04.02.2013, 10:53 2699

Казпотребнадзор требует отказаться от повышения тарифов на электроэнергию, пока средства от них идут в карман собственников компаний

Почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд тенге (более $13 млн). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн тенге ($166 тыс.), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам!

Алматы. 4 февраля. Kazakhstan Today - Казпотребнадзор требует отказаться от повышения тарифов на электроэнергию, пока средства от них идут в карман собственников компаний, передает Kazakhstan Today.

"После того как глава Агентства по защите конкуренции (АЗК) официально подтвердил, что средства от повышения тарифов идут в карман собственникам энергокомпаний, а не на обновление мощностей, дальнейший их рост без совершенствования модели контроля над модернизацией не имеет никакого смысла. В связи с этим "Казпотребнадзор" призывает правительство заморозить Программу поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 года", - заявили в Казпотребнадзоре.

По информации общественников, "текущая схема взаимодействия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с профильными компаниями является абсолютно непрозрачной, тем самым создается база для коррупционных правонарушений. В свою очередь общество в лице местных представительных органов, общественных организаций и СМИ не задействовано в контроле средств, предусмотренных на модернизацию".

Для повышения эффективности Казпотребнадзор предлагает использовать следующую схему: АРЕМ + энергокомпании + маслихат + общественный контроль (НПО и СМИ) = СПРАВЕДЛИВЫЕ ТАРИФЫ.

"Напомним, глава АЗК Болатбек Куандыков заявил, что почти все средства, полученные энергокомпаниями в результате повышения тарифов, пошли на выплаты дивидендов их учредителям. В совокупности эта цифра составила более 2 млрд тенге (более $13 млн). В свою очередь на мероприятия, связанные с модернизацией, было затрачено всего 24,9 млн тенге ($166 тыс.), то есть в 80 раз меньше, чем на выплаты дивидендов акционерам! Фактически акционеры обогащаются за счет обычных граждан, в том числе пенсионеров, инвалидов, врачей, учителей и т.д.", - говорится в сообщении.

Казпотребнадзор отмечает, что еще в октябре 2012 года совместно с исследовательским агентством "Рейтинг.kz" составлен рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана. В исследовании отмечалось: "Средний рост цен на электричество почти в 2 раза превышает рост цен на другие коммунальные услуги. Это косвенно свидетельствует о фактах лоббирования интересов энергетических компаний уполномоченными органами, в частности, Агентством по регулированию естественных монополий, акиматами и маслихатами".

По результатам исследования среди прочего были сделаны следующие выводы: значительной частью коммунальных предприятий страны владеют частные лица, рассматривающие эти активы исключительно как источник обогащения; действующие механизмы контроля над расходованием средств на модернизацию ЖКХ показывают свою крайнюю неэффективность.

ОО "Казпотребнадзор" предложил ряд своих рекомендаций для исправления ситуации с неудовлетворительными темпами модернизации мощностей. Создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей. Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации. Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о выполнении ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа. Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения "откатов".

Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф. Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность.

Разработать и внедрить принцип "соответствия роста цен темпам обновления мощностей". Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы по модернизации которых соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергаться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния, пояснили в Казпотребнадзоре.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?