11.12.2012, 11:59 2614

МВФ снижает прогноз по экономическому росту для Казахстана на 0,5%

В отчете говорится, что экономический рост в Казахстане замедляется, однако, как ожидается, сохранится на устойчивом уровне в текущем году. Замедление роста обусловлено прежде всего пониженным внешним спросом и резким сокращением объема производства в сельском хозяйстве по сравнению высоким его объемом в прошлом году.

Астана. 11 декабря. Kazakhstan Today - Международный валютный фонд снижает прогноз на 2012 год по экономическому росту для Казахстана на 0,5%, с 5,5% до 5%, передает Kazakhstan Today.

Миссия Международного валютного фонда (МВФ) под руководством Хоссейна Самии находилась в Алматы и Астане в период с 28 ноября по 5 декабря с целью изучения ситуации в экономике и финансовом секторе, а также экономической политики в рамках подготовки к проведению в мае 2013 года консультаций, говорится в сообщении на сайте фонда.

По завершении визита г-н Самии был подготовлен отчет.

В отчете говорится, что экономический рост в Казахстане замедляется, однако, как ожидается, сохранится на устойчивом уровне в текущем году. Замедление роста обусловлено прежде всего пониженным внешним спросом и резким сокращением объема производства в сельском хозяйстве по сравнению высоким его объемом в прошлом году.

Официальные органы ожидают, что прогноз по экономическому росту на 2012 год будет понижен с 5,5% до 5%. Инфляционное давление снизилось, и ожидается, что на конец 2012 года инфляция составит немногим более 6%, указано в сообщении.

Несмотря на то, что базовые экономические показатели сохраняются на относительно высоком уровне, что отражается в последних оценках рейтинговых агентств, риски в основном связаны с возможным ухудшением ситуации. Они отражают возможное дальнейшее ухудшение состояния мировой экономики, что может повлиять на цены на нефть и экономический рост в странах - основных торговых партнерах Казахстана, а также слабые места в банковском секторе страны, говорится в сообщении.

В отчете отмечается, что банковский сектор по-прежнему остается уязвимым, а рост кредита - умеренным. Несмотря на высокий уровень ликвидности и капитализации, а также появление признаков улучшения показателей рентабельности, объем необслуживаемых кредитов (НОК), составляющий более 30% от общего объема ссуд, по-прежнему весьма высок. Ограниченные возможности кредитования в условиях более жесткого пруденциального регулирования сдерживают рост кредита. Кроме того, кредитование сконцентрировано в отдельных малых и средних банках, в то время как крупные банки продолжают сокращать долю заемных средств. По предложенному второму раунду реструктуризации банка БТА достигнуто соглашение кредиторов. В дополнение к реструктуризации будет необходим жизнеспособный бизнес-план, включающий меры по укреплению системы управления рисками в банке и по минимизации условных обязательств перед государством.

По данным МВФ, в Казахстане ведется работа по урегулированию вопроса о накопленном объеме НОК, "однако результаты к настоящему времени незначительны". В настоящее время применяются три инструмента экономической политики: продажа созданному при Национальном банке Казахстана (НБК) Фонду проблемных активов (ФПА) некоторых неработающих ссуд, не связанных со сферой недвижимости; перевод ссуд в управляемые банками компании специального назначения (КСН); и списание ссуд без налоговых последствий (в настоящее время предусмотрено, что эта мера действует по декабрь 2013 года включительно). ФПА начал выкупать ссуды в пилотном режиме, а некоторые банки приступили к созданию КСН. Этот пакет мер представляет собой шаг в правильном направлении. Тем не менее по-прежнему существует много препятствий и продвижение вперед идет медленно: по мнению официальных органов, для полного решения проблемы будет необходимо применять эти меры не менее 2-3 лет. Препятствия отражают трудности в реализации необходимых законодательных и налоговых реформ, нежелание банков продавать некоторые активы в ожидании роста цен, а также сложность процесса реструктуризации ссуд.

"Принимая во внимание риски для финансовой стабильности и экономического роста, официальным органам следует: во-первых, сделать все возможное для ускорения процесса путем устранения сохраняющихся ограничений и побуждать банки к принятию незамедлительных решений; во-вторых, обеспечить реалистичную оценку передаваемых в КСН активов и не допускать уклонения от выполнения требований пруденциального регулирования; и в-третьих, пересмотреть модель функционирования ПФА на основе результатов его деятельности", - говорится в отчете.

