29.07.2009, 14:25 804

Об итогах социально-экономического развития Алматы за январь - июнь 2009 года

Отчет акима Алматы Ахметжана Есимова перед депутатами XX сессии городского маслихата IV созыва.

Отчет акима Алматы Ахметжана Есимова перед депутатами XX сессии городского маслихата IV созыва

Благодаря антикризисным мерам, реализации новой стратегии занятости, инициированной главой государства, удалось избежать тяжелых проявлений кризиса и приступить к созданию условий для дальнейшего посткризисного развития.

Государством определены антикризисные меры и действия, которые подкреплены конкретными финансовыми ресурсами в общей сумме $19 млрд.

В Алматы разработаны городская программа стабилизации социально-экономического развития на 2009 - 2010 годы и Стратегия обеспечения занятости - "Дорожная карта".

Коротко о реализации антикризисных мер за I полугодие 2009 года.

В рамках данных программ первостепенное внимание уделяется: получению максимального эффекта от реализации инвестиционных проектов; решению проблем на рынке недвижимости; поддержке малого и среднего бизнеса; индустриально-инновационному и инфраструктурному развитию города; социальной защите населения, в первую очередь через поддержание занятости и создание новых рабочих мест.

Отличительной особенностью антикризисной программы является то, что в ней предусмотрены конкретные ключевые индикаторы результативности.

В течение 2009 года от реализации бюджетных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и местного бюджета на общую сумму порядка 103 млрд тенге, ожидается создание около 15 тыс. рабочих мест и поступление в бюджет в виде налогов около 11,6 млрд тенге. При этом доля казахстанского содержания составит порядка 84%.

Фактически по итогам 6 месяцев 2009 года: освоено 41 млрд тенге (почти 40% задания); обеспечено работой 13 тыс. человек (это 87% задания); уплачено налогов на сумму 1 млрд тенге; обеспечено казахстанское содержание в привлечении рабочей силы - на 100%, в использовании материалов, сырья и оборудования - на 75 - 80%.

По показателям освоения средств, созданию рабочих мест и казахстанскому содержанию результаты достаточно ощутимы. По сбору налогов они значительно ниже.

Недавно на заседании комиссии по контролю за эффективным использованием бюджетных средств, созданной по поручению главы государства, был подробно рассмотрен ход реализации антикризисной программы и, в частности, вопрос полноты уплаты налогов.

В настоящее время установлена единая форма отчетности для мониторинга реализации инвестиционных проектов в разрезе подрядных (включая субподрядные) организаций.

Подписываются меморандумы между администраторами бюджетных программ и победителями тендеров. Данные меры позволят сделать прозрачным процесс налогообложения и обеспечить полноту их сбора.

В рамках антикризисной программы осуществляется:

1. Поддержка участников долевого строительства жилья.

Данная работа началась еще в прошлом году и сегодня она дает ощутимые результаты.

По состоянию на 1 июля 2009 года в городе имеется 54 жилых комплекса с числом дольщиков 11 335 человек.

За прошедшие полгода построено пять жилых комплексов и решены проблемы 1190 дольщиков, в том числе "Алтын Орда", "Виктория", "Театральный", "Бухар Жирау Тауэре", "Самал де люкс", жилые дома по проспекту Аль-Фараби и Маркова и по улицам Калдаякова и Богенбай батыра.

Произведено расселение 7 дольщиков в ранее достроенный комплекс "Науаи-1". По жилому комплексу "Ландмарк эстэйт девелопмент" застройщик произвел возврат средств 145 дольщикам.

Кроме того, с корпорацией "Куат" была проведена тщательная сверка данных по дольщикам, в результате чего число их сократилось на 219 человек.

По схеме "Правительство - акимат - застройщик" за счет 10 млрд тенге, выделенных из резерва правительства, ведется строительство трех жилых комплексов с общим числом дольщиков 607 человек.

Во втором полугодии будут решены проблемы еще 3558 дольщиков. Таким образом, в текущем году получат квартиры в общей сложности 4748 человек. То есть будут решены проблемы порядка 50% всех дольщиков, нуждающихся в государственной поддержке.

2. Реализация Государственной жилищной программы.

На 2009 год на строительство ипотечного жилья предусмотрены средства в сумме 5 млрд тенге. За I полугодие от реализованных квартир в доход бюджета поступили 1065 млн тенге.

