28.05.2009, 14:20 2282

Интервью генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М. В. Ломоносова, члена экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Алексея Власова информационному агентству "Казахстан Сегодня"

Интервью генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М. В. Ломоносова, члена экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Алексея Власова.
"Казахстан Сегодня": В последнее время на постсоветском пространстве ускорились процессы интеграции. Как Вы думаете, будет ли это интеграцией дифференцированно развивающихся организаций: СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ или примет форму объединенной структуры?

А. Власов: Я не очень верю в интеграцию на уровне всего бывшего Советского Союза, я думаю, что это все-таки будут дифференцированно интеграционные структуры: ЕврАзЭС прежде всего, поскольку это экономическая интеграция, ОДКБ и, возможно, ШОС. Потому что, как мы видим, в странах сохраняется разный уровень - и экономический, и социальный - и разная степень рыночных реформ. Она, допустим, в Беларуси и в Казахстане различная. Я уже не говорю про Кыргызстан и Таджикистан. Поэтому мы пришли к реализации идеи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которую он озвучил в 2006 году: "Давайте, вначале интегрироваться с теми, кто к этому готов. А потом пусть к этому процессу подключаются остальные". И наконец-то мы видим, что все-таки политические элиты пришли к тому, чтобы реализовать эту мысль на практике.

"Казахстан Сегодня": Какие тенденции в этом контексте Вы назвали бы основными на постсоветском пространстве?

А. Власов: Сейчас сложно делать глобальные выводы: все-таки кризис - это не лучшее время для того, чтобы выявлять какие-то системные тренды. Многие факторы, которые влияют на ситуацию сейчас, привходящие. Может быть, если выправится ситуация в экономике, будет все несколько выглядеть по-другому. Но главная тенденция, мне кажется, - к интеграции стали относиться по-другому. Политические элиты стали понимать, наконец, что интеграция - это не игра в какие-то наднациональные структуры, а это действительно реальная возможность минимизировать риски, которые существуют и в экономической, и в социальной сфере, и, кроме того, это интеграции проекты - связанные с введением региональной валюты и Таможенным союзом и так далее. Все это реальная потребность сегодняшнего дня. У Казахстана здесь есть очень хорошие наработки. И главное - психологически политическая элита Казахстана больше готова к интеграционным связям, чем, допустим, другие центральноазиатские государства, и в этом плюс для Астаны.

"Казахстан Сегодня": Судя по заявлениям официальных лиц государств ЕврАзЭС, Таможенный союз будет создан раньше намеченного?

А. Власов: Судя по тому, что было заявлено после последней встречи глав правительств в Астане, в июне месяце планируется принять уже окончательное решение по дате создания Таможенного союза. Предварительно это 1 января 2010 года. Ранее планировалось, что он будет оформлен окончательно с 2011 года, но теперь, видимо, доработки будут идти по ходу, и с 1 января 2010 году будут ликвидированы внутренние таможни, то есть таможенные границы по периметру этого образования: Россия, Казахстан, Беларусь.

"Казахстан Сегодня": С чем, на Ваш взгляд, связано такое ускорение процесса?

А. Власов: Я думаю, что на это отчасти повлиял кризис. Судя по выступлениям премьер-министров Казахстана и России Карима Масимова и Владимира Путина, создание Таможенного союза рассматривается в том числе и как эффективная антикризисная мера, направленная на то, чтобы за счет интеграции минимизировать действия кризисных явлений на экономики трех государств: России, Казахстана и Беларуси. А во-вторых, как я понимаю, ускорился процесс согласования тарифов. Ведь нужно было по разным видам товаров несколько тысяч тарифов согласовать. Потому что по каждому из номенклатуры товаров необходимо было установить единый тариф для трех государств. Видимо, удалось этот процесс на уровне министерств и ведомств ускорить и сейчас, по некоторым данным, между Беларусью и Россией согласовано 90% тарифов, а между Россией и Казахстаном порядка 70%, то есть как раз к началу 2010 года большая часть этих тарифов на уровень консенсуса выйдет.

"Казахстан Сегодня": Какая страна, на Ваш взгляд, может стать следующей для вступления в Таможенный союз?

А. Власов: В Кыргызстане в принципе политическая воля к вступлению в тот же Таможенный союз есть, но нет экономической составляющей. Экономическая ситуация в республике очень тревожная. И, конечно, требуется еще подтянуть и социально-экономический уровень Кыргызстана, для того чтобы его участие в этом проекте стало реальностью, потому что при Акаеве Бишкек вступал во все возможные экономические структуры, и в ВТО вступил, но мы же видим, что ситуация от этого кардинально не улучшилась. Поэтому давайте вначале объединимся в рамках тройственного союза, а потом уже и Таджикистан, и Кыргызстан, возможно, будут включены в этот союз.

