08.10.2012, 12:38 1588

Россия не согласна со схемами беспошлинного экспорта своей нефти с территории Казахстана

Использованная в Казахстане схема ухода от пошлины является формально законной, но может привести к выпадающим доходам российского бюджета в объеме до $1 млрд в год. В настоящее время в российском правительстве прорабатываются меры, направленные на пресечение подобной практики.

Москва. 8 октября. Kazakhstan Today - Россия не согласна со схемами беспошлинного экспорта своей нефти с территории Казахстана, передает Kazakhstan Today.

В конце октября президент России Владимир Путин намерен встретиться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, чтобы обсудить ситуацию с реэкспортом российской нефти в Китай. Россию не устраивают планы казахстанской нефтяной госкомпании "КазМунайГаз" по увеличению поставок российской нефти в Китай без уплаты экспортной пошлины в Российский бюджет, пишет газета "Известия".

Как отмечается в статье, использованная в Казахстане схема ухода от пошлины является формально законной, но может привести к выпадающим доходам российского бюджета в объеме до $1 млрд в год. В настоящее время в российском правительстве прорабатываются меры, направленные на пресечение подобной практики. Федеральная таможенная служба РФ, со своей стороны, сообщила правительству о готовности контролировать исполнение решений, направляя своих представителей на таможенные посты Казахстана и Беларуси.

В прошлый четверг министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев сообщил, что "КазМунайГаз" намерен увеличить мощность экспортного нефтепровода Атасу - Алашанькоу в Китай. Министр уточнил, что экспорт в Китай планируется увеличить с 10 до 20 млн тонн в год. "Соответствующее соглашение находится в проработке, и технологически это осуществить мы можем достаточно быстро", - сказал он.

В свою очередь, пишет издание, вице-министр нефти и газа Казахстана Булат Акчулаков уточнил, что индикативный план на 2012 год предусматривает транспортировку в Китай по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу 2 млн тонн российской нефти. Однако, оговорился вице-министр, пока нефть из России поступает в меньших объемах. Акчулаков не смог назвать поставщиков этой нефти, отметив лишь, что покупателем является китайская CNPC.

Издание сообщает, что это заявление вызвало крайне нервную реакцию представителей "Транснефти". Как заявил источник в компании, согласно экспортным графикам "Транснефти", поставки российской нефти через Казахстан в Китай не предусмотрены.

В статье также отмечается, что в начале июня в рамках форума "Энергодиалог Россия - Китай" в Пекине вице-премьер РФ Аркадий Дворкович предложил использовать нефтепровод Атасу - Алашанькоу как альтернативу ВСТО (российский нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан). Однако после визита в Китай В. Путина было принято решение, что все поставки нефти в Китай будут идти через ВСТО, так как снижение объемов прокачки по ВСТО могут сделать его нерентабельным. Ситуация с поставками российской нефти через Казахстан в Китай обострилась в августе, когда Астана объявила о снижении для российских компаний с 1 сентября тарифа на прокачку по Атасу - Алашанькоу вдвое - до $11,3 за тонну на 1 тыс. километров. При этом казахским нефтяникам этот маршрут обходится в $25,8 - что все равно намного дешевле стоимости прокачки нефти в Китай по ВСТО (около $70). В России снижение стоимости прокачки восприняли как демпинг.

По информации "Известий", общий объем добычи Казахстана составляет 80 млн тонн, из которых 13 млн перерабатывается на заводах в моторное топливо. В Европу, транзитом через Россию, нефть уходит через трубопровод Атырау - Самара в объеме 15 млн тонн. Еще 29 млн - через частный Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). При этом потребности самого Казахстана в нефтепродуктах ежегодно растут и он заинтересован в их удовлетворении за счет поставок из России по внутренним ценам. Россия ежегодно поставляет в Казахстан 7 млн тонн нефти, 5 млн тонн из которых перерабатывается на Павлодарском НПЗ "КазМунайГаза", а 2 млн направляется на Шымкентский НПЗ, совладельцем которого является китайская Petro China.

При этом, как сообщили "Известиям" источники на рынке, из 2 млн тонн российской нефти, приобретаемой Petro China для нужд Шымкентского НПЗ, значительная часть идет в Китай по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу без уплаты экспортной пошлины в российский бюджет (с 1 октября пошлина составляет $418,9 за тонну). Подобная схема реализуется в рамках "географического свопа". Шымкентский НПЗ находится на юге Казахстана, и, чтобы не транспортировать российскую нефть через всю страну, Petro China направляет российскую нефть в экспортный нефтепровод, а на Шымкентский НПЗ направляет равный объем нефти с близлежащего Кумкольского месторождения.

Как пояснили источники "Известий", юридически "географический своп" не является нарушением таможенного законодательства и рассматривается лишь как оптимизация логистики. Подобная схема использовалась и раньше. Однако только после утверждения Казахстаном демпингового тарифа на прокачку в Китай, Россия "заметила", что физические объемы российской нефти уходят в Китай без уплаты пошлины. Не исключено, что предметом переговоров президентов станет как раз снятие претензий к своповым схемам в обмен на повышение тарифа.

При этом издание отмечает, что даже с введением Казахстаном низких тарифов на прокачку, экспортное направление через Казахстан в Китай неинтересно российским компаниям. В графике прокачки "Транснефти" зарезервированы объемы экспортных поставок в объеме 300 тысяч тонн в квартал (по 150 тыс. тонн имеют "Газпром нефть" и ТНК-ВР), однако компании не выбирают эту квоту, предпочитая другие экспортные направления. Как поясняют источники на рынке, нефть ВСТО продается с премией в $4-6 к сорту Dubai, в то время как казахская Urals продается с дисконтом к Dubai в $2, что делает поставки по ВСТО более выгодными, даже при снижении тарифа на прокачку через Казахстан. В "Газпром нефти" и ТНК-ВР отказались комментировать ситуацию. В ЛУКОЙЛе "Известиям" сообщили, что не исключают возможность экспорта в Китай по Атасу - Алашанькоу, но только той нефти, которая добывается компанией в Казахстане.

В Минэнерго РФ "Известиям" отказались прокомментировать ситуацию, пояснив, что "поставка нефти на территорию Республики Казахстан осуществляется на основе коммерческих контрактов, регулирование которых не входит в компетенцию органов государственной власти".

Несмотря на то, что переговоры с Казахстаном еще далеки от завершения, Федеральная таможенная служба РФ уже продемонстрировала готовность проконтролировать соблюдение Астаной будущих договоренностей, касающихся таможенного оформления российской нефти и нефтепродуктов при их экспорте с территории стран-членов Таможенного союза. В частности, 21 сентября ФТС в письме на имя вице-премьера Аркадия Дворковича предложила инициировать пересмотр Соглашения о взаимодействии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года, предоставив сотрудникам ФТС России право присутствовать и контролировать оформление экспорта нефти и нефтепродуктов на таможенных постах Беларуси и Казахстана, информирует издание.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?