Счетный комитет выявил финансовые нарушения на 1,5 млрд тенге в деятельности "Самрук-Казына"
Как отметили в ведомстве, целевые индикаторы, поставленные в рамках реализации к 2016 году Программы "Народное IPO", достигнуты не в полной мере. К программе привлечено 47% от планировавшегося к участию количества физических лиц, требуемый ежегодный рост объема капитализации рынка акций Казахстанской фондовой биржи в период с 2011 по 2015 год не наблюдался. Предусмотренное Программой "Народное IPO" привлечение средств от размещенных акций в целях дополнительного финансирования компаний меньше запланированного показателя почти в два раза, передает Kazakhstan Today.
Несмотря на внесение в октябре 2014 года корректировок в целевые индикаторы и пролонгацию сроков реализации Программы "Народное IPO", в июле 2016 года документ был поставлен на утрату. Затраты на услуги консультантов по размещению на фондовом рынке акций компаний АО ФНБ "Самрук-Казына", а также по проведению информационно-разъяснительной кампании в рамках Программы "Народное IPO" в 2011-2015 годах составили 2 210,0 млн тенге. Между тем результаты консультационных услуг не могут быть использованы при реализации следующего этапа мероприятий по размещению акций компаний, входящих в группу Фонда (не ранее 2018 года) вследствие утери актуальности", - проинформировали в пресс-службе.
Также отмечается, что при выделении средств республиканского бюджета по бюджетной программе 049 в размере 93 048,2 млн тенге на пополнение уставного капитала АО "ФНБ "Самрук-Казына" отмечено недостижение прямых и конечных результатов по всем 4 проектам, предусмотренным бюджетной программой: "Строительство вторых путей на участке Алматы - Шу", "Строительство паромного комплекса в порту Курык и эксплуатация универсальных грузопассажирских паромов", "Строительство железнодорожной линии Боржакты - Ерсай", "Создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота". В результате сроки реализации проектов в ходе государственного аудита Счетного комитета были пролонгированы до конца 2017 года.
По данным Счетного комитета, реализация проектов "Строительство железнодорожной линии Боржакты - Ерсай" и "Строительство вторых путей на участке Алматы - Шу", предусмотренная до июня и ноября 2016 года, соответственно, осуществлялась с 2015 года без утвержденной проектной (проектно-сметной) документации на общую сумму 34 400,0 млн тенге. Более двух третей от общего объема работ по реализации проекта "Строительство паромного комплекса в порту Курык и эксплуатация универсальных грузопассажирских паромов" на общую сумму 25 241,5 млн тенге переданы ТОО "Концерн "Найза-Курылыс" субподрядным организациям, что превышает норматив на 4060,2 млн тенге.
При этом для обеспечения исполнения договора о закупках комплексных работ по объекту "Создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" была представлена ненадлежащая банковская гарантия от АО "Capital Bank Kazakhstan" на сумму 1129,5 млн тенге, долгосрочный рейтинг которого ниже предусмотренного допустимого уровня ("В-" по Standard & Poor's), сообщили в пресс-службе.
При отсутствии утвержденной проектной (проектно-сметной) документации выявлены факты систематического внесения АО "НК "Казахстан темир жолы" и АО "Управляющая компания специальной экономической зоны "Хоргос - Восточные ворота" изменений в локальные сметы после оплаты выполненных работ в сторону увеличения (уменьшения) объемов и стоимости работ либо их полного исключения.
Из 95 258,1 млн тенге, охваченных государственным аудитом, выявлены финансовые нарушения на сумму 1 530,6 млн тенге, 1 385,5 млн тенге произведены без достижения итогового результата Программы "Народный IPO", 6 системных недостатков и 16 процедурных нарушений на сумму 86 129,4 млн тенге.
Как проинформировали в пресс-службе, в ходе государственного аудита восстановлено 50,2 млн тенге, в том числе посредством выполнения работ - 34,6 млн тенге, восстановления по учету - 13,9 млн тенге, а также путем перечисления штрафных санкций - 1,7 млн тенге. Материалы государственного аудита в отношении ряда должностных лиц направлены в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений.
Материалы государственного аудита по отдельным фактам будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.