24.03.2015, 09:55 11691

Казахстан предлагает России транзит газа в Китай через свою территорию

Однако Россия не заинтересована в появлении страны-транзитера, считают аналитики.

Москва. 24 марта. Kazakhstan Today - Астана предлагает Москве альтернативный вариант поставок газа в Китай - транзит через Казахстан.

Как сообщил газете "Коммерсантъ" (Ъ) глава компании "КазМунайГаз" Сауат Мынбаев, для этого можно использовать существующий маршрут поставок из России на юг Казахстана по газопроводам Бухара - Урал и Бозой - Чимкент. Но "Газпром" пока относится к этой идее, как и к другим сходным предложениям Астаны, без энтузиазма. По мнению аналитиков, Россия не заинтересована в появлении страны-транзитера, передает Kazakhstan Today.

Казахстан предлагает "Газпрому" использовать уже существующую в стране инфраструктуру для экспорта газа в Китай. Сейчас "Газпром" снабжает южные области Казахстана по газопроводу Бухара - Урал (осенью 2014 года запущен в реверсном режиме), затем газ подается в газопровод Бозой - Шымкент, который соединен с магистральным газопроводом Средняя Азия - Китай, по которому Пекин получает газ из Туркмении.

"Что касается возможности поставок газа по этому маршруту на Китай, то потенциально такой интерес, безусловно, есть", - заявил "Ъ" глава "КазМунайГаза" Сауат Мынбаев.

Он отметил, что сейчас газ из газопровода Бозой - Шымкент из-за невысокого давления в трубе не может быть направлен в газопровод Средняя Азия - Китай. Но Казахстан планирует увеличить мощность трубы Бозой - Шымкент с 2,5 млрд до 10 млрд кубометров за счет установки трех компрессорных станций.

"Если будет намерение - а оно уже проглядывается - по транспортировке газа (из России. - "Ъ") в Китай, то нам нужно небольшие компрессорные станции поставить, чем мы уже занимаемся, и тогда газ будет спокойно проходить по маршруту. То есть в принципе в случае реализации этого проекта не надо будет ничего выдумывать по новым трубам, можно все это делать по уже существующим газопроводам", - сказал Сауат Мынбаев.

По словам собеседников "Ъ" в отрасли, при модернизации газопровода Бухара - Урал потенциал экспорта российского газа в Китай по этому направлению составляет 10-15 млрд кубометров в год. Такая схема была бы выгодна Казахстану, так как позволила бы частично компенсировать сокращение транзитных платежей из-за падения прокачки по газопроводу Средняя Азия - Центр.

"Газпром" уже договорился с Пекином о строительстве трубопровода "Сила Сибири" (восточного маршрута для поставок газа с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока) и ведет переговоры о поставках газа по западному маршруту через Алтай с использованием ресурсной базы Западной Сибири. Монополия хочет строить газопровод "Алтай" мощностью 40 млрд кубометров, газ по нему пойдет в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, а затем в трубопроводную систему Восток - Запад. В августе 2014 года Казахстан уже предлагал "Газпрому" вариант прокладки экспортного газопровода по своей территории - реанимацию проекта трубы Ишим - Петропавловск - Кокшетау - Астана - Караганда с выходом на казахско-китайскую границу в районе Хоргоса. Тогда "Газпром" говорил, что рассмотрит предложение.

По поводу использования газопровода Бухара - Урал в реверсном режиме в "Газпроме" "Ъ" заявили, что такая схема позволяет Казахстану снизить импорт узбекского газа.

"В теории, когда газопровод Бейнеу - Бозой - Шымкент будет достроен, а ресурсной базы будет хватать, Казахстан сможет сам обеспечивать южные области", - отметили в "Газпроме".

Использование маршрута для экспорта в Китай в "Газпроме" не комментируют. Но источник "Ъ" в компании отметил, что предложение не выглядит очень привлекательным и в любом случае строительство "Алтая" остается абсолютным приоритетом.

"Газпром" и Китай уже договорились, что точка сдачи газа по западному маршруту будет на российско-китайской границе в районе Алтая, напоминает Алексей Гривач из ФНЭБ. Он отмечает также, что газопровод Бухара - Урал сдан в эксплуатацию в конце 1960-х годов и его большую часть, скорее всего, надо заменять. Господин Гривач подчеркивает, что и Россия, и КНР не заинтересованы в появлении транзитной страны, "даже такой дружественной, как Казахстан", если этого можно избежать.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?