Принятая в Казахстане система оценки качества воздуха по комплексным показателям не отражает реального положения дел
Алматы. 10 июня. Kazakhstan Today - В Алматы прошел семинар "Управление качеством воздуха: практический опыт и перспективы". Семинар проводился проектом Европейского союза "Внедрение инструментов экологической политики в Республике Казахстан". Докладчики представили итоги своих исследований о состоянии воздушного бассейна Алматы и его влиянии на здоровье горожан, передает агентство со ссылкой на сообщение, распространенное по итогам семинара.
Как указывается в распространенном сообщении, "Алматы продолжает оставаться одним из самых грязных городов Казахстана".
Участники семинара отметили, что "принятая в Казахстане система оценки качества воздуха по комплексным показателям (ИЗА) не отражает реального положения дел и не стимулирует целенаправленную работу природоохранных служб и местных органов. Принятая властями города программа по оздоровлению экологической обстановки также не содержит наиболее важных для здоровья целевых показателей, а меры по расширению улиц и даже начатое строительство велодорожек в принципе не решает проблему грязного воздуха. У жителей города отсутствует доступ к информации о качестве воздуха в режиме реального времени и предупреждениям об опасных уровнях загрязнения - как это требуется, например, законодательством Европейского союза".
"Несмотря на закрытие по экономическим причинам ряда промышленных предприятий, концентрации опасных для здоровья веществ в атмосфере города по-прежнему превышают допустимые нормы в несколько раз. При этом, как отмечено экспертами, наиболее опасные вещества: мелкие твердые частицы, канцерогены, тяжелые металлы - не измеряются и не контролируются", - говорится в пресс-релизе.
В то же время "известно, что краткосрочное воздействие мелких твердых частиц увеличивает заболеваемость и смертность населения. Даже в Европе, где загрязнение воздуха гораздо меньше, общее число преждевременных смертей от твердых мелких частиц и серистых соединений составляет 348 тыс. каждый год", - указывается в сообщении докладчиков.
Международные эксперты порекомендовали "направить усилия властей на кардинальное улучшение работы общественного транспорта, придание ему приоритетного статуса на дорогах, контроль качества ввозимого топлива и повышение ответственности за соблюдение экологических норм".
Участники семинара отметили также, что, "согласно Конституции РК и Экологическому кодексу, граждане Казахстана имеют право на информацию о состоянии окружающей среды, а в случае непринятия мер по экологической безопасности - право на обращение в правоохранительные и судебные органы, включая Международный комитет по рассмотрению заявлений при Орхусской конвенции, стороной которой является и Казахстан".
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.