Увеличение квот для сельчан в вузах Казахстан тянет вниз качество системы образования
Астана. 22 февраля. Kazakhstan Today - Увеличение квот для сельской молодежи в вузах Казахстан тянет вниз качество системы образования, передает Kazakhstan Today.
"В Казахстане около 7700 школ, 4000 из них являются малокомплектными... Малокомплектные школы в большинстве своем находятся в сельской местности, чаще всего вдали от районных центров, даже вдали от центральных усадеб бывших колхозов и совхозов. Вследствие проживания в таких местах, в таких школах, как правило, не задерживаются хорошие учителя, вследствие малых параметров они слабо оснащены учебным оборудованием. В них ежегодно обучаются до 500 тысяч учеников", - сказал сегодня государственный и общественный деятель, академик НАН РК Кенжегали Сагадиев в ходе конференции на тему "Человеческий капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста".
При этом он отметил, что есть села, где вообще не имеется школ и осуществляется подвоз детей в другие места. "По результатам ЕНТ успеваемость в таких школах существенно ниже, чем в городских и малокомплектных школах", - сказал он.
Он подчеркнул, что в результате в Казахстане вынуждены ежегодно устанавливать квоты для сельской молодежи для поступления их в вузы на более льготных условиях.
"Такая практика, с одной стороны, оказывает поддержку сельской молодежи для их восхождения на следующую ступень образования, с другой стороны - консервирует отсталость уровня образования значительной части казахстанской молодежи и тянет вниз качество всей системы образования, включая высшее. Такова вот институциональная ловушка: желая помочь, в то же время консервирует отсталость", - отметил академик.
По его мнению, для решения проблемы нужны радикальные меры. "Ее можно было бы решить, реализуя принятую несколько лет назад генеральную схему территориального расселения населения. Предусмотренная в ней концентрация (путем переселения) в наиболее удобные и перспективные для проживания места привела бы к функционированию в них нормальных, полнокомплектных школ", - считает К. Сагадиев.
Кроме того, он указал на то, что "одновременно с началом рыночных реформ в стране как грибы после дождя возникли многие частные высшие учебные заведения, не имеющие необходимой учебно-материальной базы и, что еще хуже, квалифицированных педагогов".
"Эта же болезнь захватила и государственные университеты, многие из которых сейчас имеют больше студентов платной формы обучения, чем студентов, обучающихся по госзаказу. В результате сейчас в Казахстане особый дефицит высококлассных педагогов высшей школы, способных на уровне самых современных требований готовить специалистов. Этот дефицит будет ощущаться тем в большей степени, чем больше мы будем ориентироваться на инновационную экономику", - подчеркнул ученый.
Он отметил, что Казахстану нужен высококвалифицированный класс педагогов высшей школы с достойным уровнем жизни, чтобы войти в число стран, имеющих комплексных специалистов. "Именно такая постановка вопроса сумела вывести Южную Корею, Малайзию да КНР в число успешных стран", - сказал.
Еще один недостаток высшего образования, на который обратил внимание академик, - весьма слабая государственная поддержка высшего образования. "В общих затратах на высшее образование доля платы за обучение за последние 5 лет составляет 78,8%, а государственный заказ (гранты) лишь 21,2%", - пояснил он.
Кроме того, К. Сагадиев коснулся качества среднего образования в Казахстане. "По качественным показателям, имея в виду качество обучения школьников, их функциональную грамотность и в целом уровень производительности труда работников в Казахстане, мы еще серьезно отстаем от многих других стран", - сказал он.
По результатам международного тестирования уровень знания казахстанских школьников в целом соответствует среднему значению учеников из 68 охваченных исследованиями стран. Но казахстанские школьники в 5-6 раз ниже по математической и естественно-научной подготовке учеников развитых стран.
"А по данным другого международного исследования, уровень грамотности казахстанских школьников по чтению, математике и естествознанию весьма серьезно уступает ее среднему международному уровню", - отметил академик.
"Эти данные показывают, что уровень качества и конкурентоспособности отечественного среднего образования отнюдь не соответствует требованиям инновационной экономики, на формирование которой мы взяли курс", - подчеркнул К. Сагадиев.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.