04.03.2015, 09:37 5605

Fitch подтвердило рейтинги Банка "ЦентрКредит" и АТФБанка

Москва/Лондон. 4 марта. Kazakhstan Today - Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") казахстанских банков: Банка "ЦентрКредит" (далее - БЦК) на уровне "B" и АО "АТФБанк" на уровне "B-".

Прогноз по рейтингам - "Стабильный", говорится в сообщении Fitch Ratings, передает Kazakhstan Today.

"РДЭ рассматриваемых банков обусловлены их самостоятельной кредитоспособностью, которая отражена в рейтингах устойчивости и учитывают слабое качество активов, умеренную капитализацию, невысокую прибыльность и бизнес-риски в ближайшей перспективе, связанные с замедлением экономики Казахстана и более низкими ценами на нефть. Более низкие рейтинги у АТФБанка относительно БЦК отражают его в целом более слабые финансовые показатели, в частности, значительно более высокий уровень обесценения кредитов", - отмечает Fitch Ratings.

В то же время рейтинги обоих банков подкрепляются историей выплат по долгу, хорошим запасом ликвидности и ограниченными объемами остающегося приоритетного фондирования с рынков капитала.

Неработающие кредиты (с просрочкой более 90 дней) увеличились у обоих банков в результате 20%-ной девальвации тенге в начале 2014 года. Однако общий объем потенциально проблемных кредитов (включающий неработающие и реструктурированные кредиты) оставался в целом стабильным в 2014 году ввиду списания кредитов и некоторого объема взыскания средств по кредитам.

Неработающие кредиты у БЦК составляли 15% всех кредитов в конце 2014 года. Реструктурированные кредиты и два крупных обесцененных кредита заемщикам из сельскохозяйственного сектора были равны еще 10%. Неработающие кредиты у АТФБанка находились на высоком уровне в 34%, и еще 18% составляли реструктурированные кредиты. Fitch ожидает, что в 2015 году оба банка активизируют списание кредитов и урегулирование неплатежей по кредитам в условиях ужесточения регулятивных требований в отношении показателей неработающих кредитов.

По мнению агентства, качество активов у двух рассматриваемых банков также может испытать давление в случае дальнейшего заметного снижения курса тенге. У АТФБанка работающие валютные кредиты составляли около 1,7x основного капитала по методологии Fitch, а у БЦК этот показатель был равен 1,4x в конце III квартале 2014 года. Однако по базовому сценарию Fitch ожидается, что какое-либо ухудшение этих показателей будет постепенным и не выйдет за рамки допустимого для уже низких рейтингов банков.

Отношение основного капитала по методологии Fitch к взвешенным с учетом риска активам у БЦК было равно 8% в конце III квартале 2014 года в сравнении с 10% у АТФБанка. Однако резервирование по неработающим кредитам у БЦК было существенно более сильным. По оценкам Fitch, у БЦК общий уровень резервов по МСФО был равен 98% от неработающих кредитов, или около 60% общих потенциальных проблемных кредитов. У АТФБанка резервы покрывали более умеренные - 70% неработающих кредитов, или 45% общих потенциальных проблемных кредитов.

На конец 2014 года регулятивные показатели достаточности капитала первого уровня и общего капитала составляли, соответственно, 10% и 14% у БЦК и 11% и 12% у АТФБанка. Fitch ожидает, что прямое влияние на эти показатели будет умеренным и управляемым в случае девальвации тенге вследствие ограниченной валютной составляющей активов, взвешенных с учетом риска (30% у АТФБанка и 17% у БЦК в конце 2014 года), и незначительных чистых открытых валютных позиций.

Способность абсорбировать убытки у АТФБанка также сдерживается его слабой прибыльностью от основной деятельности. Так, за 9 мес. 2014 года прибыль до отчислений в резерв под обесценение, скорректированная на начисленный, но неполученный процентный доход, была близкой к нулю. У БЦК скорректированная прибыль до отчислений в резерв под обесценение была немного выше: 6% от среднего капитала за 9 мес. 2014 года (в годовом исчислении), но это по-прежнему дает ограниченную возможность абсорбировать убытки с учетом все еще значительного генерирования проблемных кредитов.

Запас краткосрочной ликвидности является комфортным, и оба банка имеют подтвержденный на практике доступ к стабильным локальным источникам фондирования. В то же время структурные несоответствия по срокам погашения, текущий дефицит ликвидности в тенге на рынке и существенная концентрация депозитов являются слабыми сторонами для профилей ликвидности банков.

На конец 2014 года высоколиквидные активы у АТФБанка составляли 20% от обязательств. Банк погасил находившиеся в обращении приоритетные еврооблигации в 2014 году, но остается в высокой степени зависимым от фондирования со стороны госкомпаний. Ликвидность у БЦК была на более умеренном уровне в 16% от обязательств, или 11%, за вычетом предстоящих выплат по фондированию (включая кредит от Национального банка Казахстана, полученный в 2014 году для поддержки ликвидности банка после резкого оттока депозитов, который может быть пролонгирован).

"Рейтинги приоритетного необеспеченного долга у банков находятся на одном уровне с соответствующими долгосрочными РДЭ. Рейтинги срочного субординированного долга на один уровень ниже рейтингов устойчивости банков, отражая более слабые перспективы возвратности активов относительно приоритетного долга. Рейтинги бессрочного долга находятся на два уровня ниже рейтингов устойчивости банков в соответствии с методологией Fitch "Оценка и рейтингование субординированных и гибридных ценных бумаг банков" (Assessing and Rating Bank Subordinated and Hybrid Securities Criteria). Ни срочный субординированный, ни бессрочный долг не имеют условий обязательного абсорбирования убытков, поскольку этого в настоящее время не требует банковское регулирование Казахстана", - сообщает Fitch Ratings.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?