21.05.2015, 19:38 7804

ЦИК РК не согласна с критикой Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными выборами президента

В ЦИК РК заявляют, что "президентские выборы в Казахстане прошли прозрачно и открыто и отвечали всем принципам избирательного права".

Астана. 21 мая. Kazakhstan Today - Центральная избирательная комиссия РК не согласна с некоторыми критическими замечаниями Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными выборами президента.

"Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан не в полной мере согласна с нижеприведенными критическими замечаниями Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными президентскими выборами, представляя по ним свои аргументы", - говорится в комментарии ЦИК РК к Заявлению о предварительных выводах и заключениях Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными президентскими выборами в Республике Казахстан, передает Kazakhstan Today.

В частности, в заявлении Миссии отмечалось: "Необходимы реформы для проведения по-настоящему демократических выборов. Доминирующая позиция президента и отсутствие настоящей оппозиции, ограничили выбор избирателей. Ограничения, применяемые к СМИ, подавляют свободу выражения и публичные дебаты. Наблюдались серьезные процедурные ошибки и нарушения во время процесса голосования, подсчета голосов и сведения результатов".

В свою очередь в ЦИК РК заявляют, что "президентские выборы в Казахстане прошли прозрачно и открыто и отвечали всем принципам избирательного права".

"Рекордно высокая явка избирателей говорит о беспрецедентной гражданско-политической активности граждан. Два кандидата оппонировали действующему президенту, дав реальный выбор избирателям. Всем кандидатам были созданы равные возможности для свободного проведения предвыборной агитации. Программы кандидатов существенно различались друг от друга и были в равной степени освещены в средствах массовой информации. Тем самым были обеспечены реализация свободы выражения и проведение дебатов", - говорится в комментарии.

При этом в ЦИК подчеркивают, что "по мнению наблюдателей других международных организаций (СНГ, ШОС, ТюркПА, ССТГ) и иностранных государств, внеочередные президентские выборы прошли в демократической обстановке, отвечали национальному законодательству и международным нормам о выборах".

В то же время, как пояснили в ЦИК, имевшие место отдельные недоработки носили технический характер и не влияли на общий ход голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования.

В другом замечании БДИПЧ/ОБСЕ говорится, что "действующий президент и его политическая партия "Нур Отан" доминируют в вопросах политики. В стране отсутствует настоящая оппозиция, а несколько видных критиков правительства либо лишены свободы, либо живут в изгнании".

"По результатам социологического опроса британской компании Ipos MORI 91% респондентов Казахстана удовлетворены политикой действующего президента. На фоне неблагоприятной обстановки в мире избиратели голосовали за стабильность и развитие Казахстана, что согласуется с политикой президента Н. А. Назарбаева. Однако это не означает, что критики действующего президента не могут выражать открыто свое мнение, а граждане страны не могут свободно знакомиться с альтернативными политическими взглядами, поскольку оппозиционно настроенные печатные издания находятся в свободной продаже, а доступ к Интернету имеется почти у каждого казахстанца. Более того, действующая власть всегда прислушивалась к конструктивным предложениям оппозиции и вводила их в действие. Представители "оппозиции" были лишены свободы за совершение уголовных преступлений, а живущие "в изгнании" "критики правительства" в действительности не были изгнаны, а добровольно и поспешно покинули страну после разоблачения совершенных ими скандальных коррупционных преступлений и только за рубежом стали активно критиковать правительство. Таким образом, действующая в Казахстане прагматичная политическая власть не препятствует развитию политического плюрализма, а учитывает различные мнения и стремится воплотить самые ценные предложения в жизнь", - заявляют в ответ на критику в ЦИК.

Также Миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ заявила, что "получила информацию от студентов и сотрудников компаний о том, что их руководители давали указания участвовать в качестве волонтеров в избирательной кампании, принимать участие в агитационных мероприятиях и отдавать голоса за действующего президента".

В свою очередь ЦИК поясняет, что "в соответствии со статьей 3 Конституционного закона о выборах участие граждан республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или не участию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление. Подтверждение участия гражданина в голосовании Конституционным законом о выборах не предусмотрено".

