06.01.2007, 16:36 1425

Обзор мирового рынка титана на 5 января 2007 года

АЛМАТЫ. 6 января. Kazakhstan Today. За последний месяц мировые справочные цены на титан несколько снизились. По оценкам лондонского журнала Metal Bulletin, в конце декабря ценовой диапазон спот-рынка ферротитана в Европе, 70% min, составил $14,80 - $15,30 (средняя цена $15,05) за поставленный килограмм титана, с уплатой пошлины. Справочные цены на титановую губку TG 100 (12x120 мм) на европейском свободном рынке составили $23,5 за килограмм. Рутиловый концентрат (минимум 95% окиси титана, россыпью, Европейский союз, FOB) торговался по $475 за тонну.

В декабре поставщики ферротитана из России обвинили конкурентов из Великобритании в снижении цен. Производители этого материала в Великобритании выдвигают сравнительно низкие цены благодаря доступу к более дешевому лому из США.

Но спрос на титановую губку - сырье, из которого производится титан, растет в результате все более высокого потребления авиастроителями. Спрос будет расти и дальше, так как новые модели самолетов компаний Airbus и Boeing требуют в два или в три раза больше титана, чем многие сегодняшние модели самолетов.

В 2005 году в мире произведено 102,5 тыс. тонн титановой губки, из которой делаются титановые слитки. За последние два года мировое производство титана увеличилось на 28%. Основная часть титановых слитков (95%) поступает на мировой рынок из США, Японии и стран СНГ, и лишь 3,6% производственных мощностей сосредоточено в Европе. Наиболее крупные центры производства титана находятся в Японии (31 тыс. тонн в 2005 году), России (в совокупности 27 тыс. тонн в 2005 году), Казахстане (19 тыс. тонн в 2005 году), Китае (около 10 тыс. тонн). Но уже в ближайшее десятилетие Китай собирается увеличить изготовление титановой губки до 20 тыс. тонн в год, а в перспективе - до 40 тыс. тонн. По предварительным данным, за 2006 год в Японии произведено 35 тыс. тонн титана, а в Китае - 12 тыс. тонн.

Пятнадцать лет назад самым крупным производителем титана в мире был Советский Союз, где ежегодно выпускалось около 90 тыс. тонн титановой губки. Это было в полтора раза больше чем в США, Европе и Японии вместе взятых. При этом 55% титана шло в авиацию, 15% - на космос и ракетостроение, 20-25% - на строительство атомных подводных лодок. Распад СССР оборвал заказы на оборонную и авиационную технику. Оказались невостребованными огромные мощности по производству титановой губки, и дешевый металл из стран СНГ пошел на мировой рынок. Крупнейшие американские производители (RMI, Timet, а позже и Oremet) вынуждены были свернуть производство губки, а потребители в США и Европы переориентировались на губку из России, Казахстана и Японии. Сегодня российская компания "ВСМПО-Ависма" стала крупнейшим в мире производителем титановой продукции, в первую очередь аэрокосмического назначения.

С увеличением мирового спроса на титан некоторые производители титановой губки в США и во всем мире находятся в процессе обновления своих предприятий с целью увеличения производства. В эту группу производителей входят предприятия США - TIMET, Allegheny Technologies и Honeywell, России и Японии - "ВСМПО-Ависма", Sumitomo Titanium и Toho Titanium.

Производство и потребление титановой губки растет в США, достигнув в 2005 году 28 тыс. тонн при собственном производстве 8 тыс. тонн. За январь-сентябрь 2006 года США импортировали из Казахстана 9,3 тыс. тонн титановой губки. Компания Henderson NV планирует повысить мощности выпуска титановой губки в 2007 году до 12 600 тонн в год. Для этого модернизировали завод Albany OR, производящий 3400 тонн губки в год. Американская титановая компания Timet (Titanium Metals Corporation) объявила о продолжении искать дополнительные альтернативные пути расширения сферы своего производства, в том числе о запуске проекта по расширению производства губки на 47%. Компания имеет многочисленные дополнительные программы капиталовложений в процессе внедрения или на начальных этапах разработки с целью наращивания мощностей на всех этапах производственного процесса. Поскольку компания видит долгосрочные положительные перспективы на рынках конечной титановой продукции, то намерена продолжить расширение производственных мощностей. Компания Timet имеет штаб-квартиру в Далласе, штат Техас, и является одним из мировых лидеров по производству титановой продукции.

