03.06.2010, 13:07 1258

Мажилис, рассмотрев отчеты правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год, направил их в сенат

"Таким образом, мы считаем, правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач", - отметил глава Счетного комитета.

Астана. 3 июня. Kazakhstan Today - Сегодня в ходе пленарного заседания депутаты мажилиса рассмотрели отчеты правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год. Согласно регламенту теперь отчеты правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год направляются на рассмотрение в Сенат, передает корреспондент агентства.

Напомним, что отчет Счетного комитета по исполнению бюджета за 2009 год, который был ранее представлен депутатам мажилиса парламента РК, может быть поводом для выражения недоверия правительству. Такое мнение выразил депутат мажилиса Ержан Исакулов 17 мая по итогам рассмотрения отчета Счетного комитета.

"Я хотел бы, чтобы Вы, Болат Бидахметович (министр финансов РК Болат Жамишев. - Прим. агентства) дали свое разъяснение. 2009 год был очень сложный. Было не освоено, как указано в отчете Счетного комитета, 59,4 млрд тенге, свободный остаток по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд тенге. Был также превышен установленный лимит по правительственному долгу на 41 млрд тенге, неэффективно использовался резерв правительства, на депозитных счетах на момент контроля находилось свыше 280 млрд тенге. И, наконец, были установлены нарушения на общую сумму 254 млрд тенге. Если суммировать это, получается где-то под 800 млрд тенге - такие нарушения и такие неисполнения закона", - сказал Е. Исакулов.

"Если по этим цифрам рассматривать, то, я думаю, мои коллеги могут отчет правительства отклонить и выразить недоверие правительству", - заявил он.

"В прошлом году неосвоение - и в этом году опять неосвоение; в прошлом году нарушения - и в этом году нарушения. Надо же, в конце-то концов, государству взять и разработать механизм, с тем чтобы не было таких недостатков", - подчеркнул депутат.

В свою очередь депутат Толебек Космамбетов отметил: "Когда читаем отчет правительства и отчет Счетного комитета, то мы поневоле вступаем в противоречие с логикой. Если мы принимаем отчет правительства, то что делать с отчетом Счетного комитета? Потому что если мы его примем, то работу правительства по исполнению бюджета 2009 года надо признавать неудовлетворительной, судя по докладу Счетного комитета".

Напомним, что 17 мая в ходе отчетов правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год в мажилисе председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев сообщил, что был превышен установленный лимит правительственного долга на 41 млрд тенге.

"Превышен установленный лимит правительственного долга на 41 млрд тенге", - сообщил О. Оксикбаев.

Кроме того, он отметил, что "неэффективно использовался резерв правительства, на депозитных счетах на момент контроля находилось 280 млрд тенге, которые предназначались для реализации программ развития и антикризисных мер".

"Не осуществлялся надлежащий контроль за использованием трансфертов местными исполнительными органами, за своевременным и полным возвратом гарантированных государством займов", - сообщил он.

Кроме того, сообщил О. Оксикбаев, "по оценке Счетного комитета, фискальными органами не в полной мере использовались резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета".

По его данным, допущен рост недоимки по налогам и платежам в бюджет на 19,4 млрд тенге, или на 24%, которая на начало 2010 года составила 100,3 млрд тенге. Остается низким уровень взыскания в бюджет доначисленных налогов за 2009 год. В результате проверок по КПН доначислено 253,7 млрд тенге, из них в бюджет взыскано лишь 2,9%.

"Снижается качество налоговых проверок, что подтверждается увеличением числа жалоб и судебных процессов. В деятельности таможенных органов имеются недостатки и упущения, приводящие к потерям республиканского бюджета", - сказал председатель Счетного комитета.

Представляя отчет перед депутатами мажилиса парламента РК, глава Счетного комитета также обратил внимание на динамику доходной части местных бюджетов, "которая показывает серьезные диспропорции между собственными доходами регионов и трансфертами республиканского бюджета".

"Правительством РК не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства. По нашему мнению, отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках второго уровня, недостаточная координация со стороны правительства приводят к нерациональному использованию средств республиканского бюджета", - подчеркнул он.

В результате проведенных Счетным комитетом проверок по исполнению республиканского бюджета за 2009 год были выявлены "финансовые нарушения на общую сумму 254,3 млрд тенге, восстановлено 31,8 млрд тенге".

Как сообщалось ранее, О. Оксикбаев на презентации в сенате парламента отчета Счетного комитета - заключения к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год сообщил, что правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач.

По данным О. Оксикбаева, по сравнению с прошлым годом объемы неосвоенных средств возросли в 4,6 раза, свободные остатки - в 8,5 раза, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности - почти в три раза. "Таким образом, мы считаем, правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач", - отметил он.

Кроме того, глава Счетного комитета сообщил, что в отчетном периоде Счетный комитет акцентировал свою деятельность на оценке использования средств, выделенных на антикризисные мероприятия и "Дорожную карту". Итоги контроля антикризисных мероприятий показали, что зачастую деньги не доходили до конечного потребителя, аккумулировались на депозитах банков, направлялись на другие цели.

Ход реализации "Дорожной карты" проверен в восьми регионах. При планировании мероприятий по "Дорожной карте" правительством не определен срок их реализации, несвоевременно принимались меры по определению их стоимости, объемов софинансирования, не установлены требования к качеству проведения мероприятий, не определены в достаточном количестве индикаторы результативности и эффективности, а также взаимосвязь количественных показателей в привязке к макроэкономическим и отраслевым показателям, сообщает Счетный комитет.

Также О. Оксикбаев отметил: "По нашей оценке, действующее налоговое законодательство усложнено в применении, что подтверждается ухудшением налогового администрирования, а также ростом проигранных судебных процессов по искам налогоплательщиков". "Ослабление налогового администрирования порождает схемы увода средств от налогообложения путем лжепредпринимательской деятельности. Причем в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые должны предупреждать данное явление", - сказал он.

Кроме того, по его словам, "о недостаточном контроле со стороны таможенных органов свидетельствует уровень снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров". В ходе контроля установлено нарушение таможенных процедур при импорте автомобилей, ввозе порожнего железнодорожного транспорта. В результате общая сумма потерь бюджета составила порядка 1 млрд тенге.

О. Оксикбаев заявил, что положения нового Бюджетного кодекса зеркально отразились на исполнении расходной части республиканского бюджета. В частности, трехлетнее планирование бюджета, осуществляющееся на "скользящей основе", позволило местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.

"В 2009 году не освоено 39,7 млрд тенге целевых трансфертов, что более чем в 4 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе на уровне республиканского бюджета - 24,9 млрд тенге, местного - 14,8 млрд тенге", - сообщил глава Счетного комитета.

Он отметил, что при анализе исполнения затрат в разрезе администраторов бюджетных программ наибольшее неосвоение сумм приходится на Агентство по делам жилищно-коммунального хозяйства - 11,8 млрд тенге, Министерства образования и науки - 11 млрд тенге, транспорта и коммуникаций - 9,5 млрд тенге.

Кроме того, по его словам, вызывает серьезную озабоченность реализация инвестиционных проектов.

При реализации проверенных государственных и отраслевых программ установлено недостаточное обоснование финансового обеспечения выполнения мероприятий, отсутствие четкого взаимодействия между государственными органами-координаторами и исполнителями, качественного мониторинга за их исполнением. Вследствие этого во многих случаях не достигаются цели и ожидаемые результаты.

$1 = 146,86 тенге.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?