15.05.2013, 14:13 20964

В РК впервые разрабатывается генеральная схема организации территории

Исследование тенденций демографической ситуации за последние 20 лет позволило выявить острые проблемы в расселении населения. С одной стороны наблюдается массовая миграция сельского населения в города. С другой - ложная урбанизация.
Астана. 15 мая. Kazakhstan Today - В Казахстане впервые разрабатывается Генеральная схема организации территории страны, работа над которой должна завершиться в текущем году, передает Kazakhstan Today.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что Генеральная схема организации территории Республики Казахстан разрабатывается с 2010 по 2013 годы в соответствии со Стратегией "Казахстан-2030", Прогнозной схемой, Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития, с расчетным сроком проектирования до 2030 года. В 2010 году разработаны и одобрены Концептуальные подходы к разработке Генеральной схемы. В 2011 году проведен большой объем работ по сбору материалов, анализу и оценке основных направлений развития производительных сил, расселения населения, социальной, инженерно-транспортной и рекреационной инфраструктур, уточнения границ территорий с градостроительными ограничениями и регламентами. В 2012 и текущем году проводятся работы по разработке проектных предложений и проектных решений по всем направлениям организации территории Казахстана. И параллельно идет процесс согласования с государственными органами и акиматами", - сообщил в интервью Kazakhstan Today руководитель астанинского филиала АО "Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры" Министерства регионального развития РК Турлыбек Мусабаев.


Kazakhstan Today: Какова перспектива расселения населения и размещения производственных мощностей в связи с разделением территории республики по экономическому потенциалу на "территориальные" пояса?

Т. Мусабаев: Исследование тенденций демографической ситуации за последние 20 лет позволило выявить острые проблемы в расселении населения. С одной стороны, наблюдается массовая миграция сельского населения в города, с другой - ложная урбанизация, бурный рост численности населения крупных городов, стихийное разрастание прилегающих населенных пунктов.

Выполненный прогноз численности населения Казахстана на 2020 и 2030 годы выявил тенденцию роста численности населения южных и западных регионов страны. Убывание прогнозируется в Северо-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях, несмотря на более благоприятные условия для проживания.

Хотелось бы обратить особое внимание на значительный отток населения из приграничных зон Восточно-Казахстанской области, который может отрицательно повлиять на экономическое развитие территории и национальную безопасность страны.

В то же время бурный рост численности населения ожидается в Мангистауской области, отличающейся экстремальным климатом, острым дефицитом питьевой воды, что может привести к росту социальной напряженности в регионе.

Указанные проблемы требуют выработки решительных мер управления и регулирования миграцией с учетом мест приложения труда и градостроительной политики. В целях реализации данного курса для каждой из природно-климатических зон сельскохозяйственной специализации разработаны перспективные модели расселения сельского населения. Предлагается создание населенных пунктов нового типа - агрогородков.

Формирование агрогородков объединит финансовые и материально-технические средства на основе общих интересов всех представителей агробизнеса на селе. Это в свою очередь будет способствовать градостроительному регулированию развития сельских территорий.

Специализированные животноводческие, растениеводческие или комплексные агрогородки будут размещены в соответствии с экономической специализацией регионов Казахстана. К примеру, агрогородки животноводческого направления будут включать предприятия по переработке мясо-молочной и иной продукции, вырабатываться возобновляемая энергия (биоэнергетика) из отходов агропроизводства. Предлагается создание мясоперерабатывающих комбинатов в регионах перспективной животноводческой специализации: Западном, Южном и Восточном Казахстане.

Kazakhstan Today: В проекте обозначены четыре точки роста: Алматы, Астана, Шымкент и Актобе. Почему из данного списка выпали Атырау и Караганда, а также другие крупные промышленные центры?

Т. Мусабаев: В соответствии с утвержденной в 2011 году Прогнозной схемой территориально-пространственного развития Казахстана до 2020 года была принята концепция поляризованного развития территории Казахстана и определены перспективные районы и точки роста - Алматинская, Астанинская, Шымкентская и Актюбинская агломерации. В данных городах планируется прорывное развитие экономики, которое подтянуло бы не только прилегающие территории, но и на основе мультипликативного эффекта включило бы развитие экономики и других регионов Казахстана.

