29.09.2014, 16:02 5994

Проблему нехватки ГСМ в Казахстане может решить только повышение цен

Других путей, помимо повышения цен на ГСМ в стране, мы (аналитики Halyk Finance) пока не видим.

Астана. 29 сентября. Kazakhstan Today - Проблему с периодической нехваткой ГСМ в Казахстане можно решить путем повышения цен на топливо и перехода на рыночные условия работы в этой сфере.

Об этом агентству Trend в телефонном интервью сообщила старший аналитик Halyk Finance Мариям Жумадил, передает Kazakhstan Today.

"Других путей, помимо повышения цен на ГСМ в стране, мы (аналитики Halyk Finance) пока не видим", - сказала М. Жумадил Trend по телефону.

Повышение цен необходимо как для покрытия существующего дефицита, так и для привлечения инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающего сектора внутри страны.

"Небольшое повышение было. Правительство пошло на это в августе. Но этого уровня явно недостаточно", - сказала М. Жумадил.

На сегодняшний день цены на топливо у стран-экспортеров по-прежнему превышают регулируемые внутренние цены в Казахстане. Поэтому для импортеров топлива закупка его в других странах становится убыточной.

При этом казахстанские НПЗ, которые остались еще с советских времен, не покрывают всех потребностей внутреннего рынка. Выход продукта на этих заводах ниже, чем в других странах, где более новые мощности. Решить проблему дефицита ГСМ в Казахстане могла бы их реконструкция или строительство нового НПЗ.

"Реконструкция имеющихся заводов и строительство нового НПЗ положительно скажутся на повышении выхода топлива и нефтрепродуктов и снижении себестоимости продукта", - сказала аналитик Halyk Finance.

Однако реконструкция и строительство НПЗ, по ее словам, опять же требуют повышения цен на ГСМ, так как при существующем порядке контроля цен инвесторам и собственникам заводов невыгодно вкладываться в их модернизацию.

"Для собственников заводов должны быть какие-то гарантии того, какая будет цена в будущем, чтобы инвестировать. В стране существуют такие механизмы для генерирующих компаний, то есть если компания проводит какую-то инвестиционную программу, то она получает определенный тариф, который обеспечивает возврат на инвестированный капитал. Если подобный механизм будет применяться (в нефтеперерабатывающем секторе), то у инвесторов и собственников НПЗ будет больше уверенности в прогнозировании доходности на капитал, будет меньше неопределенности, и соответственно они будут более охотно вкладывать в новые проекты", - сказала М. Жумадил.

В Казахстане действуют три крупных НПЗ (Павлодарский - на севере, Шымкентский - на юге и Атырауский - на западе) общей мощностью переработки 13 миллионов тонн нефти в год. Примерно треть потребляемого в Казахстане объема горюче-смазочных материалов традиционно импортируется из России.

Однако, как сообщил на прошлой неделе вице-министр энергетики Казахстана Узакбай Карабалин, в результате аварии на российском Ачинском НПЗ, проводимого планового ремонта на некоторых других российских НПЗ и поставках топлива в Крым, в самой России сложилась непростая ситуация с ГСМ.

"В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только может выходить на рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе, в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам", - сказал Карабалин на брифинге.

В результате Россия не может осуществлять поставки топлива в Казахстан в прежнем объеме. Поэтому, чтобы покрыть образовавшийся дефицит нефтепродуктов на рынке, Казахстан обсуждает возможность поставок ГСМ с компанией SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) и нефтеперерабатывающими заводами Туркменистана.

В то же время, как сообщил Trend высокопоставленный представитель SOCAR, из-за ценовой политики, применяемой в Казахстане в топливной сфере, возможности экспорта нефтепродуктов в эту страну у компании ограничены.

"Достаточно сложно экспортировать что-либо в Казахстан, если у них не изменится ценовая политика", - сказал источник.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?