В Казахстане 11 аэропортов объединят в госхолдинг и сократят число авиакомпаний
Алматы. 12 февраля. Kazakhstan Today - В Казахстане 11 аэропортов объединят в госхолдинг, а число авиакомпаний может сократиться в результате ужесточения требований, передает Kazakhstan Today.
11 воздушных гаваней страны объединят в единый холдинг под крылом ФНБ "Самрук-Казына". Кроме этого, откроют еще 32 региональных аэропорта, но при этом часть авиакомпаний, скорее всего, прикажет долго жить, пишет газета "Время".
В минувшую субботу в Алматы прошло совещание с участием министра транспорта и коммуникаций республики Аскара Жумагалиева и руководителей казахстанских авиакомпаний.
"На предыдущем совещании в прошлом году мы говорили, что к авиакомпаниям будут применяться жесткие требования, которые на тот момент разрабатывались. И эти требования в газетах подверглись обструкции. Писали, что эти международные правила рано вводить в Казахстане, их надо запускать в 2025 году. И что мы сейчас имеем?" - отметил А. Жумагалиев.
По его словам, "в Академии гражданской авиации не обучают нормальных специалистов". "Что это такое - они на Ан-2 учат?! И на тренажере Ту-134! Да этот самолет никто в Казахстане не эксплуатирует, кроме "Казавиаспаса"!" - подчеркнул министр.
Министр напомнил, что одной из причин, из-за которых почти 4 года назад казахстанские авиакомпании попали в "черный список" Евросоюза, стал ненадлежащий контроль за безопасностью полетов со стороны авиавластей страны. По сути, авиакомпании некому было проверять - на низкую зарплату в Комитет гражданской авиации Минтранскома (КГА) шли специалисты с низким уровнем квалификации.
"У нас есть проблемы в авиационной отрасли, - признал председатель КГА Бекен Сейдахметов. - Я вам это честно, открыто говорю. 50% работников в КГА не имеют авиационного образования! Работающий пилот, который получает в среднем $15 тыс., разве пойдет в КГА на нынешнюю зарплату? Сейчас правительство нас поддержало, чтобы увеличить штат и зарплату нашим работникам - 40 инспекторов будут набраны в КГА и будут получать достойную зарплату (до $10 тыс. в эквиваленте)".
Как пишет издание, главный авиатор страны констатировал: крушение самолета CRJ-200 в январе - первая катастрофа отечественного пассажирского самолета на территории страны в истории независимого Казахстана. Однако при проведении авиационных работ (облеты, патрулирование) были и другие печальные прецеденты. Так, в 2010 году в Казахстане было зарегистрировано 7 авиационных происшествий, в том числе три - со смертельным исходом, в них погибли 10 человек. В 2011 году зафиксировано всего одно происшествие, в 2012 - шесть, причем два - со смертельным исходом: девять жертв. Проанализировав 13 последних происшествий и катастроф в гражданской авиации (не считая последних - крушения вертолета Ми-8 в 2012 году и катастрофы с CRJ-200 - по ним еще нет результатов расследования; падение пограничного Ан-72 не относится к юрисдикции КГА), в комитете вынуждены констатировать: десять из них случились из-за нарушения техники пилотирования! И этот пресловутый человеческий фактор наводит на грустные выводы: контроль в авиации - никакой, специалистов не хватает, а новички слабо подготовлены.
Издание подчеркивает, что об этом казахстанской стороне не раз заявляли специалисты Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Недавно представители этой организации в ООН создали план действий для Казахстана по развитию авиации и соответствию ее международным стандартам. А в начале этого года в Казахстан прибыли специалисты Бюро технического сотрудничества ИКАО, которые в течение года будут консультировать отечественных специалистов гражданской авиации. Это должно помочь выйти нашим авиакомпаниям из "черного списка" ЕС.
По данным издания, говорили на совещании и о КГА, в котором из 54 "специалистов" половина без авиационного образования.
По информации Б. Сейдахметова, в стране действуют 56 авиаперевозчиков: пять из них осуществляют регулярные пассажирские рейсы, 20 - чартерные, три - грузовые, а 23 выполняют различные авиационные работы. Такое количество компаний для гражданской авиации страны многовато, считает глава КГА. Парк воздушных судов, которые сегодня находятся в эксплуатации, насчитывает 475 единиц, 73% из которых - советского производства, в том числе 170 "кукурузников" Ан-2, которые сейчас не эксплуатируются для перевозки пассажиров. По словам председателя комитета, большинство авиационных происшествий приходится именно на эту модель.
Правда, у пяти казахстанских авиакомпаний страны, работающих на рынке пассажирских перевозок, 84% парка состоит из западной техники. При этом "Эйр Астана" и "Скат" только за 2012 год завезли по 8 западных самолетов каждая. В 2013 году флот этих компаний пополнят еще 11 современных лайнеров, уточняется в статье.
Между тем Сейдахметов признал, что дефицит воздушных судов сохранится. Решить эту проблему может помешать высокая пошлина на самолеты. Дело в том, что до вступления Казахстана в Таможенный союз (ТС) пошлина на ввозимые западные лайнеры была нулевой. С созданием ТС Россия стала настаивать на введении пошлины в размере 20% от стоимости самолета. Беларусь и Казахстан смогли отстоять действие прежних правил только до 1 июля 2014 года.
"Мы хотели продлить льготу до 2019 года, но пока результаты переговоров с Россией не дали положительных результатов, - признал Сейдахметов. - В связи с этим предлагаем провести обновление парка воздушных судов через АО "Самрук-Казына" и Казахстанскую транспортную лизинговую компанию в текущем году".
Кроме того, по информации издания, речь на совещании зашла о воздушных гаванях. Недавно в правительстве было принято принципиальное решение о создании холдинга аэропортов. Управляющая компания, создаваемая на базе фонда "Самрук-Казына", будет управлять 11 государственными аэропортами. К руководству холдингом планируется привлечь иностранный менеджмент.
"В прошлом году решен вопрос о передаче в государственную собственность аэропорта Петропавловска, - сообщил Сейдахметов. - Взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта Тараза была передана в госсобственность, и на бюджетные средства начата процедура реконструкции этой ВПП. В прошлом году началась также реконструкция ВПП аэропорта Талдыкоргана (этим занимается Министерство обороны). К 2016 году планируется завершить реконструкцию всех оставшихся аэропортов и ВПП, чтобы они соответствовали нормам ИКАО".
На совещании была затронута и проблема развития региональной авиации.
"Рассматривается вариант развития внутриобластных связей, - уточнил Сейдахметов. - Надо поднять малую авиацию, возобновить работы аэродромов. Уже проделана работа с акиматами. Каждая область для себя определила, какие аэродромы будет поднимать. Получена заявка на 32 аэродрома местных воздушных линий. Мы хотим внести предложение в бюджетную комиссию на разработку ТО и проектно-сметной документации на реконструкцию или создание грунтовых взлетно-посадочных полос. Сегодня у нас есть 8 аэродромов местных воздушных линий, к 2020 году их будет 40. Местные акиматы могут субсидировать эти внутриобластные перелеты".
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.