19.06.2007, 11:35 403

Обзор мирового рынка цинка на 18 июня 2007 года


АЛМАТЫ. 19 июня. Kazakhstan Today. На мировом рынке цинка начался цикл попеременных колебаний котировок (боковой тренд). Средняя цена наличного металла на Лондонской бирже металлов (LME) за май составляла $3830, за прошедшие дни июня - $3702, а 18 июня цена наличного цинка поднялась до $3770 за тонну. Запасы цинка на складах, которые отслеживает LME, продолжают сокращаться и за прошедший месяц снизились с 82 до 74 тыс. тонн.

Причины последних колебаний цен связаны с действием различных факторов. Свою роль сыграли введенные на LME новые правила торговли, направленные на сокращение спекуляций, приводящих к резким ценовым скачкам. В соответствии с ними считаются одним целым позиции одного клиента, распределенные по нескольким брокерам. В целом же у многих биржевых игроков сейчас наблюдается «медвежье» настроение, и они полагают, что цены на цветные металлы будут снижаться.

Международная группа по изучению рынков свинца и цинка International Lead and Zink study Group (ILZSG) из Лондона дала прогноз мирового производства и потребления цинка в 2007 году. Мировое потребление цинка, по оценкам группы, ожидается на уровне 11,45 млн тонн, что на 4% выше значения за 2006 год. Основное увеличение потребления будет в Азии. Рост спроса в Китае ожидается на уровне 8,4%, в основном из-за дальнейшего расширения мощностей по производству оцинкованного листа. Заметный рост ожидается также в Индии, Японии, Корее, Тайване. Рост добычи цинковых руд в основном произойдет в Австралии, Боливии, Канаде, Китае, Казахстане, Перу, России и США. Мировое производство рафинированного цинка ожидается на уровне 11,4 млн тонн, что означает рост на 6,9% по отношению к 2006 году. Заметный рост производства рафинированного цинка ожидается в Австралии, Бельгии, Германии, Мексике, Польше, России, Испании.

Согласно приведенным оценкам, а также прогнозу пекинского агентства Antaike, избыток цинка на китайском рынке составит к концу нынешнего года около 200 тыс. тонн. Но сейчас наблюдается его избыток в объеме около 120 тонн, который сформировался из-за роста производства на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Производство цинка в Китае, по прогнозу ILZSG, вырастет на 14,7%. Учитывая данные китайской таможенной службы, ILZSG приходит к выводу, что экспорт цинка из Китая в этом году превысит 450 тыс. тонн. Напомним, что в 2006 году Китай произвел 3,15 млн тонн цинка. За январь - май 2007 года производство цинка в Китае увеличилось на 22%, или до 1,49 млн тонн. В 2007 году производство цинка в Китае может достичь 3,81 млн тонн, что явится очередным китайским рекордом. Пока никаких особых признаков замедления роста производства не наблюдается.

Однако в Китае не хватает цинковых концентратов. Согласно официальным цифрам, за первые пять месяцев в стране было произведено 885 тыс. тонн цинкового концентрата, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее эти цифры не вызывают большого доверия и, возможно, занижены, поскольку не учитывают большого количества мелких добывающих предприятий. Более того, импорт цинковых концентратов в страну вырос за первые пять месяцев до 533 тыс. тонн концентрата, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2006 года.

Для преодоления дефицита сырья в Китае планируется расширение собственной рудной базы. Сообщается, что к разработке крупного месторождения цинковых руд в провинции Хунань будет привлечена южнокорейская госкомпания Korea Resources. Однако геологоразведочные работы и ТЭО должны быть выполнены в течение 3 лет, далее начнутся работы по сооружению рудника. Ежегодная производительность нового рудника составит 20 тыс. тонн цинка в руде.

В этом году растет экспорт цинка из Китая. Несмотря на то что китайское правительство приняло решение о вводе 5-процентной пошлины на экспорт высокочистого рафинированного цинка с 1 ноября прошлого года и увеличении до 10% пошлины на цинк чистотой менее 99,99% с 1 июня текущего года, Китай остается экспортером. По данным Reuters, за январь - апрель экспорт рафинированного цинка из Китая увеличился более чем вдвое и достиг 166 тыс. тонн. А вот импорт снизился на 44%, или до 46 тыс. тонн. В результате в поставках цинка на внутренний рынок Китая уже наблюдается избыток.

