президент РК.

Он подчеркнул, что в этой связи важно ускорить согласование принципов формирования и функционирования финансовых механизмов. Их запуск позволит перейти к практической реализации совместных экономических проектов.

"Не менее актуальным направлением может стать реализация транспортно-транзитного потенциала ШОС. Важным шагом послужит подписание межправительственного соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Кроме того, перспективным видится принятие Программы инновационного сотрудничества и создание Энергетического клуба ШОС. Углубление взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки и техники, туризма и спорта позволит заложить прочную основу для расширения гуманитарных связей и обогащения духовной культуры народов наших стран", - сказал он.

"Подписание в рамках предстоящего саммита ШОС в Бишкеке межправительственного Соглашения государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве станет хорошей основой для плодотворного взаимодействия в этой сфере", - подчеркнул глава государства.

"В настоящее время жизненно важное значение для наших стран приобретают вопросы справедливого и разумного управления водными ресурсами трансграничных рек. Устойчивое развитие наших государств также зависит от обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому Казахстан выдвинул инициативу о создании в рамках ШОС структуры по водно-продовольственной проблематике", - отметил он.

Также, по его словам, "в современных условиях возрастает угроза использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Поэтому весьма актуальной представляется казахстанская инициатива о создании специального органа ШОС, выполняющего функции "Киберпола" по борьбе с кибертерроризмом и киберпреступностью".

"Кроме того, ШОС должна оставаться ключевой площадкой для взаимодействия в сфере предупреждения и борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Работа в этом направлении уже доказала свою эффективность, и существует необходимость ее усиления - институционального, организационного, правового", - сказал он.

"Активно действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. Учитывая опыт председательства Казахстана в ОБСЕ, имеется хорошая возможность для углубления контактов между Исполкомом РАТС ШОС и Антитеррористическим подразделением ОБСЕ", - заключил Н. Назарбаев.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?