Российская корпорация ВСМПО - АВИСМА за январь - ноябрь 2006 года увеличила производство титановой продукции на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Основной объем отгрузки титановой продукции зарубежным партнерам осуществлялся в Северную Америку и составил около 60% всех экспортных поставок, европейским потребителям отгружено около 35%, в прочие регионы - 5%.

Японская компания Daido Steel планирует увеличить в финансовом 2008 году выпуск титанового сортового проката и катанки на 60% или до 160 тонн в месяц. Кроме того, в планах компании увеличить свою долю в поставках титана для продукции медицинского назначения в мире с 26% до 32%. Производство титанового листа останется в Daido Steel на прежнем уровне, так как, по словам представителя предприятия, эта ниша рынка прочно занята такими крупными компаниями как Nippon Steel и Sumitomo. Daido Steel - вторая по величине в Японии компания по производству титанового сортового проката и катанки после Kobe Steel.

Как сообщило агентство Dow Jones Commodities Service, акции японской титановой компании Sumitomo Titanium выросли в связи с надеждами на повышение спроса после того, как Boeing подтвердил заказ компании Air Berlin на 60 новых самолетов 737-800. Растущий спрос на самолеты вызовет рост цен на титан, широко применяемый в авиационной промышленности.

Канадская алюминиевая компания Alcan изучает возможность поглощения производителя титана на фоне растущего спроса со стороны аэрокосмической промышленности. По словам главного исполнительного директора Alcan Дика Эванса, такая сделка будет иметь важное значение, так как аэрокосмическая отрасль перспективна. Заявление главы канадской компании способствовало росту котировок титановых компаний Allegheny Technologies и Titanium Metals на 7,5% и 7% соответственно.

Если говорить о ближайших прогнозах мирового рынка титана, то нужно учесть, что производители титана являются ключевыми поставщиками предприятий авиастроительной промышленности. В настоящее время гражданская авиация потребляет более половины производимых в мире титаносодержащих изделий. В США, например, процент потребления этой отраслью составляет до 75% всей титановой продукции американских производителей, а также импорта. Остальная часть приходится на производство химикатов, медицинского оборудования и другие промышленные и прикладные отрасли. При этом в Японии, напротив, на долю гражданской авиации приходится всего 2-3% потребительского спроса, а большая часть титаносодержащей продукции (30%) уходит на нужды химических заводов. Ядерные и тепловые электростанции забирают по 20% титана, а оставшаяся часть поступает в строительный сектор и на производство медицинского и спортивного оборудования. Европейская аэрокосмическая промышленность потребляет до 60% всего производимого в регионе титана.

Нефтепромышленники также начинают отдавать должное этому легкому и прочному металлу вместо жестких стальных опор для нефтедобывающих морских платформ. Используется титан и в строительстве, особенно любят применять его в этой отрасли японцы, тяготеющие ко всему высокотехнологичному.

В 2007 году на мировом рынке продолжится рост спроса на титан, при этом можно ожидать постепенного и стабильного роста спроса до 2015 года. По предварительным оценкам, к этому времени по сравнению с 2006 годом спрос на титан возрастет на 80%. И в целом, исходя из сложившейся на мировом рынке титана ситуации, можно сказать, что сейчас на мировом рынке титана сохраняются благоприятные перспективы роста, связанные в основном с подъемом в авиастроении и ростом заказов в других отраслях.

Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?