26.02.2009, 14:34 671

Депутатский запрос

Депутатский запрос Генеральному прокурору: прошу Вас провести проверку ТОО "Сев.Каз.Энергоцентр"

Астана, 25 февраля, Дом Мажилиса. На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Генеральному прокурору Республики Казахстан Масимову К.К. выступил депутат Петр Дмитриенко: "В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаюсь к Вам с настоящим депутатским запросом.

В мой адрес неоднократно обращаются депутаты Петропавловского городского маслихата, а также предприниматели Северо-Казахстанской области о не исполнении ТОО "Сев.Каз.Энергоцентр" (далее - Энергоцентр) Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2004 года №1044 "Об утверждении Правил присоединения дополнительных мощностей и компенсирования затрат для реконструкции и расширения объектов электроэнергетических установок" (далее - Правила).

Мною, 23 февраля 2009 года, в рамках Правительственного часа на тему: "Об основных итогах работы Министерства энергетики и минеральных ресурсов за 2008 год и задачах на 2009 год" был озвучен вопрос о взимании Энергоцентром платы за присоединяемую мощность с субъектов малого предпринимательства Северо-Казахстанской области.

Так, с выходом Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2008 года № 569 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2004 года № 1044" руководство Энергоцентра стало понуждать потребителей к заключению договора о внесении "гарантийного взноса" - "на присоединение дополнительных мощностей", на невозвратной основе. Потребителю поставлены условия: "не заключишь договор о гарантийном взносе, не внесешь деньги, - не подключим".

Необоснованность действий Энергоцентра по понуждению потребителей к выплате "гарантийного взноса" подтверждается следующими доводами.

Юридическим договором на поставку тепловой или электрической энергии является договор купли-продажи (глава 25 ГК РК), а точнее - договор поставки энергии (ст.458, ст.482 - 492 ГК РК), по которому предусмотрено взимание платы с потребителя только за товар или услуги, являющиеся предметом данного договора, т.е. за отпущенную тепловую или электрическую энергию, но не за "присоединение".

В пункте 1.3 "договора на присоединение" энергопередающая организация - ТОО "Петропавловские Тепловые сети" пишет, что "гарантийный взнос является способом обеспечения обязательства по договору". Однако, ни один из законных способов обеспечения обязательств - неустойка, залог удержание имущества, задаток, гарантия и поручительство (глава 18 ГК РК), не имеют ничего общего с "гарантийным взносом" который является невозвратным и, по сути, - дополнительной необоснованной платой потребителя.

Вместе с этим нарушается ряд пунктов вышеуказанных Правил.

Так, согласно пункту 10 размер платы за единицу присоединяемой тепловой или электрической мощности (за 1 Гкал/ч или 1 кВт.) определяется на основе утвержденного Плана развития тепловых и электрических сетей города. Согласно договору на присоединение размер платы составляет 26932000 тенге за 1 Гкал, и, как пишет "энергопередающая организация", - это "предварительный, ориентировочный размер платы". Получается, что на бумаге размер платы ориентировочный, а на деле - предприниматели вынуждены платить деньги реальные и, зачастую, непосильные.

Кроме того, согласно пункту 8 "потребитель энергии обеспечивает компенсирование затрат энергопередающей организации на возвратной основе", однако "гарантийный взнос" является невозвратным, что противоречит данным Правилам.

Таким образом, действия "энергопередающей организации" по взиманию платы за присоединение являются незаконными. Также нарушается пункт 13-1 Правил - по ранее действующим и ранее подключенным объектам Энергоценр требует оплаты "гарантийного взноса" на присоединение. Месяцами не выдаются технические условия на подключение.

Согласно п.1 ст.380 ГК РК "Граждане и юридические лица свободны в заключение договоров. Понуждение к заключению договора не допускаются". Однако своими действиями Энергоцентр нарушает права и свободы потребителей (ст.11.п.1 ГК РК "Монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей не допускается"). Суммы "гарантийного взноса", предъявляемые потребителям Энергоцентром исчисляются миллионами и десятками миллионов тенге, что не укладывается в рамки финансовых результатов предпринимателей малого и среднего бизнеса и противоречат здравому смыслу.

Департаментом Агентства РК по регулированию естественных монополий по СКО была осуществлена проверка Энергоцентра, в результате которой было выписано предписание, в котором указана незаконность предъявляемого потребителям "гарантийного взноса", однако вместо исполнения предписания руководство Энергоцентра обратилось в суд (СМЭС) с доводами - "потребители же добровольно подписывают договоры на присоединение, значит мы ничего не нарушаем". Это метод понуждения и принуждения, используя монопольное превосходство, загоняет потребителей в тупик. С одной стороны - боязнь остаться в зиму без тепла или электроэнергии, с другой стороны, - неверие в то, что кто-нибудь может поставить "монстра - беспредельщика" и рамки действующего законодательства, с третьей стороны - опасение: "если я выступлю против "всемогущего Энергоцентра", то меня вообще не подключат к сетям энергоснабжения".

Можно было бы понять действия Энергоцентра по взиманию платы за присоединение при отсутствии резервов на подключение тепловой и электрической энергии. Мощность ТЭЦ-2 по производству тепловой и электрической энергии используется менее чем на 75%. В текущем году общее потребление тепловой и электрической энергии снижено к соответствующему периоду прошлого года, и при такой обстановке Энергоцентр тормозит развитие предпринимательства в городе и области, пользуясь монопольным превосходством.

На основании изложенного прошу Вас провести проверку ТОО "Сев.Каз.Энергоцентр" в части:

1. заключения договоров тепло и электроснабжения и предшествующих им договоров на присоединение дополнительных мощностей, а также сумм предъявленного и оплаченного "гарантийного взноса";

2. количества принятых заявлений на подключение, не исполненных с 11.06.2008 г. по настоящее время;

3. количества не выданных технических условий на присоединение по заявлениям;

4. сроков предоставления ответов и наличие ответов заявителям.

О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу информировать письменно, в установленные законодательством сроки".

Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК

Стиль и орфография запроса сохранены.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?