06.01.2010, 20:40 3114

В Таможенном союзе Казахстан сохраняет возможность импорта товаров, нужных для индустриального развития

Основным элементом таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза является единый таможенный тариф, который закладывает основу единой торговой политики стран-членов по отношению к третьим странам.

Алматы. 6 января. Kazakhstan Today - Основным элементом таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза является единый таможенный тариф, который закладывает основу единой торговой политики стран-членов по отношению к третьим странам, передает агентство со ссылкой на официальные СМИ.

Как отмечал в одном из своих выступлений первый вице-премьер РК Умирзак Шукеев, Казахстан не включил 400 товарных позиций в единый таможенный тариф. Вице-премьер объяснил это тем, что по ряду позиций сохраняется необходимость импорта из третьих стран - для реализации новых проектов, входящих в программу форсированного индустриального развития страны. В частности, для создания нефтехимического комплекса на западе Казахстана зарезервировано более 100 позиций.

Всего же в ходе согласования единого таможенного тарифа Казахстаном, Беларусью и Россией было рассмотрено 11 тысяч товарных позиций.

По некоторым товарам были созданы тарифные квоты, например, для мяса птицы, чтобы зафиксировать нынешний уровень импорта без ущерба для казахстанских импортеров. В пределах квот таможенные тарифы будут низкими, а в случае превышения квот - высокими. Таким образом, создается возможность для казахстанских предпринимателей инвестировать в производство.

На момент начала формирования единого таможенного тарифа у трех стран совпадали около 40% пошлин. Эти пошлины были зафиксированы как Базовый перечень единого таможенного тарифа. Таким образом, для формирования единого таможенного тарифа руководство трех государств должно было унифицировать около 60% таможенных пошлин. При этом руководствовались следующими критериями. Во-первых, наличие собственного производства - предлагаемые таможенные пошлины должны обеспечивать защиту отечественных производителей. В случае отсутствия производства, предложения должны учитывать интерес потребителей. Во-вторых, это - структура импорта. Если основная доля импорта приходится на страны СНГ либо товар не импортировался в страну на протяжении нескольких лет, то данный товар признавался не чувствительным к изменениям ставок таможенных пошлин. В данном случае принимались максимальные ставки таможенных пошлин, либо усредненные.

Как отмечалось выше, при формировании единого таможенного тарифа Казахстан оставил за собой право применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение переходного периода. Переходный период предусмотрен, преимущественно, в отношении тех товаров, производство которых планируется осуществлять в рамках программы диверсификации экономики. Например, существует несколько проектов по развитию предприятий нефтехимической отрасли, производству алюминия, бумаги и других товаров, в том числе - с участием иностранного капитала.

Переходный период также принят в отношении наиболее чувствительных товаров, куда относятся лекарственные средства и медицинское оборудование, сырье для нефтехимической отрасли, некоторые виды изделий из алюминия, целлюлоза, бумажная продукция, инструменты и некоторые другие.

Кроме того, в рамках закона "Об инвестициях" будет осуществляться так называемый "целевой импорт". Под данный режим подпадают технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, включенного правительством государства - члена Таможенного союза в соответствующий перечень. Эти товары будут освобождаться от обложения импортными пошлинами.

Льготы предоставляются также в отношении сырья, которое не производится в государствах - членах Таможенного союза или не соответствует техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

На 10 лет, с 2010 по 2019 годы, за казахстанской стороной оставлено право импортировать сахар-сырец тростниковый без обложения таможенными пошлинами.

Далее утвержден перечень льгот по таможенным пошлинам, не предусмотренным соответствующими соглашениями, в том числе для золота в слитках 995-й пробы, ввозимого центральными (национальными) банками государств - участников Таможенного союза. Данный механизм необходим в целях развития торговли золотом как инвестиционным инструментом.

Льготы также установлены по уплате таможенных пошлин, определенных международными договорами государств - членов Таможенного союза, заключенными до 1 января 2010 года. Это необходимо для соблюдения международных обязательств в сфере недропользования. Освобождаются от таможенных пошлин товары, необходимые для проведения Олимпийских и Азиатских игр.

Важным условием Таможенного союза является применение единой торговой политики в отношении третьих стран, одной из составляющих которой является единая нетарифная политика. В этих целях в ходе заседания Межгосударственного совета на уровне глав государств 27 ноября 2009 года принято решение "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Единое нетарифное регулирование на практике будет производиться следующим образом. Комиссия Таможенного союза будет принимать решения о применении мер нетарифного регулирования, а именно: запрет экспорта; количественное ограничение экспорта или импорта; предоставление исключительного права на экспорт или импорт; лицензирование в сфере внешней торговли; наблюдение за экспортом и (или) импортом.

В настоящее время уже сформирован и утвержден решениями Межгоссовета и Комиссии Таможенного союза Единый перечень товаров, в отношении которых странами - членами Таможенного союза будут применяться нетарифные меры регулирования торговли. Также разработаны положения, регламентирующие порядок применения нетарифных мер. Применение единых нетарифных мер реализуется путем лицензирования экспорта или импорта товаров.

При этом выданные до 1 января 2010 года лицензии на импорт, экспорт, транзит будут действительны до окончания срока их действия. С 1 января 2010 года лицензии будут выдаваться по новой, единой для всех стран - участниц Таможенного союза форме, которая утверждена Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

Для товаров, импорт, экспорт, транзит которых до 1 января 2010 года осуществлялся по разрешениям, сохраняется прежний порядок оформления до 1 июля 2010 года.

С 1 июля 2010 года экспорт драгоценных металлов и камней будет лицензироваться.

В результате унификации нетарифных мер, которые до сих пор применялись странами - членами Таможенного союза самостоятельно, с 1 января 2010 года увеличивается количество товаров, ввоз или вывоз которых подлежит лицензированию.

Среди таких товаров: драгоценные металлы и драгоценные камни, как обработанные, так и необработанные, минеральное сырье, а также информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья. Ранее сфера обращения этих товаров не регулировалась, теперь на их импорт и экспорт будет необходимо получать лицензию в Министерстве индустрии и торговли, по согласованию с Министерством энергетики и минеральных ресурсов. Импорт и экспорт культурных ценностей, документов из национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов стран - участниц Таможенного союза будет вестись по лицензии МИТ, а согласовывать получение лицензий необходимо с Министерством культуры и информации.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?