По состоянию на 1 июля 2009 года введено: 337 ипотечных квартир (32% от годового плана); 200 квартир муниципального жилого фонда, в том числе арендного (78%); 169 квартир для участников программы "100 школ, 100 больниц" (100%).

3. Решение проблем ипотечников.

Ипотечные займы рефинансируются по ставке 9% для работников бюджетной сферы и по ставке 11% для остальных категорий заемщиков.

В соответствии с критериями антикризисной программы поддержка оказывается ипотечникам, имеющим займы на жилье не более 120 квадратных метров при условии отсутствия другого жилья.

На сегодняшний день по городу Алматы банками рефинансированы ипотечные займы 3280 заемщиков, фактически освоено 26,3 млрд тенге, что составляет 21% от всех средств, выделенных фондом "Самрук-Казына" на данные цели.

Учитывая, что по городу Алматы имеется значительная потребность в средствах на рефинансирование, а также то, что не все банки выполняют свои обязательства, акиматом города инициирован вопрос перераспределения средств между банками. Сейчас срок реализации программы продлен до 1 октября, а прием заявок от заемщиков - до 1 августа текущего года.

4. Поддержка малого и среднего бизнеса.

Реализуется Стабилизационная программа финансирования предпринимательства. Фондом "Самрук-Казына" размещено в банках второго уровня 127 млрд тенге на кредитование субъектов малого бизнеса под годовую ставку не выше 12,5%.

По городу Алматы по двум траншам освоено 35 млрд тенге. По третьему траншу выделено 46,6 млрд тенге, освоено 33 млрд тенге. По трем траншам профинансировано более тысячи проектов, что составляет половину от всех проектов по стране.

Потребность в кредитовании по городу Алматы превышает объем выделенных средств. Поэтому акиматом города был инициирован в правительстве вопрос перераспределения средств из тех областей, где они не осваиваются.

Проводится работа по снижению административных барьеров. Сокращены сроки и упрощены процедуры регистрации собственности и предприятий. На сегодня сроки рассмотрения заявлений от субъектов малого предпринимательства на выдачу архитектурно-планировочного задания не превышают 3-х дней, а выдача заключений по проекту осуществляется в течение 10 дней.

Вводится также единый классификатор целевого назначения земель, который позволяет упростить для предпринимателей процедуру изменения целевого назначения участков. Данный классификатор вводится впервые в республике и не имеет аналога на постсоветском пространстве.

Кроме того, проводится работа по привлечению предприятий города к участию в тендерах, проводимых национальными компаниями. По их результатам городские предприятия заключили контракты на общую сумму 180 млрд тенге.

Активизирована деятельность делового совета в части устранения административных барьеров.

5. Индустриально-инновационное развитие города.

В своем выступлении на 12-м съезде партии "Нур Отан" глава государства сказал: "Мы начинаем пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития".

Для разработки карты индустриализации Казахстана акиматом города Алматы сформирован портфель (перечень) из 188 проектов, стоимость которых оценивается на сумму 1579 млрд тенге.

Из них 10 проектов относятся к индустриально-инновационным. В их числе проект развития Парка информационных технологий "Алатау", проекты создания продовольственно-логистического центра "ГЕГА", развития курортной зоны "Медеу - Шымбулак", а также проекты по производству продуктов питания.

В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между фондом "Самрук-Казына" и акиматом города Алматы начата реализация проектов энергетического и газового обеспечения Парка информационных технологий.

Главой государства на съезде партии были определены приоритеты посткризисного экономического развития Казахстана.

В числе важнейших направлений было указано на необходимость интенсивного развития агропромышленного сектора и переработки сельскохозяйственной продукции.

В Алматы намечается активная работа в этой сфере. Подписаны документы с акиматом области и начата реализация проекта по созданию продовольственного пояса города.

Вокруг Алматы предлагается к реализации 24 проекта на сумму 47 млрд тенге. На сегодня с участием инвестиционных компаний "КазАгроФинанс", "Аграрная кредитная корпорация", Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства профинансировано 8 проектов на сумму 3,3 млрд тенге. В их числе проекты по откорму КРС, производству экологически чистой продукции, строительству молочной фермы, овощехранилища, посадки сада и т. д.