В перспективе, по мнению МВФ, чрезвычайно важно избегать повторного возникновения данной проблемы. В этой связи официальные органы ввели некоторые требования пруденциального регулирования и планируют принять отдельные элементы системы "Базель-III", а банки сообщают об укреплении своих систем управления рисками и практики кредитования. Тем не менее существует настоятельная необходимость продолжить работу по укреплению банковского надзора (прежде всего активизировать выездные проверки и обеспечить разработку банками жизнеспособных бизнес-планов). Кроме того, необходимо дальнейшее укрепление макропруденциального надзора, а также инфраструктуры для минимизации кредитного риска, в том числе посредством совершенствования оценки ликвидности банковского сектора и косвенных кредитных рисков, системы раннего предупреждения и функционирования кредитного реестра. МВФ готов предоставить техническую помощь по данным вопросам, в том числе с участием уже назначенного эксперта по проблемам НОК, который будет работать с НБК на длительной основе.

МВФ рекомендует продолжить работу по согласованию и уточнению целей и инструментов денежно-кредитной политики. Учитывая снижение инфляции, НБК снизил официальную ставку по своим операциям, продолжив при этом осуществлять интервенции для сглаживания колебаний обменного курса, говорится в отчете. Однако передачу воздействия ставки по операциям НБК на рыночные процентные ставки затрудняет отсутствие полномасштабного межбанковского рынка, поэтому смягчение денежно-кредитных условий происходит медленно. Проведение денежно-кредитной политики осложняется долларизацией экономики, и официальный переход к таргетированию инфляции в настоящий момент может быть нецелесообразным. Тем не менее, опираясь на сильные стороны действующей системы, можно предпринять подготовительные шаги, в том числе посредством повышения прозрачности денежно-кредитной политики, анализа и уточнения роли валютной политики, а также уделяя большее внимание закреплению ожиданий в отношении базовой инфляции. В этой связи НБК следует рассмотреть вопрос о совершенствовании системы информирования общественности по средством предоставления более подробной информации о факторах, определяющих принятие решений об уровне процентных ставок, в формате официальных сообщений по завершении заседаний и квартальных отчетов по инфляции.

Ключевой задачей является сокращение ненефтяного дефицита в 2013 году и в среднесрочный период. Более низкие по сравнению с предусмотренными в бюджете на 2012 год доходы, связанные с нефтяным сектором, частично компенсировались за счет уточнения расходов в сторону их сокращения. Кроме того, были внесены поправки в законодательство, с тем чтобы в будущем обеспечить обусловленность некоторых из предусмотренных в бюджете расходов поступлением доходов. С учетом недопоступления в 2012 году, бюджет на 2013 год предусматривает сокращение ненефтяного дефицита более чем на 1% ВВП на консолидированной основе; следует неукоснительно следовать этой цели. В среднесрочной перспективе официальные органы сохраняют приверженность задаче сокращения ненефтяного дефицита до устойчивого уровня посредством ограничения роста расходов. Чтобы повысить доверие к этим планам, официальным органам следует: продолжить работу по сокращению применения режимов льготного налогообложения; расширять налоговую базу ненефтяного сектора (в том числе посредством сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов в специальных экономических зонах); рассмотреть вопрос о пересмотре ставок некоторых налогов. Кроме того, чрезвычайно важно совершенствовать бюджетное планирование, повышая прозрачность операций АО "Самрук-Казына". В этой связи следует приветствовать принятые недавно поправки в законодательство с целью разделения коммерческой функции АО "Самрук-Казына" как организации, осуществляющей управление государственными активами, и его роли как учреждения по реализации государственных программ, указано в отчете миссии МВФ.

Главной долгосрочной целью остается сокращение зависимости экономики от нефти. С этой целью официальные органы разрабатывают планы по диверсификации экономики с использованием части нефтяных доходов для инвестирования в ненефтяной сектор и в развитие инфраструктуры, в том числе, возможно, посредством частного и государственного партнерства (ГЧП). Такое партнерство может сыграть важную роль в усилении диверсификации, однако весьма важно обеспечить прозрачность контрактов с целью контроля за условными обязательствами. При этом выбранные проекты должны иметь высокую рентабельность, соответствовать задачам обеспечения устойчивости бюджета, а также макроэкономическому потенциалу и возможностям их реализации. Для успешной диверсификации также необходимо продолжить работу по улучшению деловой среды, сказано в заключении отчета.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?