16.01.2010, 13:28 899

Рост комиссии за услуги платежных терминалов вырастет на 10 - 15% в ближайший месяц - газета

Алматы. 15 января. Kazakhstan Today - Несмотря на увеличение спроса услуг платежных терминалов (вендинг-аппараты) за последние полтора года, комиссии за микроплатежи продолжат расти. Об этом пишет газета "Бизнес и Власть" (&), передает корреспондент агентства.

Как сообщает деловое издание, единовременное повышение комиссии по оплате услуг сотовой связи ожидает казахстанцев в ближайший месяц. "Рост комиссии составит 10 - 15%", - отметил генеральный директор компании "НПС", президент Казахстанской ассоциации платежных систем и электронного бизнеса Олег Коверин. Причину увеличения стоимости эксперт объясняет недавним понижением ставок вознаграждения со стороны сотовых операторов. Впрочем, дальнейшего повышения комиссии, равно, как и понижения, О. Коверин не ожидает.

На высокую стоимость комиссии, по словам главного представителя электронного бизнеса, также влияет размер арендной платы. "За 1 квадратный метр порой просят 45 - 50 тыс. тенге, а это заоблачные цены. Естественно, комиссия не может снизиться, потому что затратная часть велика. И это сказывается на конечном потребителе", - заявил он.

Однако, как пишет "&" со ссылкой на директора по развитию бизнеса компании "Таулинк" Оксану Вологову, бум высоких комиссий по мере насыщения рынка приема платежей, возможно, пройдет, поскольку конкуренция уже становится очевидной.

"Чтобы удержать своего клиента, дилеры могут пойти на снижение внешних комиссий за услуги", - считает директор компании "Объединенная система моментальных платежей" Владимир Ким. Он отметил, что "в связи с тем, что происходит постоянный рост пунктов приема платежей (ППП) и автоматов самообслуживания (АСО), можно прогнозировать развитие здоровой конкуренции, что повлечет за собой снижение комиссии, хотя комиссия в ППП и на АСО не самая высокая среди всех видов оплат - от 20 до 50 тенге".

Для сравнения услуг комиссий газета "Бизнес и Власть" приводит статистику. Так, средняя наценка на карточки сотовой связи составляет от 50 до 100 тенге, комиссия банкоматов - 50 тенге.

Между тем перенасыщение рынка систем приема платежей отмечают многие профучастники. "Количество платежных систем увеличивается, количество терминальных точек резко возрастает", - пишет газета. По мнению О. Коверина, в Алматы и Астане рынок вендинга вследствие массового притока игроков уже переполнен, в других крупных городах Казахстана он близок к насыщению. "Это классика любого бизнеса: он слабо развивается, потом приносит прибыль, туда бросаются люди со своими инвестициями, идет насыщение рынка, а потом - расчистка. Компании, которые не в состоянии выдержать конкуренцию и контролировать свои издержки, уходят на дно", - говорит собеседник. По его словам, сегодня на рынке вендинга наблюдается концентрация капитала, укрупнение компаний с целью снижения издержек.

По данным аналитиков, в Казахстане установлено около 18 тыс. платежных терминалов, в основном в крупных городах, приводит статистику В. Ким. Ежедневно, продолжает он, через них проходит более 500 тыс. платежей, ежемесячно терминалами пользуются 2,5 млн человек. В 2009 году, по информации О. Вологовой, рынок вырос на 20 - 30% по количеству пунктов приема платежей и на 50 - 70% - по объему платежей. "Эти показатели свидетельствуют о том, что доверие потребителей к платежным системам растет", - резюмирует она.

О. Коверин соглашается с коллегой, отмечая, что спрос на услуги платежных систем за полтора года вырос в 2,5 раза. Востребованность терминалов населением и появление новых игроков вызвали быстрый рост рынка платежных терминалов, говорит он. По его словам, желающие приобрести терминалы в буквальном смысле выстраиваются в очередь.

Как рассказывает О. Коверин, если год назад местами размещения платежных терминалов считались крупные магазины, супермаркеты, то сегодня из-за наполнения рынка и избалованности отечественного потребителя вендинг идет в пригород и отдаленные населенные пункты. "Торговые аппараты размещаются в магазинах у дома, чтобы быть ближе к клиенту", - отмечает он. Децентрализация точек размещения вендинг-аппаратов, на взгляд О. Коверина, - вполне обоснованная тенденция на рынке.

Что касается сервисной линейки, то спектр услуг, проводимых через платежные терминалы, постоянно растет. Как утверждает О. Вологова, уже сегодня наблюдается тенденция к подключению таких операторов, как коммунальные службы, контент-провайдеры, хостинговые службы, резко расширилась линейка операторов, оказывающих услуги IP-телефонии и международной связи. Г-н Ким к перечисленному добавляет букмекерские услуги, заказ одежды, косметики, цветов и даже пожертвования в благотворительный фонд. То, что 80 - 90% от объема денег, пропущенных через терминалы, по-прежнему приходится на оплату услуг сотовой связи, подтверждают все опрошенные эксперты.

У О. Коверина свое объяснение этому: "Вендинг я бы назвал быстрым бизнесом: человек хочет быстро прийти, заплатить и уйти. В этом смысле мобильная связь близка вендингу по духу. Я не хочу сказать, что нет развития дополнительных услуг, но оно незначительное. К примеру, человеку очень важно оплатить коммунальные услуги, особенно в последние дни месяца. Но на это уходит достаточно много времени, так как у поставщиков услуг нет ни моральной готовности, ни технической оснащенности для приема онлайн-платежей. Подобные операции подразумевают поступление платежей в течение нескольких минут и даже секунд. У сотовых операторов в отличие от коммунальщиков изначально подразумевался именно такой стиль работы". Запуск подобных услуг, со слов О. Коверина, подразумевает частичный онлайн. "Все поставщики услуг понимают, что это удобно, но требует затрат на IT-работы, а также повышает требования к коммуникациям, - продолжает он. - Да и развитие интернета в стране оставляет желать лучшего. Но со временем проблемы решатся". В будущем, считают эксперты, развитие вендинга приведет к увеличению рабочих мест, расширению попутных производств, развитию МСБ, росту налоговых поступлений и улучшению качества услуг населению.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?