6. Социальная защита населения, в первую очередь через поддержание занятости и создание новых рабочих мест.

Из-за снижения деловой активности растет безработица. В службах занятости зарегистрировано 6812 безработных граждан, что в 2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В мартовском Послании главы государства народу Казахстана была озвучена новая стратегия занятости, инструментом реализации которой стала "дорожная карта".

Город Алматы - это регион с развитым строительным сектором, который наиболее пострадал от снижения инвестиционной деятельности. Поэтому "дорожная карта" - это эффективное средство поддержания активности, в первую очередь, в секторе строительства.

"Дорожная карта" направлена на организацию работ по приведению в порядок объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры, дорог, озеленение и поддержание чистоты в городе. Таким образом, с одной стороны, поддерживается занятость, с другой стороны - обеспечивается комплексное развитие города.

В рамках дорожной карты предусмотрено реализовать 397 проектов, на которые выделяется 22,9 млрд тенге. Должно быть создано 20 тыс. рабочих мест.

На сегодня проведены конкурсы по 396 проектам, 1 проект из-за отсутствия необходимой документации будет заменен. По 381 проекту работы начаты, оставшиеся готовятся к реализации.

Фактически освоено около 7 млрд тенге, создано 18,4 тыс. рабочих мест, что составляет 92% от годового плана.

Другим направлением "дорожной карты" является работа по созданию социальных рабочих мест, молодежной практике и переподготовке кадров. Должно быть создано: 6254 социальных рабочих места; трудоустроено 4428 выпускников учебных заведений; переподготовлено по востребованным специальностям 6278 человек.

Все эти меры также активно реализуются и направлены на поддержание и создание рабочих мест.

По социальным местам на сегодня заключено 360 договоров на создание 892 социальных рабочих мест.

Из республиканского бюджета на создание социальных рабочих мест выделяется 561,6 млн тенге. Из бюджета на одного работающего выделяется 15 тыс. тенге в месяц сроком на полгода. Софинансирование предприятий осуществляется исходя из их возможностей.

В целях организации молодежной практики с предприятиями города заключено 117 договоров. На работу направлен 341 человек.

Из Республиканского бюджета на молодежную практику выделяется 398,4 млн тенге.

В рамках "дорожной карты" также определено 13 учебных заведений, в которых осуществляется переподготовка кадров. В настоящее время проводится работа по заключению с ними договоров на переобучение. На сегодня направлено 1109 человек. Из республиканского бюджета, согласно плану, выделяется 658,5 млн тенге.

О развитии отдельных отраслей экономики города в рамках принимаемых антикризисных мер

Образование

На развитие объектов и системы образования в текущем году направлено 35,5 млрд тенге с ростом к 2008 году на 10,6%.

За счет государственных средств ведется строительство 2-х школ в микрорайонах "Улжан", "Айгерим" и одной пристройки в "Жулдызе", 5 детских садов.

Все школы и профтехшколы оснащены компьютерной техникой. По Алматы на 1 компьютер приходится 16 учащихся. Действуют мультимедийные кабинеты и виртуальные лаборатории.

Об уровне качества образования свидетельствуют результаты единого национального тестирования. В 2009 году средний балл по городу составил 75,7, что выше аналогичного показателя по республике.

Во всех школах было организовано бесплатное горячее питание для учащихся 1 - 4 классов.

Здравоохранение

На развитие сферы здравоохранения в 2009 году выделено 33,4 млрд тенге, что на 12% больше, чем в предыдущем году.

Ведется строительство перинатального центра, межрайонного противотуберкулезного диспансера, двух городских многопрофильных больниц и 2-х поликлиник в микрорайоне "Шанырак-2" и "Кокжиек". В текущем году завершится строительство больницы скорой неотложной помощи.

В рамках "дорожной карты" проводится капитальный ремонт 21 объекта на общую сумму 855 млрд тенге. На сейсмоусиление городских больниц выделено из республиканского бюджета 1,4 млрд тенге.

Обеспечен достаточно высокий уровень доступности медицинских услуг. Организованы профилактические осмотры населения города по ряду заболеваний. На 25% выросло число больных, получивших бесплатное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне.