При этом в ведомстве отмечают, что в случае воспрепятствования насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать предусматривается уголовная и административная ответственность (статья 150 Уголовного кодекса и статьи 112, 122 и 123 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Также ЦИК сообщает, что "информация об университетах и компаниях города Алматы, Костанайской, Мангистауской и Жамбылской областей, руководители которых давали указания голосовать за конкретного кандидата, не получила подтверждения".

Также заявления Миссии касаются работы СМИ: "Несмотря на работу большого количества СМИ, в целом наблюдается отсутствие независимых СМИ, предоставляющих разнообразие точек зрения. Многочисленные санкции, включая закрытие СМИ и блокирование интернет-сайтов, способствуют подавлению политического дискурса... Несмотря на то, что Конституция гарантирует свобода выражения мнения и запрещает цензуру, в Уголовном кодексе сохранились положения о клевете и оскорблении, а также положение об особой защите президента и государственных служащих, противоречащие предоставленным ранее рекомендациям БДИПЧ/ОБСЕ и представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ... Кодекс также содержит положение, касающееся распространения ложной информации, предусматривающее срок до десяти лет лишения свободы. В сочетании с часто применяемыми положениями Гражданского кодекса, касающимися клеветы, которые могут привести к значительным штрафам, нормативно-правовые рамки побуждают самокритику и ограничивают свободу слова".

В свою очередь ЦИК сообщает, что с момента начала избирательной кампании не было закрыто ни одного СМИ, соответственно никакого подавления политического дискурса нет. В таких оппозиционных газетах, как "Свобода слова", "Трибуна", "Дат", в журнале "Адам" в критическом формате подавалось немалое количество развернутых статей о выборах.

"Что касается сохранения в действующем Уголовном кодексе ответственности за клевету и оскорбление хотелось бы отметить, что абсолютное большинство государств на планете, в том числе практически все европейские государства в своем уголовном законодательстве имеют разнообразные статьи об уголовной ответственности за клевету. Однако ОБСЕ игнорирует этот факт и настаивает, чтобы Казахстан исключил из своего законодательства уголовное преследование за клевету. Почему же наличие уголовного наказания за клевету в европейских странах не создает угрозу для свободы слова, а в Казахстане - приведет к ограничению свободы слова? Более того, опыт абсолютного большинства государств мира показывает, что наличие в уголовном законодательстве статей о клевете и оскорблении служит сдерживающим фактором, причем сдерживающим не свободу слова, а попытки использовать клевету против законных прав и интересов личности. Во многих развитых государствах мира, в том числе и в странах-участницах ОБСЕ, на законодательном уровне закреплены нормы, устанавливающие различного рода санкции как уголовно-правового, так и гражданско-правового характера, направленные на защиту прав граждан, а также определенного круга руководства страны, в том числе президента страны, представителя власти, государственных служащих от необоснованных обвинений, клеветы и оскорблений. Республика Казахстан также относится к этому числу", - заявляет ЦИК РК.

Вместе с тем в ЦИК подчеркивают, что в примечаниях статей 373, 375, 376, 378 Уголовного кодекса Республики Казахстан отмечается, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой президентом Республики Казахстан политике, о депутатской деятельности депутата парламента Республики Казахстан, о служебной деятельности представителя власти не влекут уголовной ответственности. А это - прямая законодательная гарантия свободы слова, свободы выражения мнений.

"Неверным является утверждение Миссии о том, что "обновленный кодекс также содержит положение, касающееся распространения ложной информации, за которую грозит до десяти лет лишения свободы". Если внимательнее читать статью 130 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, то можно увидеть, что "под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию". На суде обвинитель должен представить доказательства суду, что обвиняемый заведомо знал, что он распространял ложную информацию. Если человек распространяет ложную информацию, но при этом добросовестно заблуждается в ее ложности, то по казахстанскому законодательству он никак не может быть привлечен к ответственности за клевету. А это еще один барьер, не позволяющий привлекать к уголовной ответственности за клевету добросовестного журналиста, критикующего власти, в том числе президента, и допускающего какие-то неточности в силу незнания тех или иных обстоятельств", - подчеркивает ЦИК.

