30.03.2010, 19:44 1656

Атырауские ветераны войны и труда добиваются присвоения родному городу особого статуса

В. Евстифеев сообщил, что "в годы войны у города, единственного в республике испытавшего на себе налеты фашистской авиации, была особая миссия. Об этом можно судить по хронике лишь 1942 года. В апреле Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Гурьевского морского порта и нефтепровода, соединяющего остров Большой Пешной с главной нефтяной магистралью Гурьев - Орск.

Атырау. 30 марта. Kazakhstan Today - Накануне 65-летней годовщины Победы ветераны войны и труда добиваются присвоения родному городу особого статуса, сообщает корреспондент агентства со ссылкой на труженика тыла, председателя областного общества инвалидов Владимира Евстифеева.

В. Евстифеев сообщил, что "в годы войны у города, единственного в республике испытавшего на себе налеты фашистской авиации, была особая миссия. Об этом можно судить по хронике лишь 1942 года. В апреле Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Гурьевского морского порта и нефтепровода, соединяющего остров Большой Пешной с главной нефтяной магистралью Гурьев - Орск. Порт был перевалочным пунктом для отправки нефтепродуктов и других грузов военного значения, здесь впервые в мире применили способ транспортировки нефтепродуктов по воде в цистернах путем буксировки. Мало кто знает, что во время Сталинградской битвы самолеты, участвовавшие в боевых операциях, для заправки горючим прилетали в Гурьевскую область".

По информации местного краеведа-историка Вячеслава Афанасьева, "целых шесть раз в сентябре 1942 года в небе над Гурьевом появлялись вражеские самолеты, а в октябре того же года фашистский "юнкерс" пытался сбросить бомбу на нефтяные резервуары в поселке Ширина, но снаряд цели не достиг и взорвался, не причинив никакого вреда. Есть несколько исторических документов, которые свидетельствуют о том, что Гурьеву в годы войны власти придавали особое значение: есть постановление по обеспечению противовоздушной обороны, а в августе 1942 года был издан Указ Верховного Совета СССР объявить Гурьевскую область территорией, находящейся в зоне боевых действий".

В. Афанасьев уточнил также, что "с "юнкерсов", которые исчезали при появлении наших истребителей, сбрасывались пропагандистские листовки в районе рыбоконсервного комбината и рабочего поселка Жумыскер, были попытки вывести из строя железнодорожную станцию Карабатано и нефтепровод Гурьев - Орск".

Он сообщил, что "есть свидетельства того, что осенью 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление об увеличении добычи нефти, было пробурено 83 скважины, были открыты новые месторождения Испулай, Кошкар, Жолдыбай, Нормукданак, Бек-Беке и другие. За год, с 1942 по 1943, ежесуточная добыча нефти увеличилась почти в два раза и составила до 4500 тонн. В 1942 году в Гурьев прибыла экспедиция казахского филиала Академии наук СССР для проведения геологоразведочных работ на полуострове Мангышлак, где было обнаружено крупнейшее месторождение урановых руд. В том же году, в июле за 15 дней была проложена железная дорога от станции Гурьев до нефтебазы с двумя наливными эстакадами и тупиком для паровозов для подачи пара на нефтеперерабатывающую станцию. Уже в следующем месяце через Гурьев на фронт отправился поток кавказских нефтепродуктов. А в середине августа для защиты нефтехранилищ и нефтепродуктов в город прибыл 471-й стрелковый артиллерийский дивизион. В городе дислоцировались около десяти эвакогоспиталей, в годы войны сюда перевели военно-пехотное училище, заводы имени Ленина и имени Интернационала из Астрахани, мехзавод и станкостроительный завод из Украины".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?