12.10.2009, 16:06 1700

Обзор мирового рынка стали на 12 октября 2009 года

Алматы. 12 октября. Kazakhstan Today - Мировой рынок стали продолжает находиться в неустойчивом состоянии. Ситуация на рынке весьма противоречивая. В некоторых странах цены на сталь растут, а в других падают. На Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) за прошедший месяц цена "средиземноморской" заготовки (Steel Mediterraneant) с немедленной поставкой снизилась с $405 до $360 за тонну. Стоимость "дальневосточной" заготовки (Steel Far East) осталась на уровне $500 за тонну.

В Европе в начале октября произошло снижение цен на стальную продукцию. Многие производители снизили отпускные цены до 380 - 400 евро за тонну EXW (прямо с завода) по сравнению с 420 - 440 евро за тонну в конце сентября. Стоимость импортной продукции из СНГ снизилась до 370 - 380 евро за тонну CFR. (Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара, в том числе оплачивает пошлины. Покупатель платит за страховку и доставку товара в порт назначения. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом).

Горячий прокат из СНГ в октябре предлагался европейским покупателям по 370 - 390 евро за тонну CFR, а продукция из Южной Америки стоила и менее 370 евро за тонну CFR. Впрочем, спад на европейском рынке стали имеет не только внешние причины. Так, в октябре подешевела на 20 - 30 евро за тонну арматура, хотя в этом сегменте доля поставок из-за пределов ЕС сравнительно невелика. Металлургические компании в странах Южной Европы в последние дни предлагали арматуру внутренним потребителям по 345 - 360 евро за тонну EXW, а их экспортные котировки сократились до 340 - 350 евро ($500 - 515) за тонну FOB (цена в порту отправителя).

Европейские металлурги видят в этом вину конкурентов из-за рубежа. Как сообщает Steelguru.com, после восьмидневного отсутствия на мировом рынке, или после "Золотой недели", китайские торговцы начали предлагать горячекатаную сталь европейским покупателям по более низкой цене, чем в период, предшествующий китайскому национальному празднику, хотя цены остаются все еще выше ожиданий европейских покупателей. Новые предложения цены идут на уровне 360 - 380 евро за тонну на условиях CIF со сроком платежа 90 дней.

Негативные процессы на мировом рынке стали распространились и на США. Цены на листовую сталь, поднимавшиеся на протяжении более трех месяцев, пошли вниз. Объявленное в сентябре повышение цен по ноябрьским контрактам не состоялось. По оценкам аналитика из компании Affiliated Research Group Чарльза Брэдфорда, металлурги ориентировались на вывод горячекатаных рулонов на уровень $600 за короткую тонну ($661 за метрическую тонну) EXW, что позволило бы ведущим компаниям отрасли иметь положительную рентабельность, но сейчас этого нет: в начале октября спотовые цены на горячий прокат в США снизились до $575 - 615 за метрическую тонну EXW и, судя по всему, понижение продолжится в ближайшем будущем.

Американские эксперты приходят к выводу, что национальный рынок переполнен стальной продукцией. Выплавка стали в период с 27 сентября по 3 октября увеличилась на 1,7% по сравнению с предыдущей неделей, достигнув 1,56 млн метрических тонн (что, впрочем, на 23,6% меньше, чем в тот же период годичной давности). Загрузка мощностей в американской металлургической отрасли достигла к началу октября 59,3% - самого высокого уровня с начала года.

По сообщению Международной стальной ассоциации (World Steel Association, WSA), в августе 2009 года производство стали в 66 странах мира составило 106,5 млн тонн, что на 5,5% ниже, чем в августе 2008 года. Мировое производство стали в январе - августе 2009 года составило 759,49 млн тонн, что на 18,1% ниже показателя за аналогичный период 2008 года.

По данным Агентства РК по статистике, производство стали в стране в январе - августе составило 2,6 млн тонн, что на 17,8% меньше по сравнению с результатами аналогичного периода 2008 года.

Теперь отметим такое важное обстоятельство, что Китай, на долю которого в этом году пришлась почти половина мирового производства стали, в течение нескольких месяцев играл на рынке роль локомотива, стимулируя повышение цен на стальную продукцию. Это произошло потому, что правительство страны еще в ноябре 2008 года приняло решение о направлении госбюджетных инвестиций в объеме 4 трлн юаней ($586 млрд) на строительство объектов инфраструктуры, жилья в сельской местности и другие направления для поддержки национальной экономики.

В начале 2009 года, когда китайский экспорт снизился более чем на 25% из-за падения спроса на китайские товары в западных странах, была утверждена программа поддержки 10 ключевых отраслей национальной промышленности и разработаны меры по стимулированию внутреннего спроса (в частности, на автомобили и бытовую технику). Кроме того, китайские госбанки в течение первого полугодия 2009 года влили в экономику беспрецедентный объем кредитных ресурсов - свыше $1 трлн. Благодаря этому спрос на стальную продукцию в стране постоянно увеличивался, а цены стабильно поднимались с апреля по август.

