27.11.2017, 10:18 12095

В Генпрокуратуре разъяснили поправки в законодательство по вопросам защиты прав подозреваемого

Документ предусматривает, что 72-часовой срок задержания лица без санкции суда меняется на срок не более 48 часов, а несовершеннолетнего - на срок не более 24 часов.
Астана. 27 ноября. Kazakhstan Today - В Генеральной прокуратуре Казахстана разъяснили рассматриваемые в парламенте поправки в уголовно-процессуальное законодательство по вопросам защиты прав подозреваемого, передает Kazakhstan Today.

В настоящее время в парламенте рассматривается внесенный главой государства законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности". Законопроектом предусмотрен ряд существенных поправок в уголовно-процессуальное законодательство, направленных на защиту прав и интересов подозреваемого (обвиняемого); на повышение состязательности процесса; на расширение полномочий адвокатов", - рассказал старший помощник генерального прокурора Болат Беисов.


В части защиты прав и интересов подозреваемого документ предусматривает, что 72-часовой срок задержания лица без санкции суда меняется на срок не более 48 часов, а несовершеннолетнего - на срок не более 24 часов.

Исключения составляют случаи: задержания по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; задержания по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления; задержания по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков; задержания по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы; задержания по подозрению в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека; когда невозможно обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации).
По словам Беисова, упомянутые поправки также предусматривают право на возмещение вреда, причиненного в результате соответствующих незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс, в отношении лица, если проведены негласные следственные действия, впоследствии признанные в судебном порядке незаконными.

Кроме этого, доказывание будет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование.

Согласно документу, задержанное лицо будет подлежать освидетельствованию в порядке, предусмотренном статьей 223 УПК, для установления общего состояния его здоровья и наличия телесных повреждений.

К лицам, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, кроме уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 217, 218, 231, 234, 248 и 249 УК, мера пресечения в виде содержания под стражей не будет применяться, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4) и 5) части 1 статьи 147 УПК (статья 136 УПК "Основания для применения мер пресечения")", - добавил помощник генпрокурора.


В случае установления временного ограничения на распоряжение имуществом на срок не более десяти суток, согласно внесенным поправкам, необходимо уведомление в течение 24 часов собственника имущества, если его личность установлена. При этом в течение указанного срока лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано решить вопрос об аресте имущества либо снять установленное ограничение.

Уведомление собственника имущества об установлении временного ограничения на распоряжение принадлежащим ему имуществом не будет производиться в следующих случаях: по уголовным делам о террористических либо экстремистских преступлениях; по уголовным делам о преступлениях, совершенных преступной группой; если уведомление собственника имущества об установленном временном ограничении в распоряжении им создает угрозу раскрытия информации о проводимых по уголовному делу негласных следственных мероприятиях.

Беисов пояснил, что в целях недопущения необоснованного вовлечения граждан в уголовный процесс предусмотрены случаи, когда досудебное расследование не может быть начато. Так, не будут подлежать регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении: 1) в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения; 2) о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.

Документ также предоставляет право лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия (НСД), в течение 15 дней с момента уведомления, обратиться в суд с заявлением о признании проведения соответствующих НСД незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового).

Напомним, 15 ноября на пленарном заседании мажилиса парламента генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности". По его словам, документ предусматривает поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О прокуратуре".

Совершенствование законов - это процесс постоянный. К нему нужно подходить вдумчиво, взвешенно, шаг за шагом. При этом не должен нарушаться баланс между правами человека и борьбой с преступностью", - отметил генпрокурор.


Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?