12.01.2016, 18:23 10851

КГА внесет требование о прохождении аудита IOSA в законодательство Казахстана

"Мы внесем требования IOSA в национальное законодательство. В законе "Об использовании воздушного пространства" отразим более усиленные требования по безопасности полетов и в подзаконных актах дальше будем его реализовывать".
Астана. 12 января. Kazakhstan Today - Комитет гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК внесет требование о прохождении аудита IOSA в законодательство Казахстана, сообщается на сайте Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен".

Сегодня в НПП "Атамекен" прошло заседание по вопросу внедрения в Казахстане обязательного требования о прохождения аудита IOSA для авиакомпаний. После двухчасовой дискуссии участники заседания пришли к определенному консенсусу. В дискуссии приняли участие представители госорганов, компаний, осуществляющих регулярные внутренние авиаперевозки, а также представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), передает Kazakhstan Today.

Мы внесем требования IOSA в национальное законодательство. В законе "Об использовании воздушного пространства" отразим более усиленные требования по безопасности полетов и в подзаконных актах дальше будем его реализовывать", - отметил председатель Комитета гражданской авиации МИР РК Бекен Сейдахметов.

Сообщается, что переходный период для авиакомпаний, необходимый "для приведения в соответствие с вновь вводимыми стандартами по сертификации (актуализированные требованиям аудита IOSA)" составит 1 год с момента принятия изменений в закон.

По словам Сейдахметова, 404 авиакомпании в мире прошли аудит IOSA - это 95% авиакомпаний, выполняющих перевозки во всем мире.

На эти 95% приходится 40% авиационных происшествий, на оставшиеся 5%, которые не прошли аудит, 60% происшествий. То есть уровень аварийности у перевозчиков, прошедших аудит IOSA, в 2013 году в 2,5 раза ниже", - подчеркнул он.


Глава КГА также добавил, что аудит IOSA не заменяет государственный надзор, а скорее, дополняет его. На данный момент 14 стран мира ввели обязательные требования прохождения аудита IOSA. Среди них - Бразилия, Бахрейн, Чили, Египет, Мадагаскар, Мексика, Коста-Рика, Панама, Сирия, Турция, Ливан и страны Персидского залива.

Мы ставим вопрос о том, что, если уж для Казахстана так важны стандарты IOSA, давайте их внедрим в наше законодательство. (...) $50 тыс. или $5 млн это стоит - оно должно быть законно", - подчеркнул председатель правления авиакомпании "Bek Air" Нурлан Жумасултанов.


При этом он предложил "сделать требования IOSA для авиакомпаний, которые осуществляют внутренние рейсы, рекомендательными".

По данным НПП "Атамекен", авиакомпании "Эйр Астана", "SCAT" и "Qazaq Air" придерживаются мнения о необходимости о соблюдении требовании аудита IOSA для казахстанских авиакомпаний.

Однако, по словам представителя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Миры Туякбаевой, "в 2013 году антимонопольное ведомство сделало вывод, что данная норма приведет к ограничению конкуренции, но тем не менее правила прошли".

Это требование актуально для более крупных авиакомпаний. Учитывая, что для низкобюджетных региональных компаний, которые осуществляют внутренние перевозки по более низкой стоимости, прохождение этого аудита создает определенные сложности, считаем, что, если эти компании уйдут, это приведет к монополизации рынка и увеличению стоимости тарифов", - заключила представитель ведомства.


В свою очередь, председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП РК Булат Наурзалиев считает, что "эти 60 тысяч долларов (необходимые для прохождения аудита IOSA) ни в коем случае не влияют на тарифы". По его словам, эти расходы относятся к "внутренним затратам самой компании, которая должна подготовиться к получению этого сертификата".

Сейчас мы должны прийти к какому-то консенсусу. Мы должны понять, сколько времени нужно, чтобы выполнить эту задачу. Какие ресурсы, какие внутренние изменения в компании нужно провести для того, чтобы повысить ее эффективность. Я думаю, что регулятор в данном случае готов идти на компромисс. Я хочу поратовать за диалог и выработать какой-то переходный период", - отметил заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов.


По информации пресс-службы палаты, при внесении Комитетом гражданской авиации в марте 2015 года в "Атамекен" проекта приказа "Об утверждении правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих перевозок", НПП дала заключение, что для введения требований о наличии сертификата IOSA необходимо актуализировать требования IOSA в виде национальных правил в сфере гражданской авиации или в виде авиационных стандартов в соответствии со статьей 7 закона РК "Об использовании воздушного пространства РК".

Однако рекомендации Национальной палаты не были учтены госорганом. Тогда в августе 2015 года НПП направила письмо в Комитет гражданской авиации МИР РК с просьбой обосновать причины несогласия с замечаниями, указанными в экспертном заключении палаты. В ответ НПП "Атамекен" получила лишь отписку. На этом Национальная палата не остановилась и 16 ноября 2015 года направила письмо в Главную транспортную прокуратуру РК с просьбой проверить законность установления квалификационных требований о наличии сертификата IOSA. Ответ от Главной транспортной прокуратуры пришел 18 декабря 2015 года. В нем была обозначена позиция госоргана о том, что установление авиационных стандартов международных организаций в сфере гражданской авиации, осуществляющей внутренние регулярные перевозки, не противоречит национальному законодательству", - проинформировали в НПП.


