19.02.2009, 18:00 1320

Опрос 350 международных компаний свидетельствует об усложнении и быстром изменении экономических условий - E & Y

"Это исследование дает необходимое представление о действиях глобальных компаний, которые уже столкнулись с кредитным кризисом и разрабатывают свою стратегию в условиях рецессии", - отметил управляющий партнер региона EMEIA Марк Отти.

Алматы. 19 февраля. "Казахстан Сегодня" - Бизнес-стратегии 350 ведущих стран мира в условиях рецессии, а также изменения их основных приоритетов на ближайшие 12 месяцев опубликованы в результатах исследования "Новые перспективы в сложных условиях", сообщает агентство со ссылкой на источник Ernst & Young.

По сообщению компании, основой любого бизнеса являются денежные средства, и многие компании ощущают сегодня их недостаток. Около 40% компаний в мире, принявших участие в опросе, отмечают существенное ухудшение экономических условий в секторах, где они ведут свою деятельность; около трети опрошенных отметили уход конкурентов с рынка и увеличение банкротств. Более двух третей респондентов уже сократили интервалы предоставления отчетов о рисках своим советам директоров.

Инициатива по снижению затрат уже оказала влияние на внутреннюю стратегию бизнеса. Более 80% респондентов провели анализ по снижению основных затрат, около двух третей инициировали программы сокращения персонала и более половины опрошенных пересмотрели свои затраты в области ИТ. Европейские компании в большей мере чем американские намерены сократить затраты на недвижимость и ИТ, нежели на сокращение прямых и косвенных расходов на персонал.

Кредитный кризис вынудил компании искать альтернативные пути повышения ликвидности. Почти половина всех компаний продала или закрыла отдельные подразделения, 43% опрошенных рассматривали возможность привлечения краткосрочного финансирования, тогда как 23% обдумывали варианты пересмотра своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств. Лишь чуть больше четверти принимавших участие в опросе отметили, что для их компаний наличие денежных средств не является критичным вопросом.

"Это исследование дает необходимое представление о действиях глобальных компаний, которые уже столкнулись с кредитным кризисом и разрабатывают свою стратегию в условиях рецессии", - отметил управляющий партнер региона EMEIA Марк Отти. Он добавил, что "мир бизнеса и раньше испытывал серьезные спады, и у нас есть возможность поучиться на примере кризисов, которые случались в прошлом. В течение ближайших 12 месяцев неизбежно будут проигравшие, и лишь меньшинство выйдет из этой ситуации победителями".

По данным обзора E&Y, опрошенные компании уже на протяжении некоторого времени уделяют пристальное внимание своим клиентам и цепочкам поставок. Больше половины респондентов столкнулось с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе - почти 60%). Кроме того, больше половины респондентов указали, что ряд их ключевых клиентов находится в проблемной ситуации, а также сообщили об увеличении промежутка времени между размещением заказа и получением оплаты.

При этом компании скорректировали свои стратегии с учетом новых условий деятельности: почти три четверти респондентов сообщили об усилении внимания к ключевым клиентам и свыше 40% о разработке новых продуктов. Треть участников исследования заявила, что беспокойство по поводу существующих клиентов вынудило их расширить клиентскую базу. Кроме того, треть респондентов сообщила о разрыве отношений с клиентами, риск по которым они считали высоким.

Что касается поставщиков, то стратегии респондентов разделились на два типа. Половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки, в то время как другая половина расширила базу поставщиков, чтобы максимально обезопасить себя в случае потери ключевого поставщика. Большинство компаний уже ведут активные переговоры с поставщиками, половина более часто обсуждает условия платежей, а более четверти компаний сообщило о том, что их ключевые поставщики испытывают финансовые затруднения.

"В настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата. Выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время кризиса и приняли стратегические решения, отличающие их от конкурентов. В большинстве случаев это были нестандартные решения. Во время кризиса есть возможность быстро и эффективно реагировать на изменения в бизнес-среде и достичь лидирующей позиции в своей отрасли за короткий промежуток времени", - завил партнер компании E&Y Александр Ивлев.

В рамках исследования компаниям был задан вопрос о стратегических приоритетах на ближайший год. Подавляющее большинство назвало среди них защиту активов, повышение эффективности деятельности, а также реструктуризацию бизнеса. Что касается управления денежными потоками, то две трети опрошенных рассматривают целесообразность проведения проверки существующего состояния управления денежными потоками и движения денежных средств на всех уровнях. Половина респондентов интегрирует меры по оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.

Впрочем, респонденты оказались более или менее едины во мнении о потенциальных областях экономии средств и сокращения затрат. Представители компании сообщили, что они ожидают получить существенную или достаточную экономию на операциях в цепочке поставок (58%), в службах продаж и маркетинга (42%), операционной деятельности (56%) и ИТ (43%). В стратегическом плане 40% международных компаний и 53% европейских сообщили об активном изучении возможностей продажи непрофильных или неэффективных направлений, более интенсивного использования корпоративного центра услуг (27%) и аутсорсинга (31%), формирования стратегических альянсов (30%) и перевода операционной деятельности в низкозатратные регионы (31%). В особенности компании видят перспективы для аутсорсинга служб ИТ, логистики и управления персоналом.

Вместе с тем достаточно значительное количество компаний сообщили о том, что они рассматривают кризис через призму новых возможностей, при этом 34% обдумывают варианты стратегических приобретений на мировом, а 38% - на европейском рынке.

Однако, ситуация на большинстве развитых рынков воспринимается сегодня как спад, и компании по-прежнему рассматривают развивающиеся рынки для поиска возможностей. Китай (59%), Индия (45%), Юго-Восточная Азия (26%) и Восточная Европа (31%) - вот регионы, где, по мнению большинства глобальных компаний, будут возможности для роста. Американские компании отдают предпочтение странам Юго-Восточной Азии перед Индией, в то время как для европейских компаний характерна обратная тенденция. Около 18% компаний рассчитывают, что в ближайшем будущем в странах с развивающимися рынками сохранится существенный рост; большинство (57%) ожидают, что рост хотя и сохранится, однако будет идти не такими быстрыми темпами, как в последние два года, а по мнению 25% респондентов, рост значительно замедлится.

"Компании совершенно обоснованно сохраняют уверенность в возможностях, которые предоставляют развивающиеся рынки. Так, в 2009 - 2020 годах на долю Бразилии, России, Индии и Китая придется 40% мирового экономического роста", - резюмировал М. Отти.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?