С 1 по 8 октября в Китае отмечался праздник, поэтому местный рынок стали взял паузу. Теперь же представляется, что быстрого восстановления спроса и цен не произойдет.

Западные страны, очевидно, будут преодолевать кризис дольше и труднее, чем предполагалось. Потребительский рынок в США и Евросоюзе по-прежнему находится в депрессивном состоянии, так что рассчитывать на быстрый рост экспорта китайских товаров не приходится. В строительной отрасли возможности искусственного стимулирования спроса и вовсе ограничены. Государственная программа инвестиций в инфраструктуру уже выполняется и дала нужный эффект, другой такой уже нет. Проекты, приуроченные к октябрьским торжествам, уже завершились, подготовка к ЭКСПО-2010 в Шанхае практически закончена, так что новых крупных китайских строек в ближайшее время, скорее всего, не будет. Хотя спрос на стальную продукцию строительного назначения в Китае высок, но все же не до такой степени, чтобы выдержать имеющийся рост производства стали в стране.

Единственным серьезным фактором, способным сдвинуть цены на сталь в Китае вверх, является стоимость сырья. Спад цен на металлолом на китайском рынке составил к началу октября не более 15% по сравнению с пиковым уровнем начала августа, а цены на железную руду после понижения в августе и первой половине сентября снова начали повышаться. В связи с этим себестоимость производства у китайских металлургических компаний остается довольно высокой.

Развитие событий на китайском рынке стали в ближайшие несколько недель представляется следующим: по-видимому, восстановления после праздников не будет; не исключено, что цены на горячекатаные рулоны, толстолистовую сталь, арматуру и катанку (в этих секторах перепроизводство наиболее заметно) будут продолжать снижение, пока не окажутся ниже себестоимости для большинства предприятий. Только тогда китайские металлургические компании пойдут на снижение загрузки мощностей, составляющей сейчас около 90%. Это даст возможность стабилизировать рынок, хотя избыточные запасы еще долго будут препятствовать росту цен.

Как сообщило агентство Reuters, индийская компания JSW Steel Ltd ожидает, что цены на сталь в октябре - декабре будут неизменными и стабильными. "Спрос остается стабильным, а цены в этом квартале останутся на том же уровне, что и сейчас", - отметил президент компании по продажам и маркетингу Jayant Acharya. Он также добавил, что можно ожидать некоторые изменения в феврале - марте, когда традиционно растет спрос на стальную продукцию.

Однако, согласно мнению главы немецкой стальной компании Salzgitter AG Вольфганга Лезе, выраженному им в интервью газете Financial Times Deutschland, сейчас еще слишком рано провозглашать устойчивое восстановление спроса на стальную продукцию. "Недавнее улучшение спроса является просто небольшим временным подъемом, который продлится лишь до конца года, пока потребители пополняют запасы", - заявил В. Лезе, уточнив, что коэффициент использования мощностей на стальных предприятиях, вероятно, упадет в 2010 году до 80% с нынешних 85%, а также ожидается возможное резкое падение спроса со стороны производителей автомобилей. Глава Salzgitter считает, что до начала 2012 года значительного роста цен на сталь не будет.

В то же время банк Goldman Sachs во главе с Малколмом Саутвудом прогнозирует увеличение мирового производства стали в 2010 году на 12%, или до рекордных 1,4 млрд тонн, а это означает, что на сырьевых рынках опять будет дефицит поставок. Исходя из этого, эксперты Goldman Sachs прогнозируют рост цен в годовых контрактах на железную руду на 9%, а на коксующийся уголь - на 16%.

Эксперты отметили в своем отчете, что в текущем году рекордный рост китайского импорта более чем скомпенсирует снижение спроса на остальных рынках, а в 2010-м - новый рывок китайской экономики в комбинации с восстановлением в странах Организации экономического сотрудничества и развития приведет к усилению дефицита. И все же в отчете указано, что неуправляемый рост выпуска стали в Китае явно опережает спрос, а это приводит к падению цен.

Как видим, сейчас на рынке стали немало противоречий. С одной стороны, спрос на стальную продукцию в некоторых странах начал восстанавливаться, а складские запасы за последние несколько месяцев уменьшились на 30 - 50%. Металлургические компании, сократившие производство в первой половине текущего года, на протяжении последних нескольких недель сообщали о новых заказах и в соответствии с этим принимали решения о возвращении в строй остановленных производственных мощностей. С другой стороны, возможно, что повышение цен на стальную продукцию, намеченное американскими и европейскими металлургическими компаниями на IV квартал, не состоится. Правда, многие аналитики предсказывают, что ближе к концу года ситуация в строительной отрасли улучшится, но серьезной проблемой останутся все еще избыточные запасы стальной продукции у трейдеров.

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?