Опубликованы данные о росте промышленного производства в Китае в мае на 18,1% против ожидаемых 16,9%. К тому же все более распухающий спекулятивный рынок ценных бумаг этой страны наряду с нарастающим инфляционным давлением (данные по инфляции за май в Китае показали 3,4%) и перегревом экономики заставляет игроков поверить в неотвратимость дальнейших мер, предпринимаемых китайским правительством в своей экономической политике.

По оценке International Lead and Zink study Group, в 2008 году спрос на цинк в России может увеличиться на 4%. Такие темпы роста сравнимы с темпами роста потребления цинка в Юго-Восточной Азии. Нельзя исключать, что спрос на цинк может к 2012 году достигнуть 500 тыс. тонн. Если российские предприятия не смогут покрыть потребности внутреннего рынка в цинке, недостаток пополнят поставки из Казахстана.

Казахстанское сырье уже используется в России. Напомним, что в 2006 году Челябинский цинковый завод получил полный контроль над компанией Nova-zinc, которая занимается добычей и обогащением свинцово-цинковых руд месторождения Акжал в Казахстане. Компания Nova-zinc создана в 1997 году в форме казахстанско-швейцарского СП для разработки полиметаллических руд месторождения Акжал. В 2006 году Nova-zinc добыла 1,23 млн тонн руды, что на 6,4% больше, чем в 2005 году. В 2006 году здесь было произведено 32,4 тыс. тонн цинка в концентрате, что на 22,5% больше, чем в 2005 году (26,5 тыс. тонн). Сейчас все цинковые концентраты с Акжальского ГОКа поступают в Челябинск. Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) объявил также, что договорился о покупке британского производителя цинковых сплавов Brock Metal. Сделку планируется закрыть до конца июня. Покупка Brock Metal даст ЧЦЗ возможность повысить рентабельность за счет увеличения производства продукции с большей добавленной стоимостью. Челябинское предприятие планирует полностью закрывать потребности Brock Metal в сырье.

Компания «Казцинк» практически весь выпускаемый металл экспортирует в Китай и Европу. За январь - апрель 2007 года в Казахстане произведено 125,4 тыс. тонн необработанного цинка, что на 1,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Крупнейшими в мире производителями цинка сейчас являются швейцарская компания Xtrata (660 тыс. тонн), австралийская Zinitex (636), швейцарская Glencore (482), корейская Korea Zinc (473), индийская HZL (430), китайская компания Huludao Zinc (300 тыс. тонн).

Говоря о глобальных факторах, действующих на мировом рынке цинка, необходимо отметить следующее замечание Man Financial: «Ирония заключается в том, что как только с другого берега Атлантики мы получаем позитивные новости, тут же приходит негатив из Китая, заставляющий беспокоиться о перспективах рынка». Напомним, что Man Financial является крупнейшим в мире независимым фьючерсным брокером, имеет офисы и представительства в Нью-Йорке, Чикаго, Канзас-Сити, Лондоне, Париже, Сингапуре, Тайбэе, Сиднее и Брисбене. Клиентская база Man Financial - это и крупнейшие банки, фонды и управляющие компании, и индивидуальные клиенты.

Говоря о ближайших перспективах мирового рынка цинка, нужно учесть, что взгляды многих рыночных аналитиков и наблюдателей за последний месяц принципиально не изменились. Хотя и появилось немало противоречий. Так, некоторые трейдеры считают, что создавшийся на рынке Китая избыток рафинированного цинка приведет к дальнейшему увеличению китайского экспорта этого металла в ближайшие месяцы, поскольку арбитражный коридор практически сделал этот экспорт прибыльным. А это приведет к снижению цен. Но в то же время растет и потребление цинка во всем мире. Пока же брокерская компания Man Financial снизила уровень ценового сопротивления (resistance) для цинка с $4300 до $3830 за тонну, а уровень ценовой поддержки (support) - с $3870 до $3600 за тонну.

Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?