В 2012 году в рамках государственной программы "Развитие регионов до 2020 года" к уже определенным перспективным агломерациям подключена Актауская агломерация. Эти пять агломераций определены как перспективные долгосрочные центры экономического роста с планированием их интеграции с региональными и мировыми рынками. Кроме того, запланировано, что в состав Астанинской агломерации как сетевой зоны роста планируется вовлечение города Караганды и Щучинско-Боровской курортной зоны. В перспективе в нее войдут города Степногорск, Ерейментау, Акколь, поселок Аршалы и другие населенные пункты Акмолинской области.

Вот эти центры агломерационного роста нашли свое отражение и в генеральной схеме посредством разработки конкретных проектных решений. Причем в развитие практически всех агломераций внесены проектные предложения, которые оптимизируют организацию территории путем принятия градостроительных решений. Развитие крупных промышленных центров - Павлодара, Усть-Каменогорска, а также других областных центров, городов областного и районного значения рассматривается в генеральной схеме как развитие центров локальных систем расселения различного уровня и специализации. Планам их развития также уделяется большое внимание, кроме того, учитываются предложения, переданные нам акиматами областей и городов.

Kazakhstan Today: Как создание Астанинской агломерации может отразиться на обеспечении занятости в столице и прилегающих населенных пунктах?

Т. Мусабаев: Мы все агломерационные центры глубоко проанализировали, в том числе и Астанинскую. Есть общие проблемы для всех центров, существуют и ряд специфичных, о которых можно много говорить. В целом анализ процессов развития крупных городов и возникающих вокруг них агломераций показал, что происходит стремительный стихийный рост самих городов и пригородных населенных пунктов. Процесс сопровождается обострением проблем, связанных с трудовой занятостью прибывающего населения, обеспечением их жильем, объектами социального и культурно-бытового назначения. Разрастание пригородных поселков лишает мегаполисы территорий для создания продовольственного и зеленого пояса, формирования зон рекреации.

Решения связаны с созданием прорывных зон развития экономического потенциала страны и узловых точек формирования перспективной системы расселения населения, градостроительного, экономического, инженерно-транспортного и экологического развития территорий.

С развитием Астанинской агломерации вокруг столицы возникнет кольцо из крупных поселений с общей численностью населения около 200 тыс. человек. Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха от выбросов десятков тысяч печных труб и 3 мощных ТЭЦ необходимо обеспечить регион природным газом.

Для устойчивого развития Астанинской агломерации и создания продовольственного и зеленого поясов предлагается внести изменение в административно территориальное устройство Астанинской агломерации с включением территорий Аршалинского, Шортандинского и Целиноградского районов с подчинением администрации города Астаны.

На сегодняшний момент главным опорным градоформирующим звеном города-центра является строительная деятельность, которая к концу среднесрочной перспективы уменьшит свои объемы. Также отличительная особенность перспективного видения Астанинской агломерационной системы расселения не в проектировании городов-противовесов вокруг столицы, выполняющих ограничительные функции её роста, а в городах-спутниках, поддерживающих успешное функционирование столицы в зоне их влияния.

Для того чтобы обеспечить прирост населения города до 2030 года более чем на 500 тыс. человек, как предусмотрено генпланом города, потребуется создать примерно 200-300 тыс. рабочих мест. Только за счет развития медицинских и образовательных центров и нескольких крупных предприятий данную проблему не решить, тем более что строительный бум, вызванный переносом столицы, не может продолжаться бесконечно и после его прекращения возникнет проблема трудоустройства десятков тысяч человек. Другими факторами, лимитирующими развитие Астаны, являются дефицит водных, тепло и энергоресурсов.

Решение данной проблемы может заключаться в размещении в городе комплекса науко- и трудоемких, не водоемких, экологически безвредных и оптимальных по требованиям логистики предприятий. К таковым можно отнести предприятия ювелирной промышленности, радиоэлектроники, приборостроения, фармацевтической промышленности и др.

Существует проблема низкого уровня индустриального развития. В настоящее время промышленное производство города сконцентрировано преимущественно в выпуске строительных материалов, пищевых продуктов/напитков и машиностроении.

Также есть проблемы демографии и рынка труда, социальной сферы, экологические и инженерно-инфраструктурные, которые требуют комплексного подхода.

Астанинская агломерация позиционирует себя в перспективе как центр с развитыми инновационными и наукоемкими отраслями, кластером биотехнологий, туристским потенциалом и сферы предоставления услуг.

В проектном предложении развития Астанинской агломерации и города Астаны достойное место займет проведение в 2017 году выставки "Экспо-2017" - "Энергия будущего". Определена территория в пределах границ города для размещения объектов комплекса.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?