По информации Миссии БДИПЧ/ОБСЕ, "в 11 процентах проведенного наблюдения процесс голосования был отмечен как "плохой" или "очень плохой", что является значительным показателем. Были отмечены серьезные нарушения, включая вброс бюллетеней в 46 случаях, ряды похожих подписей в списках голосующих (12 процентов), групповое голосование (7 процентов), голосование через представителя и ненадлежащим образом опечатанные урны для голосований (по 4 процента), случаи многократного голосования (2 процента), а также голосование под давлением (2 процента) (включая случаи присутствия лиц, снимающих избирателей на видеокамеру, входящих и выходящих из избирательных участков)".

"Процесс подсчета голосов и сведения результатов ухудшился. Подсчет голосов был оценен как "плохой" и "очень плохой" более чем в трети избирательных участков, на которых проводилось наблюдение, что представляет собой значительную цифру", - заявили также в БДИПЧ/ОБСЕ.

В свою очередь ЦИК заявляет, что не может прокомментировать ряд отмеченных процедурных ошибок, выявленных Миссией БДИПЧ/ОБСЕ, и просит Миссию БДИПЧ/ОБСЕ предоставить подробную информацию о номерах участков, с указанием поселков, городов или иных населенных пунктов, где наблюдались данные процедурные нарушения.

"Замечания о вбрасывании сфальсифицированных бюллетеней в избирательные урны вряд ли могут быть достоверными, поскольку урны прозрачные: такие бюллетени сразу бросились бы в глаза многочисленным наблюдателям, что могло привести к признанию недействительными итогов голосования на конкретном избирательном участке. Жалоб по этим и иным процедурам голосования в ЦИК РК и органы прокуратуры, а также от других участников избирательного процесса не поступало", - говорится в комментарии ЦИК.

При этом ведомство подчеркивает, что "уже неоднократно Миссия БДИПЧ/ОБСЕ критикует процедурные аспекты проведения выборов в Республике Казахстан, и каждый раз Миссия БДИПЧ/ОБСЕ лишь делает замечания, не подкрепленные никакой доказательной базой, которые по итогам разбирательств выясняются как неправильно понятыми международными наблюдателями".

На заявление о том, что явка представлялась ниже официально объявленной, в ЦИК отметили, что "это предположение Миссии БДИПЧ/ОБСЕ недостоверно".

"Такое утверждение Миссии БДИПЧ/ОБСЕ должно быть обосновано на конкретных цифрах, фактах и иных документах, которые должны подтверждать мнение Миссии БДИПЧ/ОБСЕ. Вместе с тем, просим Миссию БДИПЧ/ОБСЕ представить при наличии эти доказательства в ЦИК РК. В ином случае данное заявление Миссии БДИПЧ/ОБСЕ будет расцениваться как утверждение, порочащее честь и достоинство организаторов и участников президентских выборов в Республике Казахстан", - заявили в свою очередь в ЦИК.

Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РК признательна Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными президентскими выборами за то, что в заявлении от 27 апреля 2015 года о предварительных выводах и заключениях она положительно оценила ряд аспектов.

В частности, Миссия отметила, что подготовка к выборам 26 апреля была проведена эффективно. В целом управление избирательным процессом осуществлялось эффективно; соблюдались все избирательные сроки, избирательные комиссии были открыты для наблюдателей и СМИ. Все решения ЦИК публиковались онлайн.

"На данных выборах было зарегистрировано более 9,5 млн избирателей. Большинство собеседников МНВ ОБСЕ/БДИПЧ не выражали сомнений в точности списков избирателей", - отмечается также в заявлении.

"Большинство избирательных участков открылось вовремя, и, по результатам наблюдения, за исключением трех случаев, процесс был отмечен как "хороший" или "очень хороший", - указывает Миссия.

Подытоживая вышеизложенное, Миссия БДИПЧ/ОБСЕ признает, что по 23 аспектам прошедших президентских выборов Казахстан выполнил свои международные обязательства, сообщает ЦИК РК.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?