23.04.2010, 14:56 1661

США поддерживали коррумпированное правительство Кыргызстана для получения доступа к базе "Манас" - эксперты

США поддерживали коррумпированное правительство Кыргызстана для получения доступа к базе "Манас" - эксперты

Алматы. 23 апреля. Kazakhstan Today - Группа экспертов в четверг выступила в Конгрессе США, заявив, что Соединенные Штаты поддерживали коррумпированное правительство Кыргызстана для получения доступа к авиабазе "Манас", которая является ключевой для боевых действий в Афганистане, передает агентство со ссылкой The Washington Post.

По информации издания, недавно свергнутый президент КР Курманбек Бакиев и члены его семьи получили до $200 млн, заявил профессор Колумбийского университета Александр Кули (Alexander Cooley).

Наблюдатель военного присутствия США в "Манасе" с конца 2001 года А. Кули заявил, что авиабаза стала "источником арендных платежей и контрактов на обслуживание, которые, как правило, служили частным интересам могущественных элит Кыргызстана".

"Неудивительно, что американское военное присутствие вызвало утверждения, что США поддерживает репрессивный и коррумпированный режим бывшего президента Бакиева. Когда Москва и русскоязычная пресса в Кыргызстане резко критиковали правительство Бакиева, американские официальные лица, как утверждают члены киргизской оппозиции, просили их приглушить критику, и, в свою очередь, избегали встречи с членами оппозиции ", - сказал профессор.

В свою очередь бывший посол Кыргызстана в США Бактыбек Абдрисаев в своем выступлении отметил, что администрация Барака Обамы должна продемонстрировать, что Кыргызстан все-таки значит больше, чем "просто транзитный центр "Манас".

Он также отметил, что председатель временного правительства Кыргызстана Роза Отунбаева ранее заявила, договор по "Манасу" будет продлен "автоматически", когда в июле истечет срок нынешнего соглашения. Но, по словам Б. Абдрисаева, не все временное правительство соглашается с Р. Отунбаевой.

По мнению Б. Абдрисаева, статус базы станет одним из важнейших вопросов на президентских выборах в Кыргызстане, которые запланированы на октябрь. Он отметил, что большинство кандидатов "будут вести кампанию на платформе борьбы с базой".

А. Кули также считает, что Соединенные Штаты должны "изучить способы, которыми они могут превратить платежи за "Манас" и связанные с обслуживанием контракты в источник на благо общества Кыргызстана в целом, а не в частный источник дохода для инсайдеров".

По информации издания, с 2007 года Министерство обороны поставляло реактивное топливо для "Манаса" через Mia Corp., подрядную компанию, личность владельцев которой была защищена Пентагоном от общественности. США выплатили $1 млрд, а после продления контракта в июле 2009 года предстояла выплата еще $400 млн, сообщил пресс-секретарь Defence Logistics Agency.

Кроме того, на слушаниях в четверг старший менеджер Freedom House по Евразии Сэм Паттен дал подробные разъяснения, как нарушались права человека при К. Бакиеве. Он напомнил, что после американской критики о злоупотреблениях в адрес президента Узбекистана Ислама Каримова Вашингтон приказал покинуть американские базы в Узбекистане в 2005 году.

По словам С. Паттена, Соединенным Штатам очень повезло, что временное правительство Кыргызстана готово вести переговоры о базе, учитывая то, что "они справедливо воспринимали прошедшее как предательство".

Авиабаза "Манас" является основным транзитным пунктом для войск коалиции. Также база была источником предполагаемых коррупционных доходов для двух президентов Кыргызстана, и возмущение по этому поводу способствовало отстранению обоих.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?