09.04.2010, 18:01 13647

МЦУИС решил, что Казахстан должен выплатить $125 млн двум турецким компаниям

Алматы. 9 апреля. Kazakhstan Today - Специальная комиссия, учрежденная в соответствии с Арбитражным регламентом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), отклонила ходатайство Республики Казахстан об отмене решения МЦУИС об уплате двум турецким компаниям - Rumeli Telekom A.S. (Rumeli) and Telsim Mobil Telekomunikasyon Hizmetleri A.S. (Telsim) - $ 125 млн в качестве компенсации за нарушение условий инвестиционного контракта, сообщает агентство со ссылкой на международный правовой портал InvecmentTreatyNews.

Напомним, что речь идет о ситуации вокруг оператора сотовой связи "Кар-Тел". В 1998 году образовывалось ТОО "Кар-Тел" с целью развития сотовой связи стандарта GSM на территории Казахстана. Доли в этой компании распределяются следующим образом: ТОО "Телеком Инвест" (Казахстан) - 40%, ОАО "Румели Телеком" (Турция) - 45%, ОАО "Тельсим Мобил Телекомуникасион Хизметлери" (Турция) - 15%.

Согласно инвестиционному контракту "КаР-Тел" обязуется "вкладывать инвестиции, применять передовые технологии и обеспечивать казахстанскую сторону регулярной и подробной информацией о ходе своей инвестиционной деятельности. В свою очередь "КаР-Тел" получил налоговые и иные льготы, в том числе полное освобождение от уплаты корпоративного и налога на имущество на пять лет, а также льготные тарифы на пять лет. Срок инвестиционного контракта должен был истечь 31 июля 2009 года.

К концу 2003 года компания "Кар-Тел" под брендом К-MOBILE достигла доходности около $65 млн в год с обслуживанием около миллиона абонентов и стала вторым по величине сотовым оператором в Казахстане.

Однако уже в 2002 году казахская сторона в лице ТОО "Телеком Инвест" подает иск в судебные инстанции на своих турецких партнеров. И после ряда судебных разбирательств в 2003 году Верховный суд Республики Казахстан выносит постановление о принудительном выкупе 60-процентной доли ТОО "Кар-Тел", принадлежащей турецким компаниям, установив ее стоимость, равную внесенной сумме в уставный капитал на момент образования (что в итоге составило около $3 тыс.).

Уже в сентябре 2004 года российская компания "Вымпелком" официально объявила о 100-процентном приобретении казахского сотового оператора "Кар-Тел" за $350 млн и плюс $75 млн долговых обязательств. Однако от турецкой стороны в лице Фонда страхования сберегательных вкладов Турции поступили претензии в адрес "Кар-Тела" с требованием выплатить существующие задолженности и дополнительные обязательства в размере $19,7 млн, которые не были учтены во время приобретения компании "Вымпелкомом".

В 2005 году Rumeli и Telsim начали арбитражное разбирательство. В частности, заявители утверждали, что действия казахстанской стороны являются противоправными, поскольку они выполнили свои обязательства в рамках инвестиционного контракта. По их словам, Казахстан нарушил обязательство перед иностранным инвестором в соответствии с международным правом и двусторонними казахстанско-турецкими соглашениями.

29 июля 2008 арбитражный суд МЦУИС единогласно признал правоту турецкой стороны и указал в постановлении, что Казахстан нарушил свои обязательства по предоставлению Rumeli и Telsim справедливого и равноправного режима и экспроприировал вложенный капитал турецких компаний.

Примерно через три месяца Казахстан начал добиваться отмены решения арбитражного суда. Однако на днях специальная комиссия в составе судьи Стефана Швебеля (Stephen M. Schwebel), профессора Кэмпбелла Маклачиана (Campbell McLachlan) и доктора права Эдуардо Ромеро Сильва (Eduardo Silva Romero) вынесла решение об отклонении всех аргументов казахстанской стороны и оставила в силе решение суда МЦУИС, согласно которому Казахстан должен выплатить турецким компаниям $ 125 млн.

МЦУИС (ICSID - International Centre for Settlement of Investment Disputes) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК) и Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МИГА) и самим Всемирным банком, входит в группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами.

МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (так называемой Вашингтонской конвенцией). Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции. Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года. Членами МЦУИС являются 143 страны (на 18 января 2008 года), в том числе Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина. Россия не является членом МЦУИС. Центр возглавляют избираемые председатель и генеральный секретарь.

Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?