28.08.2009, 18:47 881

"Гелиос" считает, что искусственное сдерживание цен на нефтепродукты усугубляет ситуацию на рынке ГСМ - газета

Для получения полной версии новости (обзора) вам необходимо перейти на платную систему подписки.

Алматы. 28 августа. Kazakhstan Today - Компания "Гелиос" считает, что искусственное сдерживание цен на нефтепродукты отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка. Об этом в сегодняшнем номере пишет еженедельная газета "Панорама", передает корреспондент агентства.

"Следуя законам рынка и будучи напрямую зависимой от мировой стоимости нефти и условий российских поставщиков сырья, мы планировали повышение розничных цен на АЗС, неоднократно обращаясь по этому поводу в АРЕМ", - заявили в "Гелиосе".

"При росте закупочных цен на переработку, содержание АЗС, нефтебаз и так далее компании просто необходимо изменять цены на нефтепродукты, чтобы сохранить минимальный уровень рентабельности для стабильной деятельности", - заявили в "Гелиосе".

По данным компании, в настоящее время казахстанские НПЗ производят недостаточное количество автомобильных бензинов для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, особенно в высокооктановых марках топлива, а потому около 25% топлива импортируется из других стран, в основном из России. В этой связи, по мнению "Гелиоса", "очень важен ценовой баланс соседних государств, особенно когда экономики двух стран очень тесно интегрированы". Разница в цене топлива с Россией за последнее время, по сведениям компании, составляет 20 - 25 тенге по бензину и 30 - 35 тенге по дизельному топливу. Специалисты компании поясняют, что причиной такого дисбаланса все также является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана.

По информации "Гелиоса", из-за существенного разрыва в ценах на нефтепродукты на казахстанском и внешних рынках крупным продавцам ГСМ выгоднее экспортировать продукцию за границу, нежели отгружать ее внутри нашей страны, где рост розничных цен отстал от роста оптовых. Компания приводит такой пример: сегодня средняя розничная цена по Алматы на популярные марки топлива АИ-92/93 составляет 77 тенге, а оптовая - 80 тенге за литр. У некоторых компаний, состоящих в реестре монополистов, розничная цена на данную марку топлива составляет в среднем 72 тенге. "Компании в таких условиях начинают работать с нулевой прибылью. В таких жестких условиях, и то непродолжительное время, смогут удержаться "на плаву" только крупные компании, а мелкие просто будут вытесняться из этого рынка, что, естественно, снизит конкурентную среду, и увеличится количество суррогатного топлива, чтобы хоть как-то поддержать рентабельность", - заявили в "Гелиосе".

По убеждению компании, не выровняет сложившуюся ситуацию на рынке ГСМ и запрет на экспорт, который предлагается ввести для нефтетрейдеров. В частности, это не увеличит поступления 25% недостающего высокооктанового топлива на внутренний рынок и лишь подстегнет увеличение поступления суррогатного топлива на АЗС, считают ее специалисты.

"Компания "Гелиос" - одна из немногих, кто в сегодняшних непростых условиях выполняет все свои обязательства по обеспечению рынка нефтепродуктами по всему Казахстану, но дальнейшее искусственное сдерживание цен и увеличение расходной части может привести к невозможности выполнения обязательств перед потребителями", - отмечается в публикации.

Весной этого года, анализируя складывавшуюся ситуацию на рынке нефтепродуктов, некоторые специалисты констатировали, что если оптовые цены на ГСМ в Казахстане привязаны к мировым, то на формирование розничных цен есть "отдельная философия". По их данным, в конце прошлого года разница между оптовой и розничной стоимостью автобензина марки АИ-80 в сетевых компаниях составляла около 35 - 40 тенге за 1 литр. При этом расходная часть АЗС составляет всего 6 - 7 тенге, все остальное - это прибыль, которая на сегодняшний день считается сверхдоходами.

Решение проблемы эксперты видят в пресечении посредничества на внутреннем рынке нефтепродуктов на законодательном уровне, пишет "Панорама". Газета добавляет, что смена правил распределения нефтепродуктов, естественно, сразу ударит по частным мелким заправкам, которые будут вынуждены в какой-то момент продаться крупным сетям и уйти с рынка.

Сегодняшняя сеть АЗС в Казахстане состоит из 4,5 тыс. автозаправочных станций. В этой структуре участников рынка АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" (ТД КМГ) принадлежат 4% доли, "Гелиос" - 6%, частной компании "Нар Ойл" - 4%, остальные 76% распределяются между мелкими частниками. Ранее эксперты высказывались за необходимость увеличения доли ТД КМГ до 10%, с тем чтобы прекратить стоимостные спекуляции на рынке.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?