Опрос 350 международных компаний свидетельствует об усложнении и быстром изменении экономических условий - E & Y
Алматы. 19 февраля. "Казахстан Сегодня" - Бизнес-стратегии 350 ведущих стран мира в условиях рецессии, а также изменения их основных приоритетов на ближайшие 12 месяцев опубликованы в результатах исследования "Новые перспективы в сложных условиях", сообщает агентство со ссылкой на источник Ernst & Young.
По сообщению компании, основой любого бизнеса являются денежные средства, и многие компании ощущают сегодня их недостаток. Около 40% компаний в мире, принявших участие в опросе, отмечают существенное ухудшение экономических условий в секторах, где они ведут свою деятельность; около трети опрошенных отметили уход конкурентов с рынка и увеличение банкротств. Более двух третей респондентов уже сократили интервалы предоставления отчетов о рисках своим советам директоров.
Инициатива по снижению затрат уже оказала влияние на внутреннюю стратегию бизнеса. Более 80% респондентов провели анализ по снижению основных затрат, около двух третей инициировали программы сокращения персонала и более половины опрошенных пересмотрели свои затраты в области ИТ. Европейские компании в большей мере чем американские намерены сократить затраты на недвижимость и ИТ, нежели на сокращение прямых и косвенных расходов на персонал.
Кредитный кризис вынудил компании искать альтернативные пути повышения ликвидности. Почти половина всех компаний продала или закрыла отдельные подразделения, 43% опрошенных рассматривали возможность привлечения краткосрочного финансирования, тогда как 23% обдумывали варианты пересмотра своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств. Лишь чуть больше четверти принимавших участие в опросе отметили, что для их компаний наличие денежных средств не является критичным вопросом.
"Это исследование дает необходимое представление о действиях глобальных компаний, которые уже столкнулись с кредитным кризисом и разрабатывают свою стратегию в условиях рецессии", - отметил управляющий партнер региона EMEIA Марк Отти. Он добавил, что "мир бизнеса и раньше испытывал серьезные спады, и у нас есть возможность поучиться на примере кризисов, которые случались в прошлом. В течение ближайших 12 месяцев неизбежно будут проигравшие, и лишь меньшинство выйдет из этой ситуации победителями".
По данным обзора E&Y, опрошенные компании уже на протяжении некоторого времени уделяют пристальное внимание своим клиентам и цепочкам поставок. Больше половины респондентов столкнулось с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе - почти 60%). Кроме того, больше половины респондентов указали, что ряд их ключевых клиентов находится в проблемной ситуации, а также сообщили об увеличении промежутка времени между размещением заказа и получением оплаты.
При этом компании скорректировали свои стратегии с учетом новых условий деятельности: почти три четверти респондентов сообщили об усилении внимания к ключевым клиентам и свыше 40% о разработке новых продуктов. Треть участников исследования заявила, что беспокойство по поводу существующих клиентов вынудило их расширить клиентскую базу. Кроме того, треть респондентов сообщила о разрыве отношений с клиентами, риск по которым они считали высоким.
Что касается поставщиков, то стратегии респондентов разделились на два типа. Половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки, в то время как другая половина расширила базу поставщиков, чтобы максимально обезопасить себя в случае потери ключевого поставщика. Большинство компаний уже ведут активные переговоры с поставщиками, половина более часто обсуждает условия платежей, а более четверти компаний сообщило о том, что их ключевые поставщики испытывают финансовые затруднения.
"В настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата. Выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время кризиса и приняли стратегические решения, отличающие их от конкурентов. В большинстве случаев это были нестандартные решения. Во время кризиса есть возможность быстро и эффективно реагировать на изменения в бизнес-среде и достичь лидирующей позиции в своей отрасли за короткий промежуток времени", - завил партнер компании E&Y Александр Ивлев.
В рамках исследования компаниям был задан вопрос о стратегических приоритетах на ближайший год. Подавляющее большинство назвало среди них защиту активов, повышение эффективности деятельности, а также реструктуризацию бизнеса. Что касается управления денежными потоками, то две трети опрошенных рассматривают целесообразность проведения проверки существующего состояния управления денежными потоками и движения денежных средств на всех уровнях. Половина респондентов интегрирует меры по оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.
Впрочем, респонденты оказались более или менее едины во мнении о потенциальных областях экономии средств и сокращения затрат. Представители компании сообщили, что они ожидают получить существенную или достаточную экономию на операциях в цепочке поставок (58%), в службах продаж и маркетинга (42%), операционной деятельности (56%) и ИТ (43%). В стратегическом плане 40% международных компаний и 53% европейских сообщили об активном изучении возможностей продажи непрофильных или неэффективных направлений, более интенсивного использования корпоративного центра услуг (27%) и аутсорсинга (31%), формирования стратегических альянсов (30%) и перевода операционной деятельности в низкозатратные регионы (31%). В особенности компании видят перспективы для аутсорсинга служб ИТ, логистики и управления персоналом.
Вместе с тем достаточно значительное количество компаний сообщили о том, что они рассматривают кризис через призму новых возможностей, при этом 34% обдумывают варианты стратегических приобретений на мировом, а 38% - на европейском рынке.
Однако, ситуация на большинстве развитых рынков воспринимается сегодня как спад, и компании по-прежнему рассматривают развивающиеся рынки для поиска возможностей. Китай (59%), Индия (45%), Юго-Восточная Азия (26%) и Восточная Европа (31%) - вот регионы, где, по мнению большинства глобальных компаний, будут возможности для роста. Американские компании отдают предпочтение странам Юго-Восточной Азии перед Индией, в то время как для европейских компаний характерна обратная тенденция. Около 18% компаний рассчитывают, что в ближайшем будущем в странах с развивающимися рынками сохранится существенный рост; большинство (57%) ожидают, что рост хотя и сохранится, однако будет идти не такими быстрыми темпами, как в последние два года, а по мнению 25% респондентов, рост значительно замедлится.
"Компании совершенно обоснованно сохраняют уверенность в возможностях, которые предоставляют развивающиеся рынки. Так, в 2009 - 2020 годах на долю Бразилии, России, Индии и Китая придется 40% мирового экономического роста", - резюмировал М. Отти.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.