А я пока не вижу реально других вариантов, кроме Украины. Но у Украины там проблема политическая, а не экономическая. И хотя Украина не является членом ЕврАзЭС, дело в том, мне кажется, что в подтексте вот этого Таможенного союза апелляция даже не к ЕврАзЭС, а к Единому экономическому пространству (ЕЭП). Я напомню, что это - тот проект, в котором Украина при Кучме участвовала. А уже потом, после оранжевой революции, эта идея была торпедирована. То есть ЕврАзЭС - это как бы инкубатор для выращивания вот этой интеграционной идеи. Но все равно получается так, что у нас была Зона свободной торговли, мы перешли к Таможенному союзу, а дальше все равно следующая ступень - это опять возвращение к идее ЕЭП, а значит, мы должны неизбежно подключать Украину. И об этом говорил представитель украинской стороны на встрече в Астане по выработке Стратегии экономического развития СНГ на 2009 - 2011 годы, если посмотреть на структуру экспорта-импорта Украины, то мы видим, что ниже 50%, но высокая доля, где-то порядка 30 - 40% - это страны СНГ. И он подчеркнул, что все равно они должны выстраивать какие-то более тесные и более эффективные взаимоотношения для того, чтобы вписываться в эту стратегию. Если Россия, Беларусь и Казахстан интегрируются, значит, Украина волей-неволей должна определять свою позицию по отношению к этому формирующемуся экономическому торговому союзу, иначе Украина останется в стороне.

Здесь ключевой вопрос - это отношения с ВТО, потому что это будет проблема номер один. Как Россия и Казахстан будут входить дальше в ВТО - по отдельности или в рамках Таможенного союза, как единая структура?

"Казахстан Сегодня": А такое возможно?

А. Власов: В принципе это возможно, но два года назад казахстанский и российский лидеры говорили о том, что, скорее всего, это будет по отдельности. А по последним заявлениям Масимова и российского вице-премьера Игоря Шувалова опять-таки после астанинской встречи у меня сложилось впечатление, что рассматривается возможность и такого коллективного вхождения. Видимо, этот вопрос пока не решен до конца и возможно, что в процессе дальнейшей работы над проектом к нему еще раз вернутся.

"Казахстан Сегодня": Как уже отмечалось, процессы интеграции на пространстве СНГ ускоряются. Возможно ли в связи с кризисом возвращение к прежним экономическим схемам взаимодействия между странами постсоветского пространства?

А. Власов: Сегодня на международной научно-практической конференции "Перспективы создания Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь)", которая прошла в КазНУ имени аль Фараби в некоторых выступлениях казахстанских экспертов такая идея прослеживалась, то есть это восстановление той производственной цепочки. Называлось это: система распределения народно-хозяйственных связей в рамках единого комплекса советской экономики. Я думаю, что такое пока возможно только на региональном уровне. Допустим, по идее, опять возвращаемся к предложению президента Казахстана Н. Назарбаева, такая система могла бы действовать в Центрально-Азиатском регионе. Но мы знаем, что из-за позиции некоторых стран пока это неосуществимо. В идеале да, но на практике, к сожалению, я думаю, что пока нет.

Узбекистан сейчас демонстрирует явное желание выйти из основных интеграционных многосторонних проектов и работать только на уровне двусторонних отношений. Это политический выбор нынешнего лидера Ислама Каримова. Изменится ли этот тренд в дальнейшем, трудно сказать, потому что политика Узбекистана ситуативная во многом. И может быть, если обстоятельства переменятся, то Узбекистан вернется в те интеграционные проекты, из которых он фактически вышел.

"Казахстан Сегодня": Как, на Ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться экономическое взаимодействие стран единого пространства?

А. Власов: Я думаю, что первый фактор, который это стимулирует, я уже назвал: это кризис. И, допустим, Евразийский банк развития может здесь сыграть роль финансовой подушки безопасности для экономик евразийских государств. А второй момент - процессы экономической глобализации будут идти независимо от кризиса. И здесь один методологический вопрос: или все бывшие советские республики будут идти к глобальной экономике по отдельности, или это будет сопровождаться процессом региональной интеграции. Мировая тенденция - это сочетание глобального и локального. Почему бы не идти по пути создания региональных интеграционных структур и вместе идти дальше в глобальную экономику? Я здесь не вижу противоречий одного с другим.

"Казахстан Сегодня": Что Вы думаете об идее введения региональной валюты?

А. Власов: Пока преждевременно говорить о том, что это проект сегодняшнего дня. Я внимательно читал предложение Н. Назарбаева и разработки ЕврАзЭС, которые есть в этом направлении, но я бы сказал, что это все-таки скорее посткризисная идея. То есть когда будет меняться контур вот этой реальности посткризисной, тогда доллар должен иметь альтернативы в виде региональных валют. Вводить их сейчас в условиях финансовой нестабильности, наверное, преждевременно.



фото: Мурашкин Виталий
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?