Уровень оснащенности медицинских организаций постоянно растет, что сказывается на улучшении основных параметров состояния здоровья населения:

- рождаемость населения возросла на 10,3%;

- естественный прирост населения возрос на 25%;

- снижена заболеваемость населения туберкулезом на 11%;

- смертность снизилась на 11,3%, в том числе от болезней кровообращения - на 20%; от травм и отравлений - на 28%; от туберкулеза - на 14%.

Энергетика и водообеспечение

В текущем году проводится масштабная ремонтная компания энергетических объектов.

На развитие энергетики из государственных средств направлено около 22,4 млрд тенге, при этом консолидированный бюджет предприятий энергокомплекса Алматы составит порядка 71 млрд тенге.

Завершена реконструкция подстанции "ГШО" и "Пригородная" для электроснабжения Алатауского района.

Ведутся работы по реконструкции ПС "Топливная", ТЭЦ -1, будет отремонтировано порядка 24 километров тепловых сетей, в том числе в рамках "дорожной карты" - 7,4 километра. Для улучшения подачи электричества по городу проводится аварийно-восстановительный ремонт 56,7 километра электросетей. Обеспечивается газификация микрорайонов индивидуальной застройки.

Продолжается строительство соединительной тепломагистрали ТЭЦ-1 - ТЭЦ-2, на что в текущем году из республиканского бюджета выделено 5 млрд тенге.

С целью рационального использования электрической энергии в жилищно-коммунальном секторе города Алматы вводится раздельный учет потребления энергии по принципу "день - ночь".

Проводится работа по пересмотру технологических режимов, что позволит сократить энергопотребление в часы "пиковых" нагрузок и максимально загрузить энергоемкие процессы в ночное время.

Транспорт

В первом полугодии построены две транспортные развязки по улицам Аль-Фараби - Жарокова и Толе би - Саина, ведется строительство Восточной объездной дороги. На развитие транспортной инфраструктуры направляются средства в объеме 55 млрд тенге.

В следующем году в городе будет введено в эксплуатацию метро, в текущем году на данные цели дополнительно выделено 14 млрд тенге.

Значительное внимание уделяется развитию наземного электрического транспорта. С привлечением займа Европейского банка реконструкции и развития в размере $10 млн реализуется проект развития электротранспорта в городе Алматы. Данный проект включает три основных компонента: замену контактных кабелей, тяговых подстанций и обновление подвижного состава.

Работа по замене контактных сетей будет завершена в 2010 году. В текущем году планируется заменить 10 тяговых подстанций и закупить 200 - 300 троллейбусов, что заметно повысит эффективность работы электротранспорта.

Кроме того, совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком прорабатывается вопрос реализации проекта по созданию парковочной системы в городе Алматы на принципах государственно-частного партнерства.

Разработан проект стратегии создания парковок. В стадии согласования находится техническое задание на проведение исследований. На данные цели городу планируется выделить грант в размере $500 тыс.

Экология

Одним из важнейших приоритетов в нашей работе является решение вопросов, связанных с экологической ситуацией в городе.

Реализуется Комплексная программа улучшения качества атмосферного воздуха, в которой предусмотрено достижение конкретных индикаторов улучшения воздушного бассейна. Это показатели снижения к 2020 году объемов выбросов вредных веществ на 70%; доведения индекса загрязнения атмосферы с 13,9 до 6.

Осуществляется ежедневный контроль норм токсичности и дымности выхлопных газов автотранспортных средств при въезде в город. Всего с января текущего года по 31 мая при проведении контроля на нарушителей наложено штрафов на сумму 37 млн тенге.

С прошлого года налажена реализация биоэтанола, доля которого сейчас составляет в наиболее ходовом бензине А-92 13 - 15%. Реализация этого экологически чистого вида топлива будет в дальнейшем наращиваться.

Активно ведется пропаганда через СМИ введения стандартов "Евро-2". 28 мая состоялся круглый стол по рассмотрению проекта перевода автотранспорта на использование газа.

Кроме того, принятый технический регламент предусматривает переход на стандарты ЕВРО с 2009 года для ввозимого автотранспорта и с 2010 года - по топливу для автомобилей.

В текущем году начата организация муниципального парка, который поможет создать конкуренцию частным перевозчикам, улучшить сервис и обслуживание пассажиров.