Как сообщалось ранее, председатель Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Бекен Сейдахметов рассказал, что дает авиакомпаниям прохождение аудита IOSA. По его словам, IOSA - это программа аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Operational Safety Audit), которая является международно признанной системой оценки эксплуатационного управления и контроля деятельности воздушных перевозчиков.

Стандарт IOSA является первым всемирным стандартом безопасности полетов. Его внедрение позволяет организовать деятельность авиакомпании таким образом, чтобы принятие любых решений в первую очередь учитывало требования безопасности полетов. Стандарт IOSA содержит ряд требований по организации производственного процесса; выполнение данных требований позволяет авиакомпаниям достичь необходимого уровня безопасности полетов и качества", - сказал глава КГА в интервью порталу "Деловой Казахстан".


Сейдахметов также отметил, что соответствие стандарту IOSA является обязательным требованием со стороны многих иностранных компаний при заключении соглашений о перевозке их сотрудников на внутренних и международных рейсах.

Глава комитета напомнил и о требованиях Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана до 2020 года, утвержденной указом президента РК от 13 января 2014 года №725. Согласно данной отраслевой программе, c целью повышения уровня безопасности полетов с 2015 года планируется внедрение прохождения аудита эксплуатационной безопасности (IATA Operational Safety Audit IOSA) для авиакомпаний, выполняющих перевозки пассажиров на регулярных рейсах. Основным направлением авиационной отрасли, сосредоточенным на ужесточение требований по обеспечению безопасности полетов, является поэтапное внедрение Европейских требований до 2020 года.

Говоря о стоимости прохождения аудита, Сейдахметов отметил, что по состоянию на 2015 год стоимость аудита IOSA составляла порядка $55 тыс., которые "оплачивались в аудиторскую организацию". Административный сбор составлял $12 тыс. оплачивался в IATA в качестве администрирования аудита и развития стандарта IOSA.

Таким образом, $67 тыс. - это минимальный обязательный платеж, связанный с прохождением аудита. Данная сумма является фиксированной и не зависит от членства в IATA. По желанию авиакомпании могут проводить дополнительные консультации и контроль за внедрением стандартов. Сумма в размере $1,5 млн, озвученная в социальных сетях в обращениях для сбора подписей в поддержку авиакомпании "Бек Эйр", не соответствует действительности. По информации авиакомпаний Air Astana и SCAT, прошедших данный аудит, стоимость прохождения аудита IOSA составляет порядка 0,01% от общих операционных расходов", - уточнил он.


По вопросу о необходимости получения сертификата IOSA с 2013 года неоднократно проводились совещания, на которых руководители авиакомпаний, в том числе и АО "Бек Эйр", выражали готовность пройти указанный аудит. Однако на сегодняшний день авиакомпании "Бек Эйр", "Жезказган Эйр" и "Жетысу" не имеют сертификат IOSA. Данными авиакомпаниями работы по прохождению аудита IOSA не проводятся. По состоянию на декабрь 2015 года данные авиакомпании выполняют регулярные рейсы по 21 внутреннему маршруту ("Бек Эйр" - 19 маршрутов, "Жезказган Эйр" - 1 маршрут, "Жетысу" 1 маршрут), на которых осуществляют рейсы и другие казахстанские авиакомпании. В случае приостановления полетов данных авиакомпаний их регулярные рейсы будут переданы другим игрокам. При этом необходимо учесть, что "Жезказган Эйр" выполняет лишь внутриобластные коммерческие воздушные перевозки, для получения допуска на которые сертификата IOSA не требуется", - пояснил также Сейдахметов. При этом он заверил, что "в ближайшее время введение ограничений на полеты авиакомпаний, не имеющих сертификаты аудита IOSA, не планируется".


Напомним: ранее председатель совета директоров авиакомпании "Бек Эйр" Нурлан Жумасултанов дал свою оценку стоимости проведения аудита IOSA, ставшего обязательным требованием для осуществления внутренних воздушных перевозок.

Согласно регламенту, аудит должны проводить иностранные специалисты из IATA, что влечет дополнительные, а главное бесполезные затраты более чем в $1,5 млн, которые обязательно скажутся на стоимости авиабилетов", - говорится в открытом обращении "Бек Эйр".


В свою очередь, в IATA прокомментировали спор о стоимости прохождения авиакомпаниями аудита.

Сам аудит стоит $67 тыс. Подготовка к аудиту, а именно привести авиакомпанию в соответствие с международными стандартами - это стоит денег. Если кто-то подсчитал, что ему надо потратить на это аж $1,5 млн, то значит, этот перевозчик отстает очень много", - прокомментировал региональный менеджер IATA Джордан Карамалаков.


По данным МИР РК, на сегодня из шести казахстанских авиакомпаний, выполняющих внутренние регулярные рейсы, сертификат IOSA имеют "Эйр Астана" и "SCAT". Авиакомпания "Эйр Астана" прошла четыре аудита IOSA, авиакомпания SCAT получила сертификат IOSA в ноябре 2015 года. Согласно правилам, у вновь созданной авиакомпании "Qazaq Air" имеется два года льготного периода для IOSA, подготовительные работы которого начаты в текущем году.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?