12.02.2013, 10:56 8932

В Казахстане 11 аэропортов объединят в госхолдинг и сократят число авиакомпаний

"У нас есть проблемы в авиационной отрасли. Я вам это честно, открыто говорю. 50% работников в КГА не имеют авиационного образования! Работающий пилот, который получает в среднем $15 тыс., разве пойдет в КГА на нынешнюю зарплату?"

Алматы. 12 февраля. Kazakhstan Today - В Казахстане 11 аэропортов объединят в госхолдинг, а число авиакомпаний может сократиться в результате ужесточения требований, передает Kazakhstan Today.

11 воздушных гаваней страны объединят в единый холдинг под крылом ФНБ "Самрук-Казына". Кроме этого, откроют еще 32 региональных аэропорта, но при этом часть авиакомпаний, скорее всего, прикажет долго жить, пишет газета "Время".

В минувшую субботу в Алматы прошло совещание с участием министра транспорта и коммуникаций республики Аскара Жумагалиева и руководителей казахстанских авиакомпаний.

"На предыдущем совещании в прошлом году мы говорили, что к авиакомпаниям будут применяться жесткие требования, которые на тот момент разрабатывались. И эти требования в газетах подверглись обструкции. Писали, что эти международные правила рано вводить в Казахстане, их надо запускать в 2025 году. И что мы сейчас имеем?" - отметил А. Жумагалиев.

По его словам, "в Академии гражданской авиации не обучают нормальных специалистов". "Что это такое - они на Ан-2 учат?! И на тренажере Ту-134! Да этот самолет никто в Казахстане не эксплуатирует, кроме "Казавиаспаса"!" - подчеркнул министр.

Министр напомнил, что одной из причин, из-за которых почти 4 года назад казахстанские авиакомпании попали в "черный список" Евросоюза, стал ненадлежащий контроль за безопасностью полетов со стороны авиавластей страны. По сути, авиакомпании некому было проверять - на низкую зарплату в Комитет гражданской авиации Минтранскома (КГА) шли специалисты с низким уровнем квалификации.

"У нас есть проблемы в авиационной отрасли, - признал председатель КГА Бекен Сейдахметов. - Я вам это честно, открыто говорю. 50% работников в КГА не имеют авиационного образования! Работающий пилот, который получает в среднем $15 тыс., разве пойдет в КГА на нынешнюю зарплату? Сейчас правительство нас поддержало, чтобы увеличить штат и зарплату нашим работникам - 40 инспекторов будут набраны в КГА и будут получать достойную зарплату (до $10 тыс. в эквиваленте)".

Как пишет издание, главный авиатор страны констатировал: крушение самолета CRJ-200 в январе - первая катастрофа отечественного пассажирского самолета на территории страны в истории независимого Казахстана. Однако при проведении авиационных работ (облеты, патрулирование) были и другие печальные прецеденты. Так, в 2010 году в Казахстане было зарегистрировано 7 авиационных происшествий, в том числе три - со смертельным исходом, в них погибли 10 человек. В 2011 году зафиксировано всего одно происшествие, в 2012 - шесть, причем два - со смертельным исходом: девять жертв. Проанализировав 13 последних происшествий и катастроф в гражданской авиации (не считая последних - крушения вертолета Ми-8 в 2012 году и катастрофы с CRJ-200 - по ним еще нет результатов расследования; падение пограничного Ан-72 не относится к юрисдикции КГА), в комитете вынуждены констатировать: десять из них случились из-за нарушения техники пилотирования! И этот пресловутый человеческий фактор наводит на грустные выводы: контроль в авиации - никакой, специалистов не хватает, а новички слабо подготовлены.

Издание подчеркивает, что об этом казахстанской стороне не раз заявляли специалисты Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Недавно представители этой организации в ООН создали план действий для Казахстана по развитию авиации и соответствию ее международным стандартам. А в начале этого года в Казахстан прибыли специалисты Бюро технического сотрудничества ИКАО, которые в течение года будут консультировать отечественных специалистов гражданской авиации. Это должно помочь выйти нашим авиакомпаниям из "черного списка" ЕС.

По данным издания, говорили на совещании и о КГА, в котором из 54 "специалистов" половина без авиационного образования.

По информации Б. Сейдахметова, в стране действуют 56 авиаперевозчиков: пять из них осуществляют регулярные пассажирские рейсы, 20 - чартерные, три - грузовые, а 23 выполняют различные авиационные работы. Такое количество компаний для гражданской авиации страны многовато, считает глава КГА. Парк воздушных судов, которые сегодня находятся в эксплуатации, насчитывает 475 единиц, 73% из которых - советского производства, в том числе 170 "кукурузников" Ан-2, которые сейчас не эксплуатируются для перевозки пассажиров. По словам председателя комитета, большинство авиационных происшествий приходится именно на эту модель.

Правда, у пяти казахстанских авиакомпаний страны, работающих на рынке пассажирских перевозок, 84% парка состоит из западной техники. При этом "Эйр Астана" и "Скат" только за 2012 год завезли по 8 западных самолетов каждая. В 2013 году флот этих компаний пополнят еще 11 современных лайнеров, уточняется в статье.

Между тем Сейдахметов признал, что дефицит воздушных судов сохранится. Решить эту проблему может помешать высокая пошлина на самолеты. Дело в том, что до вступления Казахстана в Таможенный союз (ТС) пошлина на ввозимые западные лайнеры была нулевой. С созданием ТС Россия стала настаивать на введении пошлины в размере 20% от стоимости самолета. Беларусь и Казахстан смогли отстоять действие прежних правил только до 1 июля 2014 года.

"Мы хотели продлить льготу до 2019 года, но пока результаты переговоров с Россией не дали положительных результатов, - признал Сейдахметов. - В связи с этим предлагаем провести обновление парка воздушных судов через АО "Самрук-Казына" и Казахстанскую транспортную лизинговую компанию в текущем году".

Кроме того, по информации издания, речь на совещании зашла о воздушных гаванях. Недавно в правительстве было принято принципиальное решение о создании холдинга аэропортов. Управляющая компания, создаваемая на базе фонда "Самрук-Казына", будет управлять 11 государственными аэропортами. К руководству холдингом планируется привлечь иностранный менеджмент.

"В прошлом году решен вопрос о передаче в государственную собственность аэропорта Петропавловска, - сообщил Сейдахметов. - Взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта Тараза была передана в госсобственность, и на бюджетные средства начата процедура реконструкции этой ВПП. В прошлом году началась также реконструкция ВПП аэропорта Талдыкоргана (этим занимается Министерство обороны). К 2016 году планируется завершить реконструкцию всех оставшихся аэропортов и ВПП, чтобы они соответствовали нормам ИКАО".

На совещании была затронута и проблема развития региональной авиации.

"Рассматривается вариант развития внутриобластных связей, - уточнил Сейдахметов. - Надо поднять малую авиацию, возобновить работы аэродромов. Уже проделана работа с акиматами. Каждая область для себя определила, какие аэродромы будет поднимать. Получена заявка на 32 аэродрома местных воздушных линий. Мы хотим внести предложение в бюджетную комиссию на разработку ТО и проектно-сметной документации на реконструкцию или создание грунтовых взлетно-посадочных полос. Сегодня у нас есть 8 аэродромов местных воздушных линий, к 2020 году их будет 40. Местные акиматы могут субсидировать эти внутриобластные перелеты".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?