Автобусы муниципального парка будут работать исключительно на природном газе, что улучшит экологическую обстановку в городе. Сейчас с инвесторами прорабатывается вопрос закупки 200 автобусов, работающих на газовом топливе.

Развитие Алатауского района

В 2008 году в городе Алматы создан новый Алатауский район, в котором проживает 150 тыс. человек.

В целом на развитие района из бюджета города направлено 5,2 млрд тенге. В районе созданы необходимые структуры по оказанию государственных услуг, активизирована работа комитета местного самоуправления. Ведутся работы по строительству двух детских садов и школы. До конца года будет построено 17 километров дорог.

В целях обеспечения качественного энергоснабжения района реконструированы 2 подстанции, что позволило увеличить их мощность в 2 раза.

В районе активно создаются места для отдыха жителей района - высаживаются цветники, парки и скверы.

На сегодня обследовано более 4,5 тыс. домостроений, из которых более одной тысячи узаконено, 2 тыс. рассматриваются на предмет узаконения.

Для людей, пострадавших от наводнения, за счет средств бюджета построен микрорайон "Саялы". Всего обеспечивается строительство свыше 60 домов площадью 25 квадратных метров каждый. Данное жилье предоставляется на условиях аренды с дальнейшим выкупом в течение 7 лет.

Об основных показателях и тенденциях в развитии города Алматы

По отдельным отраслям и сферам экономики наметилось некоторое оживление. Индекс физического объема промышленности в июне по отношению к маю вырос на 5,2%, что позволило незначительно сократить спад.

Наметился также рост в производстве тектильных товаров на 22% за счет увеличения выпуска трикотажных изделий, одежды, материалов нетканых.

В инвестиционной деятельности пока наблюдается спад, однако в июне зафиксирован рост инвестиций в основной капитал относительно мая на 71,6%.

В жилищном строительстве отмечаются положительные тенденции роста, чему способствуют принимаемые меры государственной поддержки банковского сектора, строительного комплекса и участников долевого строительства жилья.

С начала года введено 450 тыс. квадратных метров жилья с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 22,4%.

Средние цены 1 квадратного метра нового жилья в Алматы с начала 2008 года снизились на 23,7%, квартиры на вторичном рынке стали дешевле на 39,9%.

В сфере малого и среднего бизнеса по отдельным параметрам развития также зафиксирован рост. Так, численность занятых предпринимательством по сравнению с началом года выросла на 14 тыс. человек и сегодня составляет 254,9 тыс. человек. Число зарегистрированных субъектов малого бизнеса увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,8%.

За 5 месяцев сумма выданных кредитов сфере малого и среднего бизнеса составила 262 млрд тенге, что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. За май малый бизнес прокредитован в объеме 86 млрд тенге, что может служить фактором позитивных ожиданий преодоления спада в производстве товаров работ и услуг в данной сфере деятельности.

В целом в банковской деятельности также наблюдается оживление. В мае было выдано кредитов на сумму 292 млрд тенге, и это позволило приостановить дальнейший спад объемов кредитования реального сектора экономики (темп роста по итогам января - апреля и января - мая составил 95,2%).

Под пристальным вниманием находятся инфляционные процессы. Благодаря работе, проводимой с производителями и торговыми организациями, индекс потребительских цен сложился на уровне 104,6%, что почти на 2% меньше аналогичного периода прошлого года.

Темпы роста цен на продовольственные товары в этом году были еще ниже - 103,2% против 109% в прошлом году, что очень важно для поддержания покупательской способности населения и обеспечения продовольственной безопасности.

Непродовольственные товары подорожали на 7,2%.

Тарифы на платные услуги выросли на 4,1% против 5,6% в январе - июне прошлого года.

По группе продовольственных товаров прослеживается снижение цен на муку - на 7,4%, масло подсолнечное - на 39,3%, масло и жиры - на 20,9%. Бензин подешевел на 13,1%.

Следует отметить достаточно эффективную проводимую работу по сбору налогов и платежей в консолидированный бюджет города. За шесть месяцев в государственный бюджет собрано 287 млрд тенге, прогноз перевыполнен на 6%. При этом в республиканский бюджет собрано 214 млрд тенге (перевыполнение составило 8%), в местный бюджет - 73 млрд тенге, что соответствует прогнозу.

Свои обязательства перед республиканским бюджетом город выполняет своевременно и в запланированных объемах.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?